​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Основные направления деятельности ЦК Профсоюза за период после V съезда Профсоюза (с мая 2010 по февраль 2014 года)

Проблема увеличения нагрузки на работников

Последнее требование приобретает все большую актуальность в условиях обостряющейся проблемы увеличения нагрузки на работников, существенной интенсификации их труда, некомпенсированной ростом материального вознаграждения.  

Эта проблема в течение всего отчетного периода оставалась в центре внимания ЦК Профсоюза. На начальном его этапе ЦК Профсоюза неоднократно обращал внимание Минздравсоцразвития России на необходимость совершенствования нормативной базы по нормированию труда медицинского персонала, приданию рекомендательным документам обязательного характера.С целью оказания методической помощи региональным организациям был подготовлен Сборник штатных нормативов, утвержденных Порядками оказания отдельных видов медицинской помощи.

Следует отметить, что критичность ситуации в этой сфере также учтена при разработке Программы поэтапного совершенствования оплаты труда, в настоящее время эта работа осуществляется в рамках утвержденного Плана («Дорожной карты»). Представители Профсоюза включены в состав Межведомственной Рабочей группы при Минздраве России по совершенствованию нормирования труда и разработке профстандартов. На заседаниях Рабочей группы Профсоюз отстаивает необходимость формирования системы типовых норм труда, обязательных для исполнения в субъектах РФ. Для подготовки соответствующих обоснований своей позиции в рамках этой работы ЦК Профсоюза было проведено анонимное анкетирование около 2 тыс. врачей из 47 регионов, из них 482 врача участковой службы. Анализ анкетирования был направлен в Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях выработки предложений, связанных с организацией, нормированием и совершенствованием оплаты труда врачебного персонала. В 2013 году Минздравом России была проведена в «пилотных регионах» работа по определению типовых штатных нормативов для специалистов первичного звена здравоохранения, для чего с   участием ЦК Профсоюза была разработана Методика разработки и организации нормирования в учреждениях здравоохранения.

 

Система стимулирующих выплат

Одним из важнейших факторов совершенствования оплаты труда является формирование системы стимулирующих выплат.

Реальные подходы к повышению значимости этой составной части заработной платы определялись на начальном этапе отчетного периода, в рамках реализации новых систем оплаты труда. С целью изучения ситуации на местах сложилась практика совместных с Минздравсоцразвития России выездных совещаний в субъектах РФ (14 регионов).

На иной, более высокий организационный уровень поднят этот вопрос в настоящее время, в связи с введением « эффективного контракта» в рамках реализации Программы поэтапного совершенствования оплаты труда и соответствующих « дорожных карт».

Учитывая необходимость обеспечения мотивационного фактора заработной платы в повышении качества работы, ЦК Профсоюза принял участие в разработке Минздравом России Методических рекомендаций для субъектов РФ по выработке показателей эффективности деятельности учреждений и работников с привлечением субъектов РФ.        На этапе реализации «пилотного проекта» в целях изучения ситуации на местах были осуществлены совместные с Минздравом России выезды в регионы.

В результате, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013года №421 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников.

Следует отметить, что в Методических рекомендациях сделан акцент на необходимость объективной коллегиальной оценки результатов труда работников с обязательным участием представителей первичных организаций Профсоюза; при этом рекомендовано формирование двухуровневых Комиссий по распределению стимулирующих выплат: в структурном подразделении и в учреждении в целом.

В целях осуществления контроля за ходом реализации региональных «дорожных карт» в федеральных округах РФ, в т.ч. повышения уровня оплаты труда и совершенствования системы стимулирования труда работников, руководителей учреждений, Минздравом России был проведен цикл зональных совещаний. Учитывая, что спектр обсуждаемых вопросов касается интересов работников, в рамках совместных действий по реализации Указов Президента РФ от 07 мая 2012г. ЦК Профсоюза была достигнута договоренность с Минздравом России об участии в указанных совещаниях руководителей ЦК Профсоюза и региональных организаций Профсоюза.

 

Национальный проект «Здоровье»

Продолжалась работа по анализу реализации национального проекта «Здоровье», контролю за установлением в его рамках выплат стимулирующего характера отдельным категориям работников.

Так, потребовалось привлечение внимания органов федеральной исполнительной власти к этому вопросу в связи с изменением с 2013 года механизмов финансового обеспечении этих выплат за счет средств ОМС.

ЦК Профсоюза инициировал направление Минздравом России и Федеральным фондом ОМС соответствующих разъяснений на места, а также отражение в Единых Рекомендациях РТК на 2013 и 2014 годы необходимости осуществления указанных выплат за счет увеличения финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, и предусмотренных бюджетом Федерального фонда ОМС.

