​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Информация о работе ЦК профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации с мая 2012 года по май 2013 года

Деятельность по защите экономических интересов работников здравоохранения

Основным направлением деятельности профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, в период с мая 2012г. по май 2013г., продолжала оставаться работа в части представительства и защиты экономических интересов работников отрасли.   

Вопросы повышения уровня оплаты труда рассматривались в числе первоочередных при определении перспектив финансового обеспечения на 2013г. и последующие годы.

В рамках участия в заседаниях рабочих групп РТК представителями Профсоюза вносились замечания и предложения по повышению объемов финансирования деятельности здравоохранения, индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, стипендий студентов; разработки механизмов финансовой помощи субъектам РФ для осуществления индексации в государственных и муниципальных учреждениях при рассмотрении соответствующих вопросов: об основных направлениях бюджетной политики и основных параметрах проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов; «Сценарные условия и основные социальные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов»; о проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов»; о проекте федерального закона «О внесении изменений в ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды».

Неоднократные встречи руководства ФНПР, отраслевых профсоюзов с руководством страны явились важнейшим фактором внесения в Федеральный бюджет на 2012год и плановый период 2013-2014 годов нормы об увеличении фондов оплаты труда федеральных государственных учреждений в 2012году – с 1 октября – на 6%. Аналогичные решения были приняты на местах в подавляющем большинстве субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013г. увеличен на 13% с 4611 рублей до 5205 рублей в месяц. 

Предложения ЦК Профсоюза по повышению уровня оплаты труда работников здравоохранения и совершенствования условий её исчисления нашли свое отражение в соответствующих Указах Президента Российской Федерации.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов,), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг - до 100 процентов, от средней заработной платы в соответствующем регионе.

В рамках реализации данного Указа, Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы. Профсоюз работников здравоохранения РФ, активно участвовал в обсуждении проекта Программы,который неоднократно рассматривался на заседаниях рабочей группы РТК.   В Секретариат РТК и Минтруд России направлялись конкретные замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда, выработанные Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы. 

По инициативе Ассоциации, в проекте были учтены предложения, связанные с определением контрольных цифр размеров и сроков повышения заработной платы работников учреждений бюджетной сферы; предусмотрены актуализация квалификационных требований по должностям работников учреждений бюджетной сферы, изменению нормативной и правовой базы по нормированию труда специалистов здравоохранения, внесению изменений в систему статистического наблюдения показателей средней заработной платы по категориям работников и типам учреждений.   Одним из важных фактов, на котором настаивал Профсоюз, является утверждение Правительством РФ базовых окладов по ПКГ

В рамках разработки практических мер по реализации Программы Профсоюз неоднократно выносил на рассмотрение вопрос об утверждении базовых окладов по ПКГ на федеральном уровне не в 2015 году, как предусмотрено Программой, а в 2013 году.

Кроме того, Профсоюз настаивает на установлении базового оклада по ПКГ работников, занятие должностей, которых не требует профессионального образования, не ниже МРОТ, а также на внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, в части статуса и структуры минимального размера оплаты труда.

В целях оказания практической помощи региональным организациям Профсоюза в регионы был направлен анализ Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда, а также рекомендации по участию Профсоюза в разработке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных планов мероприятий - «дорожных карт» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации».

Вопрос об участии организаций Профсоюза в реализации Указов Президента РФ от 07 мая 2012 года был рассмотрен на заседании Президиума ЦК Профсоюза в декабре 2012 года.

Кроме того, проводится анализ региональных «дорожных карт», в части контрольных цифр по повышению уровня оплаты труда работников и разрешению иных проблем в сфере кадрового обеспечения, а также участия организаций Профсоюза в их разработке и реализации.

Представители Профсоюза включены в состав постоянно действующей рабочей группы при Минтруде России по оценке результатов реализации Программы совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы,

Учитывая актуальность проблемы нормирования труда работников здравоохранения, представители ЦК Профсоюза приступили к работе в составе Межведомственной рабочей группы по организации нормирования труда, разработке профессиональных стандартов и уровней квалификации в сфере здравоохранения при Минздраве России.

