​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Основные направления деятельности ЦК Профсоюза за период после V съезда Профсоюза (с мая 2010 по февраль 2014 года)

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ,  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Одним из основных направлений деятельности отраслевого Профсоюза на всех уровнях продолжает оставаться работа по обеспечению защиты трудовых, профессиональных, экономических интересов членов Профсоюза.

Эти вопросы неоднократно ставились перед органами законодательной и исполнительной власти, отражались в Требованиях профсоюзов в рамках коллективных действий в 2010 году; обсуждались на неоднократных встречах с руководством страны, Правительством  РФ; выносились на обсуждение медицинской общественности в рамках участия в Пироговских съездах, форумах медицинских работников и руководителей учреждений здравоохранения, конференциях Национальной медицинской палаты, съездах Ассоциации медицинских сестер России; рассматривались на заседаниях Правительственной комиссии по охране здоровья граждан в ходе  разработки Государственной программы «Развитие здравоохранения» и ее подпрограммы в части кадрового обеспечения, на Коллегиях и Совете по кадровой политике Минздрава России, в состав которых председатель Профсоюза включен на постоянной основе.

При подведении итогов этой работы за отчетный период и определении основных приоритетных направлений деятельности на предстоящий период целесообразно коротко подчеркнуть ряд узловых моментов, обусловивших специфику прошедшего пятилетия.

В первую очередь, это реформы в бюджетной сфере, в т.ч. в здравоохранении, по глубине преобразований превосходящие все предшествующие.

В числе важных следует отметить совершенствование правового положения учреждений,  в соответствии с федеральным законом № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», принятым в 2010 году.  Нормы данного закона обусловили снятие ответственности Государства за деятельность подавляющего большинства учреждений, принципиальное изменение подходов к финансовому обеспечению из бюджетов всех уровней оказания медицинских услуг в рамках госзаказа.

ЦК Профсоюза активно участвовал в разработке законопроектов, а также нормативных правовых актов по их последующей реализации, что позволило на стадии принятия внести ряд норм, направленных на обеспечение интересов работников. В этих целях представитель Профсоюза был включен на постоянной основе в состав Межведомственной рабочей группы при Минфине России, объединяющей различные «слои» гражданского общества.

Так,  в рамках доработки федерального закона № 83 в Государственной Думе РФ по инициативе Профсоюза были внесены дополнения и изменения, в определенной степени регламентирующие оказание платных услуг, осуществление иных видов деятельности автономными и бюджетными учреждениями; продлены сроки введения в действие закона; предусмотрен переходный период и отдельные нормы реализации Закона в переходный период; определены основные нормы концепции организации финансового учета и отчетности учреждений; отмечена  важностьучастия представителей организаций Профсоюза при рассмотрении и внесении изменений в Уставы учреждений, определении видов деятельности и оказываемых услуг, перечней платных услуг и их тарифов.

Изменение механизмов финансового обеспечения оказания медицинских услуг  в рамках госзадания  потребовало серьезного внимания региональных и каждой первичной организации совместно с соответствующими органами управления к вопросумеханизмов формирования нормативов затрат на оказание услуг, с целью недопущения сбоев в финансировании лечебных учреждений, и как следствие – задержек в выплате заработной платы работникам, предотвращения снижения размеров заработной платы конкретным работникам.

Еще один важный реорганизационный процесс, глубоко затронувший здравоохранение - сменаподведомственности учреждений здравоохранения при передаче их с муниципального на региональный уровень, что потребовало внесения изменений в Положения по оплате труда переданных в государственную собственность учреждений.     В этой связи важная задача стояла перед всеми региональными, местными и первичными организациями – не допустить ухудшение условий оплаты труда работников и снижение размеров их заработной платы.

Этому в определенной степени способствовала норма Закона, предусматривающая полномочия органов местного самоуправления по созданию условий с целью привлечения медицинских работников, в т.ч. и сохранению уровня оплаты труда за счет местных бюджетов, которую отстаивал ЦК Профсоюза на стадии принятия Закона. Эта же норма по инициативе Профсоюза заложена в Основы охраны здоровья применительно к бюджетам всех уровней.

На этап указанных преобразований накладывается специфический процесс формирования и внедрения новой правовой базы в деятельности учреждений здравоохранения.