 

Единые Рекомендаций РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Вопросу разработки и утверждения ежегодных Единых Рекомендаций РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, как важнейшему акту, позволяющему обеспечить единые подходы к условиям и размерам оплаты труда, ЦК профсоюза в отчетном периоде уделял особое внимание.

В результате Единые рекомендации стали более четко отражать направленность на разрешение проблем, складывающихся на местах, исходя из анализа практики реализации новых систем оплаты труда, в т.ч. по результатам выездов в регионы совместных бригад Минздрава России и ЦК Профсоюза.

 В Единых рекомендациях на 2013 и 2014 годы предусмотрены нормы, направленные на реализацию Указов Президента Российской Федерации в части оплаты труда отдельных категорий работников; положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы; отраслевых и региональных («дорожных карт»). Так, более четко отражены вопросы порядка установления должностного оклада путем перераспределения средств в структуре заработной платы на значительное увеличение доли тарифной (постоянной) части заработка работников; финансовые средства, предусмотренные на увеличение фондов оплаты труда работников учреждений, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение должностных окладов работников государственных и муниципальных учреждений.

Особое внимание уделено оценке качества и эффективности деятельности работников в рамках перехода на «эффективный контракт» с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Кроме того, были обновлены отраслевые разделы Единых рекомендаций, в которых отражены особенности формирования систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы.

Так, с учетом предложений Профсоюза работников здравоохранения РФ предусмотрены :

  • рекомендации в части финансового обеспечения и сохранения выплат стимулирующего характера, ранее установленных в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных Программ модернизации здравоохранения;
  • рекомендации по совершенствованию структуры заработной платы работников учреждений в части перераспределения средств на значительное увеличение доли должностных окладов.

 

Защита трудовых и профессиональных прав работников

Неотъемлемой частью работы Профсоюза продолжали оставаться вопросы защиты трудовых и профессиональных прав работников.

В рамках участия в разработке нормативных актов по реализации федерального закона об основах охраны здоровья граждан предложения ЦК Профсоюза отражали необходимость решения вопросов допуска специалистов к занятию должностей, их подготовки и переподготовки, повышения квалификации, в т.ч. участия обучающихся в лечебном процессе, сертификации специалистов, в том числе с немедицинским образованием и др. Ряд предложений Профсоюза нашли отражение в принятых документах.

Учитывая направленность государственной политики на повышение квалификации медицинских кадров, серьезное внимание уделяется вопросам организации аттестации специалистов на квалификационную категорию.  ЦК Профсоюза в рамках совместной работы с Минздравом России принимал активное участие в разработке нормативной базы по этому вопросу, которая в отчетный период подверглась серьезному пересмотру. Так, в результате активной позиции Профсоюза в федеральных округах созданы отделения Центральной аттестационной комиссии, что позволит минимизировать значительные организационные и финансовые проблемы в части аттестации специалистов федеральных учреждений; предусмотрено участие в Аттестационных комиссиях представителей отраслевого Профсоюза. В рамках продолжающейся работы по совершенствованию правовой базы по аттестации специалистов Профсоюз продолжает настаивать на предоставлении льготных условий и гарантий при аттестации отдельным категориям специалистов.       

Осуществлялась совместная с Минздравсоцразвития и Минздравом России работа по разработке Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, квалификационных характеристик и требований к специалистам - с учетом предложений Профсоюза утверждены соответствующие приказы.

В рамках повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов с учетом требований ТК РФ и норм Указов Президента РФ от 07.05.2012г. в 2013 году начата работа по разработке профстандартов специалистов.

Приказом Минтруда России утвержден состав Экспертного Совета, в состав которого включен представитель Профсоюза.

На заседаниях Экспертного Совета были обсуждены проекты Методических рекомендаций для разработчиков профессиональных стандартов, при этом Профсоюз неоднократно вносил предложения и замечания по формированию уровней квалификации, более четкому отражению в них специфики деятельности, объема знаний, умений, квалификации специалистов как с медицинским, так и с немедицинским образованием.

Специалистами ЦК Профсоюза совместно с разработчиками проанализированы 27 профстандартов по категориям специалистов в сфере здравоохранения, часть из них одобрена Экспертным Советом, работа над остальными – продолжается.

 

В отчетный период укрепилось взаимодействие отраслевых профсоюзов в рамках Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы РФ, что, в значительной степени, создало предпосылки для усиления влияния профсоюзов при решении на федеральном уровне вопросов социально-экономической защиты работников бюджетной сферы.

Принципиальное значение имела и солидарность общеотраслевых профсоюзов, объединенных ФНПР, позиция которых, неоднократно заявляемая в рамках РТК при рассмотрении наиболее актуальных вопросов социальной политики в стране, организации деятельности отраслей социальной сферы, позволяла на определенных этапах предотвратить принятие на государственном уровне решений, негативные последствия которых могли привести к ограничению конституционных прав граждан.