С целью подготовки соответствующих предложений по разработке типовых норм труда с их обоснованием, проведено анкетирование среди практических врачей по вопросам организации, оплаты и нормирования их труда. Получено около 2-х тысяч анкет, анализ которых будет обсужден на заседании Президиума ЦК Профсоюза.

С целью оказания практической помощи региональным и первичным организациям Профсоюза по вопросам формирования штатного расписания подготовлен «Сборник нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования штатного расписания учреждений здравоохранения, организации деятельности специалистов, оказывающих отдельные виды медицинской помощи» (извлечения из Порядков оказания специализированной медицинской помощи).

Работа по совершенствованию требований к специалистам здравоохранения с учетом их подготовки, квалификации, объема умений и характера выполняемых работ будет осуществляться с участием Профсоюза в составе рабочей группы при Минздраве России, а также Экспертного Совета при Минтруде России.

В целях повышения эффективности работы по отстаиванию интересов работников в современных условиях, Председатель Профсоюза М.М. Кузьменко включен в состав Правительственной комиссии по охране здоровья граждан, он является членом Коллегии и Совета по кадровой политике Минздрава России, Правления Федерального фонда ОМС.

С целью объединения усилий медицинской общественности в вопросах защиты профессиональных, трудовых и социально-экономических интересов работников эти вопросы нашли отражение в выступлениях руководителей Профсоюза на Общероссийском форуме медицинских работников (I Национальном съезде врачей), Всероссийском Форуме медицинских сестер и в Резолюциях указанных съезда и форума. Укреплялись деловые контакты с Национальной медицинской палатой.

Учитывая, что ряд концептуальных предложений ЦК Профсоюза, в части оплаты труда и социальной защиты работников здравоохранения, не находит поддержки в Правительстве РФ, был подготовлен совместно с Национальной медицинской палатой и направлен в Администрацию Президента РФ и Минздрав России «пакет» конкретных предложений по урегулированию на федеральном уровне правовых норм в части оплаты труда и социальной защиты («социальный пакет»).

В январе-феврале с.г. состоялись встречи руководства Профсоюза с Помощником Президента РФ Набиуллиной Э.С., ответственными работниками Администрации Президента РФ, Министром здравоохранения РФ Скворцовой В.И.

В рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, ЦК Профсоюза осуществлял оперативный мониторинг ситуации в регионах, по установлению выплат медицинским работникам, участвующим в реализации стандартов оказания медицинской помощи и повышении доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе по расширению Перечня работников, имеющих право на их получение. 

Результаты мониторинга реализации региональных Программ модернизации здравоохранения обсуждались на заседании Президиума ЦК Профсоюза, материалы опубликованы в «Медвестнике».

Вопросы доработки в 2012г. региональных программ обсуждались с участием председателя Профсоюза М.М. Кузьменко на постоянно действующей рабочей группе при заместителе Председателя Правительства РФ Жукове А.Д. 

Столь пристальное внимание к региональным Программам, в том числе со стороны Профсоюза, обеспечило пересмотр в 2012г. основных параметров Программ в подавляющем большинстве субъектов РФ, в том числе, в части повышения уровня оплаты труда работников участвующих в повышении доступности амбулаторной медицинской помощи и внедрении стандартов медицинской помощи.

Результаты мониторинга были обсуждены на заседании рабочей группы РТК. По результатам заседания рабочей группы были подготовлены и направлены замечания в секретариат РТК и Председателю Федерального фонда ОМС, отражающие основной комплекс проблем, возникших в ходе модернизации и предложения Профсоюза по их разрешению.

Ход реализации региональных программ модернизации здравоохранения в субъектах РФ был обсужден также с участием Профсоюза на парламентских слушаниях в Госдуме РФ.

По отдельным вопросам, возникающим на местах, в части расширения Перечней работников, имеющих право на выплаты в рамках модернизации, направлялись запросы в Минздрав России с последующей информацией региональных организаций Профсоюза.

Продолжалась работа по анализу реализации национального проекта «Здоровье».

Так, потребовалось вмешательство ЦК Профсоюза по вопросу о порядке и финансовом обеспечении гарантий в части включения в средний заработок выплат работникам, участвующим в реализации мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; по оказанию медицинской помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни. В результате данный вопрос был решен.