​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Основные направления деятельности ЦК Профсоюза за период после V съезда Профсоюза (с мая 2010 по февраль 2014 года)

3.  СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

Профсоюз работников здравоохранения РФ имеет определенный опыт социального партнерства, и он выражается в различных формах взаимодействия между федеральными органами государственной и законодательной власти, в том числе и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и первичными организациями Профсоюза.

В субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти с участием руководителей организаций Профсоюза и работодателей проходит работа по совершенствованию системы социального партнерства. Основой для социального партнерства в регионах являются Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, Соглашения Профсоюза с федеральными органами исполнительной и законодательной власти - Минздравом России, Роспотребнадзором, Федеральным медико-биологическим агентством, Комитетом по охране здоровья Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Регулирование социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проектов соглашений и коллективных договоров, организация контроля за их исполнением обеспечивается республиканскими (краевыми, областными) организациями Профсоюза через трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Результатом работы трехсторонних комиссий является заключение трехсторонних региональных отраслевых соглашений, которые определяют социально-экономическую политику в системе здравоохранения в субъектах Российской Федерации. Соглашения способствуют дальнейшему развитию процесса социального партнерства через коллективные договоры в учреждениях здравоохранения независимо от их форм собственности.

Коллективно-договорная кампания в 2012 и 2013 годах проходила в условия продолжающихся преобразований в системе здравоохранения, реорганизации, реструктуризации, введения новой системы оплаты труда в учреждениях. Все эти мероприятия в здравоохранении сопровождались сокращением вакантных рабочих мест и усилением интенсификации труда для оставшихся медицинских работников. Поэтому коллективно-договорное регулирование для представителей работников в лице Профсоюза являлось важнейшим механизмом сохранения достигнутого ранее уровня социально-трудовых прав работников.

В сложившейся экономической ситуации перед организациями Профсоюза всех уровней стояли главные задачи по индексации минимальных гарантий по заработной плате; увеличению фондов оплаты труда и недопущению снижения уровня заработной платы работников отрасли, сохранению бюджетного финансирования основных социальных обязательств; обеспечения эффективного финансового контроля и мониторинга использования средств федерального и региональных бюджетов.

Отраслевой Профсоюз всегда выступал за объединение усилий в интересах медицинских работников и сам активно участвовал в защите их прав, а также в изменении ситуации в здравоохранении в лучшую сторону. Эти задачи остаются главными и сегодня. Министерство и Профсоюз стремятся выступать равноправными партнёрами, чтобы приоритет здоровья нации, а значит и медицинских работников, был поставлен на государственный уровень. Профсоюз всегда болеет за общее дело – за положение в здравоохранении, от состояния которого зависит жизнь и деятельность его работников и считает, что не надо делить проблемы на «министерские», «профсоюзные», а надо быть равноправными партнёрами и помогать друг другу в решении общих задач.

Профсоюз совместно с министерством договорились о пересмотре самой структуры заработной платы медработников, и в частности о том, что гарантированная часть оплаты труда не может быть менее 60%. Ведь очевидно, что выстраивание эффективной системы гарантий заработной платы, ликвидация сложившейся диспропорции в уровнях оплаты труда специалистов по различным субъектам России невозможна без этой составляющей. Поэтому совместно будут готовиться предложения в Правительство РФ об утверждении единых базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских работников учреждений здравоохранения.

Приоритетным направлением в деятельности Профсоюза на предстоящий период будет участие в разработке нормативных правовых актов, закрепляющих трудовые и социально-экономические права работников отрасли в ходе реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 и № 598 и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190-р.

Принципиальной остается позиция Профсоюза о необходимости формирования действенной системы гарантий в разработке профессиональных стандартов и нормировании труда медицинских работников. Эти вопросы будут важны при переходе на работу в условиях эффективного контракта.

Большое значение в диалоге между работодателями и региональными организациями Профсоюза также принадлежит отраслевым соглашениям, которые заключаются на уровне субъектов Российской Федерации, руководствуясь как федеральным, так и региональным законодательством. Они определяют основные подходы в регулировании социально-трудовых отношений в субъекте.

В связи с передачей муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность в рамках реализации Федерального закона от 29.11.2010 г. № 313-ФЗ, по данным Профсоюза произошло снижение количества территориальных соглашений, которые ранее заключались на уровне городских округов и муниципальных районов. В 2012 году в системе здравоохранения действовало 664 соглашений различного уровня. При этом с 2012 года на бывшие муниципальные учреждения здравоохранения стали распространять свое действие региональные двух- и трехсторонние соглашения, которые заключают региональные организации Профсоюза с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В условиях реструктуризации здравоохранения особенно актуальными становятся разделы соглашений, направленные на снижение влияния этих негативных последствий на территории субъектов РФ и касающиеся трудоустройства и занятости работников.