Необходимо отметить, что именно в этот период завершился длительный многолетний процесс принятия основного закона об охране здоровья граждан – ФЗ 323-ФЗ от 21 ноября 2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

ЦК Профсоюза, участвуя на постоянной основе в составе экспертной группы Государственной Думы РФ по разработке законопроекта, вносил предложения по многочисленным вариантам проектов, выносимых на обсуждение, отстаивая необходимость не только обеспечения гарантий граждан на   получение медицинских услуг, но и социальных гарантий работников, их осуществляющих, формирования правовой базы социально-экономической защиты прав медицинских работников.

Ряд норм по инициативе Профсоюза нашли отражение в принятом Федеральном законе.

Так, в отличие от ранее действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22.07.1993 года № 5487-1), Законом более четко сформулированы основные понятия в части медицинской деятельности, медицинской помощи. В их числе для Профсоюза представляется чрезвычайно важным понятие «медицинский работник», включающее в том числе специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи. Данная норма позволила решить многие проблемы, связанные с оплатой, режимом труда, аттестацией на квалификационную категорию   данных специалистов.

Следует отметить также, что по инициативе Профсоюза в Закон включена норма о том, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Узаконены нормы о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации за счет средств работодателя,  дифференциации оплаты труда по результатам аттестации на квалификационную категорию.

Участвуя в разработке нормативной базы по реализации данного Закона, ЦК подготовлены и направлены в адрес Минздравсоцразвития России предложения и замечания в проекты приказов, регламентирующие вопросы подготовки кадров специалистов, в т.ч. их практической подготовки, участия обучающихся в осуществлении медицинской деятельности, сертификации специалистов и др.

 

Система обязательного медицинского страхования

В отчетный период серьезному совершенствованию подверглась система обязательного медицинского страхования, его финансовая основа.

В значительной степени благодаря неоднократным требованиям Профсоюза об увеличении финансовой основы обязательного медицинского страхования увеличен с 1 января 2011г. размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан на 2%, с централизацией этих средств в федеральном фонде ОМС.

Правовая основа создана для унификации подходов к размерам платежей субъектов РФ на неработающее население: федеральным законом от 30.11.2011г. № 354-ФЗ установлена его единая величина – 18864 руб., с применением в 2012-2014 годах соответствующих понижающих коэффициентов.

В течение всего отчетного периода продолжалась работа по разработке и последующей реализации Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в которой Профсоюз принимал непосредственное участие.

Учитывая, что поэтапная реализация указанного закона, а также федерального закона об основах охраны здоровья предусматривает переход на одноканальное финансирование, формирование трехуровневой системы организации медицинской помощи; смещение акцентов со стационарной на амбулаторную помощь; организационное и финансовое обеспечение профилактических мероприятий и диспансеризации населения, «вхождение» в систему ОМС федеральных учреждений, ориентацию на эффективные способы оплаты медицинской помощи – все большее значение приобретает вопрос формирования тарифов на медицинские услуги и определении доли заработной платы в тарифах.

Необходимо отметить, что активная позиция ЦК Профсоюза способствовала отражению в Законе об ОМС нормы об участии организаций отраслевого Профсоюза в   этом процессе.

 

Оплата труда

С учетом изменения правовых основ функционирования здравоохранения и исчисления заработной платы за отчетный период, менялись и формы участия Профсоюза в разрешении задачи повышения уровня оплаты труда, т.к. размер заработной платы работников продолжает оставаться одной из актуальных проблем, решение которой является важнейшим направлением деятельности Профсоюза.

Так, продолжалась работа по разработке механизмов индексации заработной платы из бюджетов всех уровней в рамках обсуждения проектов Федерального бюджета на соответствующие трехлетние периоды, основных направлений социально-экономического развития страны.

Следует отметить, что отсутствие указанной индексации в федеральном бюджете в 2010 году побудило профсоюзы, входящие в Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации, осенью 2010г. к организации трех этапов коллективных действий, в рамках которых состоялось пикетирование здания Государственной Думы Российской Федерации,   официальные встречи с руководством Госдумы РФ, Правительства РФ, Президентом страны Д.Медведевым. Стороны признали, что проблемы, сформулированные в Заявлении Ассоциации, актуальны и требуют серьезного рассмотрения. Заместителем Председателя Правительства РФ А.Д.Жуковым были даны поручения руководству Минфина, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минкультуры России по рассмотрению требований профсоюзов.

