​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Информация о работе ЦК Профсоюза с мая 2011 года по май 2012 года

Столь пристальное внимание к региональным Программам на стадии их рассмотрения и утверждения, в т.ч. со стороны Профсоюза, обеспечило пересмотр основных параметров Программ в подавляющем большинстве субъектов РФ, в том числе, в части повышения уровня оплаты труда работников, участвующих в повышении доступности амбулаторной медицинской помощи и внедрении стандартов медицинской помощи. Так, в 5 субъектах РФ дополнительный рост среднемесячной заработной платы составил от 54% до 82%, в 5 – от 20% до 48%, в 23 – от 10% до20% и т.д.

В последующем ЦК Профсоюза уделял серьезное внимание мониторингу реализации Программ модернизации в части одного из направлений – внедрение стандартов оказания медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи.

Результаты проводимого мониторинга, анализ информации, представленной региональными организациями, по вопросам повышения уровня оплаты труда работников в 2011г. в рамках реализации Программ, обсуждались практически на всех заседаниях Президиума, Пленума ЦК Профсоюза с определением конкретных мер по повышению эффективности деятельности организаций Профсоюза всех уровней.

На примере Смоленской области рассмотрен вопрос об участии первичных и местных организаций Профсоюза в реализации территориальной Программы в части повышения уровня защищенности трудовых, профессиональных и экономических интересов работников здравоохранения.

Представители ЦК Профсоюза приняли участие также в рассмотрении на Рабочей группе РТК материалов мониторинга реализации Программ, проведенного Минздравсоцразвития России, в ходе которого были обсуждены наиболее проблемные вопросы в части освоения выделенных средств, формирования Перечней работников, имеющих право на доплаты стимулирующего характера. По результатам рассмотрения в аппарат РТК и Председателю Федерального фонда ОМС Юрину А.В. направлены замечания ЦК Профсоюза, отражающие обеспокоенность сложившейся ситуацией, и предложения по регулированию Министерством здравоохранения и социального развития РФ вопросов формирования Перечней работников, участвующих в повышении доступности амбулаторной медицинской помощи.

С целью разрешения конкретных вопросов, возникающих на местах, по включению в Перечень специалистов с высшим и средним немедицинским образованием, специалистов, осуществляющих диагностические исследования и параклинические процедуры, по учету дополнительных выплат при исчислении среднего заработка во всех случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, практиковалось направление запросов ЦК Профсоюза в Минздравсоцразвития России. Разъяснения по данному вопросу в части полномочий субъектов Российской Федерации и источников финансирования были размещены на официальном сайте ЦК Профсоюза и направлены руководителям региональных организаций Профсоюза.

Кроме того, обобщен и направлен на места анализ нормативной правовой базы по вопросам обязательного медицинского страхования (Информационные бюллетени №2 - «Модернизация здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2011-2012годах», №4-«Обязанности и ответственность медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования»).

Представители ЦК Профсоюза взаимодействуют с Национальной медицинской палатой в вопросах о роли медицинского сообщества в решении накопившихся проблем в здравоохранении.

Значительное количество вопросов по организации и оплате, нормированию труда работников здравоохранения поступили Председателю Профсоюза М.М. Кузьменко в ходе подготовки и проведения «Горячей линии», организованной редакцией журнала «Сестринское дело» совместно с ЦК профсоюза. Ответы на все присланные и устные вопросы были опубликованы в выпусках журналов «Сестринское дело», «Профтема», на сайте Профсоюза.

Позиция ЦК профсоюза по проблемам функционирования и перспектив развития отрасли, ее реформирования, защиты профессиональных, социально-экономических, трудовых прав и интересов работников систематически доводилась до сведения членов профсоюза на страницах отраслевой и профсоюзной печати, в частности, «Медицинская газета», «Медицинский вестник», «Вакансии – от А до Я», журналов «Заместитель главного врача», «Сестринское дело», «Профсоюзная тема», « Информационный бюллетень».