По информации, полученной из региональных организаций Профсоюза, из общего количества первичных организаций (10698), состоящих на учете в Профсоюзе, в 2012 году коллективные договоры заключены в 10231 учреждении здравоохранения, что составляет 95,6 процентов, каждая региональная организация Профсоюза имеет заключенное отраслевое соглашение.

 

4. КОНТРОЛЬ ПРОФСОЮЗА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Основополагающим в деятельности Профсоюза является вопрос об усилении общественного контроля и роли профорганизаций в защите прав работников. Контроль Профсоюза за соблюдением работодателями трудового законодательства установлен на законодательном уровне: в Законе о Профсоюзах и в Трудовом кодексе РФ. Однако принятые на федеральном уровне другие законодательные акты имели некоторые положения, запрещающие разглашать персональные данные работников, и профсоюзные организации оказались в сложной ситуации, поскольку работодатели отказывали в предоставлении правовым инспекторам труда Профсоюза документов, связанных с трудовой деятельностью работников, без письменного согласия самого работника. Благодаря настойчивым действиям Профсоюза, эту проблему удалось решить. Роскомнадзор разъяснил, что запрос представителей Профсоюза на получение от работодателей документов, необходимых для осуществления профсоюзного контроля по соблюдению законодательства о труде подпадает под исключение, предусмотренное ФЗ «О персональных данных» (п.1 ч.2 статьи 6), и не требует согласия указанных лиц на обработку персональных данных. Тем самым, подтверждена правомерность действий Профсоюза в бесплатном и беспрепятственном получении от работодателя информации по вопросам, касающимся трудовой деятельности работников, являющихся членами Профсоюза.

Впервые в 2011 году силами правовых и внештатных инспекторов труда начали проводиться тематические проверки. Основной их целью являлось выявление, предупреждение и устранение нарушений работодателями действующего трудового законодательства по актуальным вопросам, связанным с трудовой деятельностью медицинских работников. В некоторых региональных организациях Профсоюза используется практика осуществления контроля выполнения руководителями учреждений здравоохранения представлений посредством вынесения данных вопросов на рассмотрение президиумов комитетов региональных организаций Профсоюза, что, несомненно, является эффективным средством по поднятию престижа Профсоюза и профилактике предотвращения нарушений трудового законодательства.

Осуществляя контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства было проведено более 124 тыс. проверок, выявлено более 170 тыс. нарушений, в органы прокуратуры было направлено более 80 обращений, а в органы государственной инспекции труда более 40 обращений. Было выдано 1167 представлений об устранении выявленных нарушений. В судебные органы направлено более 5 тыс. материалов.

Требования о привлечении работодателей к дисциплинарной ответственности выдавались, как правило, только в особых случаях. Необходимость в таких действиях возникала после проведения неоднократных проверок в учреждениях здравоохранения и повторных нарушениях, либо при разрешении коллективных или индивидуальных рудовых споров. К примеру, в 2012 году направлено 57 требований Профсоюза о привлечении к административной и дисциплинарной ответственности, из них 52 – удовлетворено.

Используя все формы правозащитной работы, Профсоюз добился выплаты работникам здравоохранения более 450 млн.рублей.

Значительное место в деятельности профсоюзных правовых инспекторов труда занимают разъяснения действующего законодательства, обучение профсоюзного актива, подготовка информационно-методических пособий, публикаций по правовой тематике в средствах массовой информации, на страницах веб-сайтов. 

 

5. НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗА

Реализуя уставную задачу Профсоюза в защите социально-трудовых прав работников, ЦК Профсоюза участвовал в нормотворческой деятельности и совершенствовании действующего законодательства. Взаимодействовал с Минздравом России, Минтрудом России, Комитетами Государственной Думы, Правительством РФ, Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, Рострудом, Роспотребнадзором, ФПНР и др. ведомствами. ЦК Профсоюза отстаивал предложения по законопроектам и иным нормативным правовым актам, которые были направлены на снижение социальной защищенности работников отрасли.

Профсоюз направлял предложения в соответствующие органы по вопросам: Единого плана первоочередных мероприятий РТК по реализации Генсоглашения; ситуации, сложившейся по предоставлению мер социальной поддержки по оплате ЖКУ (Республика Чечня, Астраханская область); по подготовке отраслевых стандартов по организации и проведению аттестации рабочих мест, методике профессиональных рисков, определения финансирования мероприятий по охране труда; предоставления дополнительных отпусков за работу во вредных и (или) опасных условиях труда медработникам, работающим в психиатрической службе, противотуберкулезной и осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных).