В результате в Федеральный Бюджет на 2011г. было заложено увеличение фонда оплаты труда федеральных бюджетных учреждений дважды в течение 2011г. с 1 июня на 6,5% и с 1 октября – на 6.5%.

Одновременно были приняты решения об увеличении стипендий студентам с 01.09.2011года не на 6,5% , а на 9%, увеличении стипендиального фонда на 20%, увеличении стипендиального обеспечения интернов и ординаторов с 1 июня 2011 года до величины прожиточного минимума - 6367 рублей.       В последующем неоднократные встречи руководства ФНПР, отраслевых профсоюзов с руководством страны явились важнейшим фактором внесения в Федеральный бюджет нормы об увеличении фондов оплаты труда федеральных государственных учреждений в 2012году – с 1 октября – на 6%, в 2013 году – на 5.5.%. Аналогичные решения были приняты на местах в подавляющем большинстве субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013г. увеличен на 13% с 4611 рублей до 5205 рублей в месяц, с 1 января 2024 г. - до 5554 руб.

Вместе с тем, учитывая, что индексация фондов оплаты труда на уровень инфляции не обеспечивает принципиального повышения размеров оплаты труда работников, продолжалась активная работа по кардинальному изменению подходов к уровню оплаты труда специалистов.

В значительной степени именно настоятельные требования отраслевого Профсоюза, поддержанные на местах, обусловили ту реальность, когда руководители страны на самом высоком уровне неоднократно заявляли о понимании критичности ситуации и необходимости принципиального изменения положения дел в сфере оплаты труда в здравоохранении.

На начальном этапе отчетного периода практическое воплощение этого нашло отражение в ходе реализации в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения за счет средств ОМС, страховой тариф которого был увеличен на 2%.

В этой связи большая работа была проведена ЦК Профсоюза в ходе многоэтапного процесса обсуждения и согласования сначала в Минздравсоцразвития, затем - в Правительстве РФ, под руководством вице-премьера А.Жукова, с рассмотрением итогов этой работы на совещании у премьера Правительства РФ В.Путина проектов программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, в рамках которых определены основные направления, позволяющие сконцентрировать эти средства на решении наиболее актуальных проблем практического здравоохранения. 

По инициативе ЦК Профсоюза в проекты Программ и в нормативные акты по расходованию средств, направляемых на их реализацию, принятые на федеральном уровне, были внесены принципиальные изменения, направленные на решение проблем кадровой политики, в первую очередь, вопросов оплаты труда специалистов.

Так, Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011г. № 85 предусмотрено, что из средств, выделенных федеральным фондом на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, 70% должно быть направлено на оплату труда специалистов. Механизм внедрения стандартов стационарных медицинских услуг также предусматривал увеличение финансового обеспечения не только организационных составляющих оказания медицинской помощи (медикаменты, техническое оснащение и т.д.), но и оплаты труда работников, их осуществляющих.

 На стадии реализации утвержденных Программ серьезное внимание ЦК Профсоюза, региональных и первичных организаций обращалось на решение возникающих проблем, в т.ч. в части формирования перечней специалистов, имеющих право на выплаты стимулирующего характера; возникающих случаев существенной дифференциации в уровнях оплаты труда разных категорий работников. При этом в значительной части регионов активная позиция профсоюзных организаций позволила расширить Перечни, а также увеличить размеры выплат.

В целом необходимо отметить, что реализация региональных программ модернизации здравоохранения позволила в определенной степени повысить уровень оплаты труда значительной части работников. Вместе с тем, как и в   условиях продолжающейся реализации нацпроекта «Здоровье», в рамках которого установлены дополнительные выплаты отдельным категориям работников, Программы модернизации здравоохранения не обеспечили комплексного подхода к существенному повышению уровня оплаты труда всех работников. Это подтвердили проводимые ЦК Профсоюза оперативный мониторинг ситуации на местах, неоднократное анкетирование работников, рассмотрение на заседаниях Президиумов и Пленумов ЦК Профсоюза, что стало основой для активизации деятельности ЦК Профсоюза на федеральном уровне.