 

3. Правовая и социальная защита интересов работников здравоохранения (законотворческая деятельность, правовая защита, трудовое, пенсионное законодательство, охрана труда)

В настоящее время работа по представительству и защите прав и интересов работников ведется юридической службой, которую представляют правовые инспекторы труда ЦК Профсоюза. В целях осуществления основной уставной деятельности Профсоюз работал в тесной взаимосвязи с Государственной Думой ФС РФ, Правительством РФ, Минздравсоцразвития России, другими федеральными органами исполнительной власти, Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

Реформирование отрасли идет непрерывно, происходят изменения федерального и регионального законодательства. В рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения происходит реорганизация медицинских организаций путем их слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. В целях сохранения профсоюзных организаций и численности членов профсоюза в регионы было направлено подробное разъяснительное письмо о сохранении порядка перечисления членских профсоюзных взносов в условиях реформирования медицинских организаций.

За отчетный период существенные изменения произошли в системе предоставления мер социальной поддержки работникам, издаются новые акты, регулирующие предоставление медицинским работникам компенсаций за работу во вредных, опасных и тяжелых условиях труда.

Сегодня для Профсоюза актуальным и значимым становится участие в процессе подготовки проектов нормативных актов. Представители организаций Профсоюза принимают активное участие в заседаниях рабочих групп органов законодательной и исполнительной власти по разработке нормативной базы, касающейся социально-экономической защиты работников отрасли, не допуская включения в них положений, ущемляющих права работников.

Учитывая, что в Концепции развития системы здравоохранения РФ до 2020 года медицинскому работнику отводится важная роль, кадровый вопрос является приоритетной задачей. Говоря о кадровом обеспечении, неоднократно отмечалась существующая диспропорция числа медицинских работников в разных регионах, разных типах учреждений, имеющих разные специальности. Общий дефицит врачей оценивается в 27,4%, а среднего медперсонала-в 6,15%. Учитывая, что система здравоохранения страдает от несбалансированности численности и распределения кадров, Профсоюз выражал обеспокоенность кадровой обеспеченностью медицинскими работниками на селе. Проблема требовала существенных изменений законодательства в части распределения и закрепления кадров. Рассматривались предложения о возврате к ранее действующему союзному принципу распределения молодых специалистов. Профсоюз направлял свои предложения для изменения сложившегося положения. Законодатель предложил решить проблему закрепления кадров на селе путем единовременных компенсационных выплат из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, из расчета один миллион рублей на одного медицинского работника в возрасте до 35 лет для приобретения медицинским работником жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки при условии заключения договора об отработки пяти лет в сельской местности. Данная мера социальной поддержки нашла отражение в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании» от 29.11.2011 № 326.

Профсоюзом неоднократно поднимался вопрос об урегулировании проблемы по осуществлению медицинскими работниками «дежурств на дому» на законодательном уровне. По поручению Правительства РФ Минздравсоцразвития России разработал проект федерального закона о внесении изменений в ТК РФ, закрепляющий особенности труда врачей и среднего медперсонала организаций здравоохранения, расположенных в сельской местности, при осуществлении ими «дежурств на дому». Учитывая значимость проблемы, по запросу ЦК Профсоюза некоторыми региональными организациями были представлены предложения по интересующему вопросу. Позиция Профсоюза была представлена на заседания рабочих групп РТК, Минздравсоцразвития России.