ЦК Профсоюза активно принимал участие в работе над проектом федерального закона «О внесении изменений в ст.350 Трудового кодекса РФ», устанавливающем возможность медицинским работникам находиться дома в режиме ожидания вызова для оказания медицинской помощи (дежурство на дому).

В связи с реформированием пенсионного законодательства в рамках Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ до 2030 года ЦК Профсоюза совместно с Ассоциацией работников непроизводственной сферы принимал участие в обсуждении данного документа в рабочих группах РТК, ФНПР и Общественных слушаниях с участием отраслевых профсоюзов, Минтруда, Правительства, научных работников. Направлял свои возражения о повышении страхового стажа; увеличении пенсионного возраста (в т.ч. при выходе на досрочную трудовую пенсию); прекращении выплат пенсий работающим пенсионерам; отмены досрочного пенсионного обеспечения и установления дополнительных тарифов на тех страхователей, где сохраняются вредные условия труда. С учетом ряда замечаний Правительством были одобрены порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

ЦК Профсоюза принимал участие в работе над законами «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, что позволило бы решить вопрос об увеличении размера суточных для государственных гражданских служащих, а также о заключении типовой формы трудового договора с работодателями.

Достаточно остро на протяжении нескольких лет стоял вопрос по возмещению расходов на оплату жилья и коммунальных услуг медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности. Вопрос решался 6 лет. Профсоюз не оставлял эту проблемы без внимания и активно работал со всеми ветвями власти. Результатом стало принятие Правительством РФ постановления, устанавливающего ежемесячные выплаты в размере 1200 рублей и компенсации недополученных с 2005 года денежных выплат в общей сумме 63 тыс.рублей каждому медицинскому работнику.

Вместе с тем, не во всех субъектах России вопросы предоставления льгот по ЖКУ решаются в полной мере. Неурегулированным остается в ряде субъектов Южного Федерального округа России. Сохраняющиеся проблемы находятся на контроле ЦК Профсоюза и Минздрава России. 

По инициативе Профсоюза был решен вопрос о единовременных компенсационных выплатах молодым специалистам, работающим не только в сельской местности, но и поселках городского типа.

Без социальной защиты, которая может стать первым шагом на пути решения кадровых проблем в отрасли все остальные меры окажутся всего лишь полумерами. Напомним, что весной 2013 года Профсоюз совместно с Национальной медицинской палатой предложили правительству принять минимальный «Социальный пакет» для медицинского работника. Однако это предложение оказалось дискуссионным. Мы понимаем, что социальный пакет однозначно не решит всех проблем кадрового кризиса в отрасли, однако он является той необходимой мерой, которая способна создать более привлекательные условия для работы в сфере здравоохранения, как для молодых, так и для состоявшихся врачей, повысить привлекательность профессии и снизить отток специалистов из отрасли.

Значительное место в работе Профсоюза за отчетный период было уделено вопросам, связанным с проектами законов по специальной оценке условий труда. Профсоюз принимал активное участие в обсуждении этих законов и вносил ряд поправок, связанных с обязательным учетом при проведении спецоценки биологических факторов; возможности профсоюзных инспекций по охране труда осуществлять профсоюзный контроль в соответствии со своими полномочиями; право работника или выборного профсоюзного органаобжаловать результаты спецоценки условий труда в судебном порядке; обязательное участие представителей профсоюза в составе комиссии по проведению оценки условий труда; непосредственное участие работника в спецоценке и учета его предложений при проведении исследований (испытаний) и измерений.

В декабре 2013 года обсуждаемые законопроекты были приняты; это закон о специальной оценке условий труда и, так называемый, закон «Спутник», которым внесены ряд поправок в Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты в связи с принятием закона о спецоценке условий труда. Так, необходимо отметить, что размеры, порядок и условия предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда будут устанавливаться на основании отраслевых (межотраслевых) соглашений,  коллективных договоров, а также письменного согласия работника (в  том числе оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору) с учетом результатов специальной оценки условий труда. Например, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, превышающая установленную ст.117 минимальную продолжительность данного отпуска 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Данные федеральные законы предусматривают изменение пенсионного законодательства, включающее создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения работников. Наш Профсоюз отстаивает принципиальную позицию о неприемлемости корпоративных пенсионных системах в бюджетных учреждениях здравоохранения.