Неоднократные встречи с руководством Минздравсоцразвития России, Правительства России, Администрации Президента России, включение этих вопросов  в Программу народного фронта в рамках выборной кампании в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и подготовки наказов кандидату в Президенты Российской Федерации В.В. Путину, совместные действия Профсоюза в рамках ФНПР и Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ достигли определенного результата.Подтверждением тому являются Указы Президента РФ В.Путина от 07.05.2012г., предусматривающие меры по совершенствованию государственной экономической и социальной политики, политики в сфере здравоохранения, образования и науки, в т.ч.  двукратное повышение средней заработной платы врачей к 2018 году по сравнению со средней по экономике регионов, при этом средняя зарплата младшего и среднего медперсонала будет установлена на уровне средней по экономике.

В развитие этих Указов Правительством РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, при разработке которой ЦК Профсоюза принимал активное участие. Так, по инициативе Профсоюзов конкретизированы этапы достижения результатов, обозначенных Президентом страны, внесены изменения в систему статистического наблюдения показателей средней заработной платы по категориям работников и типам учреждений.

Конкретные мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда работников, оказывающих медицинские услуги, в сочетании с мерами по повышению их эффективности, качества и доступности, определены "дорожной картой" - " Планом мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Российской Федерации», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012г. № 2599-р.

В целях   обеспечения активного участия региональных организаций Профсоюза в разработке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных «дорожных карт» ЦК Профсоюза были подготовлены соответствующие Методические рекомендации с анализом федеральной "дорожной карты".

Учитывая значимость вопросов обеспечения интересов работников в ходе предстоящих мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда,  представитель Профсоюза включен в состав постоянно действующей рабочей группы Минтруда России по оценке результатов реализации Программы. В рамках Рабочей группы, в числе прочих, был рассмотрен проект Методики оценки потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников.      Исходя из важности этого документа для обеспечения мер по повышению уровня оплаты труда работников, предложения Профсоюза при его рассмотрении содержали ряд конструктивных поправок, в т.ч. учитывающих особенности финансового обеспечения оказания медицинской помощи через систему ОМС.            

В настоящее время уже внесены ряд изменений в действующую нормативную базу не только по формированию заработной платы, но и по оценке достигаемых результатов в части повышения уровня оплаты труда.

Так, приказом Росстата от 30.10.2012г. № 574 утверждена новая статистическая форма отчетности по численности работников и размеру среднего заработка, исходя из анализа этих показателей по типам учреждений, а также по категориям работников.

В целях устранения необоснованной дифференциации в уровне оплате труда руководителей и работников учреждений внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583, в соответствии с которыми в основу исчисления заработной платы руководителей заложен средний уровень оплаты труда в целом по учреждению, а не основного персонала, как было ранее. Данная норма направлена на стимулирование руководителей к повышению уровня оплаты труда также и низкооплачиваемых категорий работников.

Обеспечивая общественный контроль повышения уровня оплаты труда работников в соответствии с показателями, утвержденными на федеральном и региональных уровнях «дорожными картами», ЦК Профсоюза осуществляется ежеквартальный мониторинг среднемесячной заработной платы в целом и по категориям медицинских работников. Указанный анализ среднемесячной заработной платы размещался на официальном сайте ЦК Профсоюза, направлялся в Минздрав России, публиковался в СМИ.

 Рассматривая повышение уровня заработной платы работников как одно из основных направления деятельности, ЦК Профсоюза уделяет серьезное внимание также вопросам совершенствования правовой базы оплаты труда, в т.ч. формирования действенной системы гарантий в структуре заработной платы.

Для повышения эффективности работы в части отстаивания требований по повышению уровня обеспеченности прав и интересов работников объединены усилия с Национальной медицинской палатой; пакет совместных предложений по мерам в сфере урегулирования кадровых вопросов, в т.ч. оплаты труда и соцзащиты, направлен в адрес Администрации Президента РФ , Минздрава России, ГД ФС РФ.

Основными требованиями, сохраняющими свою актуальность в течение всего отчетного периода, являются:

  • установление гарантированного базового оклада по профессионально-квалификационным группам работников, занятие должностей которых не требует профессионального образования, не ниже минимального размера оплаты труда;
  • определение доли гарантированной части в структуре заработной платы, существенное увеличение размеров должностных окладов;
  • внесение изменений в правовую основу МРОТ с исключением из еговеличины выплат компенсационного и стимулирующего характера;
  • изменение механизма расчета показателя средней заработной платы работников здравоохранения на штатную должность, а не на физическое лицо.