Достаточно остро в России стоял вопрос по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений, работающим и проживающим в сельских местностях. Вопрос не решался 6 лет. Профсоюз не оставлял эту проблему без внимания и активно работал со всеми ветвями органов законодательной и исполнительной власти, защищал интересы медиков в судебных органах. Результатом действий нашего Профсоюза явилось принятие постановления Правительства РФ от 17.10.11 № 839, согласно которому медицинские работники, работающие в федеральных учреждениях в сельской местности, ежемесячно с 1 января имеют право на получение компенсации по 1200 рублей. Кроме того, им будут выплачены недополученные с 2005 года денежные выплаты в общей сумме 63 тыс.рублей. В дальнейшей работе по разрешению проблем в части льгот по ЖКУ и в связи с принятием правительственного постановления № 839 направлялись обращения к полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах: с просьбой дать поручение органам исполнительной власти субъектов РФ, в которых компенсационные выплаты медицинским и фармацевтическим работникам по оплате ЖКУ предоставляются не в полном размере, рассмотреть возможность индексации указанных компенсаций до уровня фактических расходов работников; в Северо-Кавказский и в Южный ФО с просьбой поручить соответственно: Республиканским органам исполнительной власти Чеченской Республики – в короткие сроки обеспечить выполнение Закона ЧР от 07.06.2006 о льготах ЖКУ медицинским и фармацевтическим работникам, работающим и проживающим на селе; в республиках Северная Осетия-Алания и Ингушетия, а также Республика Калмыкия – в короткие сроки разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий предоставление мер социальной поддержки по ЖКУ упомянутым работникам.

ЦК Профсоюза принимал участие в парламентских слушаниях, проводимых Комитетом по охране здоровья Госдумы СФ РФ на тему: «О концепции проекта фз «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Направлялись замечания и предложения по данному законопроекту в Минздравсоцразвития РФ, Госдуму РФ. Кроме того, уделяя важное внимание сфере реализации кадровой политики в отрасли, Профсоюз обращался в Комитет по здравоохранению Госдумы ФС с рядом предложений. В частности, разработать «социальный пакет» для медицинских работников и предусмотреть в нем: санаторно-курортное оздоровление; бесплатное оказание высоко-технологической медицинской помощи; перечисление денежных средств на основе коллективных договоров на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу при формировании объемов бюджетных ассигнований, направляемых на финансовое обеспечение госзадания, устанавливаемого федеральным государственным учреждениям. Рассмотреть вопрос о возможном изменении законодательства в части исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за последний год, предшествующий году наступления страхового случая. Предлагалось уделить внимание вопросу установления особого режима труда медработников, предусматривающего осуществление дежурств на дому с соответствующей оплатой труда, порядок которого определяется органом государственной власти, осуществляющим нормативное регулирование в сфере трудовых отношений, что потребует внесения дополнений в ст.350 ТК РФ. В этом же обращении указывалось на необходимость внесения изменений и дополнений в ст.72 Основ законодательства об охране здоровья граждан в РФ в части мер соцподдержки по оплате ЖКУ на селе. Вновь обращалось внимание на проблемы в здравоохранении в области охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с чем, предлагалось выйти с предложением о внесении в бюджетную классификацию отдельных статей, предусматривающих финансирование мероприятий по охране труда. Указывалось о необходимости правовой определенности в подходах при разработке отраслевых стандартов безопасности труда по критериям оценки классификации условий труда при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Указывалось о необходимости подготовки и принятия отдельного нормативного правового акта (постановления Правительства РФ), которым устанавливаются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска медработникам психиатрических, туберкулезных служб и работающим с ВИЧ-инфекциями. Выражена принципиальная позиция о недопустимости повышения пенсионного ценза, о сохранении досрочных трудовых пенсий, об обязательности профессио-нального пенсионного страхования и контролировании этой системы государством. В ответном письме Комитета по охране здоровья Госдумы РФ, полученном в феврале 2012, отмечено, что Комитет и его депутаты, разделяя озабоченность ситуацией, складывающейся в сфере реализации кадровой политики в сфере здравоохранения, поддерживают предложения по совершенствованию системы здравоохранения и социально-экономического положения работников здравоохранения; и согласились на заключение предложенного Профсоюзом Соглашения о сотрудничестве. Его проект, подготовленный ЦК Профсоюза, находится в стадии подписания.