​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Информация о работе ЦК Профсоюза c мая 2013 по май 2014 года

Вносится
Президиумом ЦК Профсоюза

ИНФОРМАЦИЯ
О работе ЦК Профсоюза с мая 2013 по май 2014 года

Деятельность по защите экономических интересов
работников здравоохранения

 

Основным направлением деятельности Профсоюза продолжала оставаться работа в части представительства и защиты экономических интересов работников отрасли.   

 Вопросы повышения уровня оплаты труда рассматривались в числе первоочередных при рассмотрении на федеральном уровне основных направлений социально-экономического развития страны, проектов федерального бюджета и бюджета Федерального фонда ОМС на 2014г. и последующие годы.

В рамках участия в заседаниях Рабочих групп РТК представителями Профсоюза вносились замечания и предложения по повышению объемов финансирования деятельности здравоохранения, индексации заработной платы работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений субъектов РФ, финансовой помощи субъектам РФ на эти цели.

Активные действия Профсоюза, неоднократные встречи руководителей ФНПР и отраслевых профсоюзов с руководством страны явились важнейшим фактором внесения в Федеральный бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов нормы об увеличении фондов оплаты труда федеральных государственных учреждений в 2013 году – с 1 октября – на 5,5%. Аналогичные решения были приняты на местах в подавляющем большинстве субъектов РФ и муниципальных образованиях.

Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014г. увеличен на 6,5% с 5205 рублей до 5554 рублей в месяц.

В рамках РТК продолжаются консультации по реализации нормы Трудового кодекса РФ об установлении МРОТ на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

 

Реализация Указов Президента РФ от 07.05.2012г. и Программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.

Представитель Профсоюза включен в состав постоянно действующей рабочей группы Минтруда России по оценке результатов реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, а также Рабочей группы Минздрава России по подготовке предложений в проекты ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников здравоохранения.

Одним из основных направлений деятельности Рабочей группы Минтруда России стала разработка проекта Методики оценки потребности в дополнительных финансовых ресурсах на повышение оплаты труда работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. №597. В ходе неоднократного обсуждения этого вопроса представителем Профсоюза отстаивалась позиция о необходимости учета специфики финансирования деятельности здравоохранения в системе ОМС. 

В целях оказания практической помощи региональным организациям Профсоюза в их адрес были направлены анализы Программы поэтапного совершенствования системы оплаты

труда, федеральных "дорожных карт" в сфере здравоохранения, в сфере образования и науки, а также рекомендации по участию Профсоюза в разработке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных планов мероприятий - «дорожных карт» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации».

Для осуществления контроля повышения уровня оплаты труда работников в соответствии с показателями, утвержденными на федеральном и региональных уровнях «дорожными картами» ЦК Профсоюза проводился ежеквартальный мониторинг среднемесячной заработной платы в целом и по категориям медицинских работников. Указанный анализ среднемесячной заработной платы размещался на официальном сайте ЦК Профсоюза, направлялся в Минздрав России, а также публиковался в СМИ.

Вопрос о ходе реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы рассмотрен в марте 2014 года на заседании Рабочей группы РТК. 

 

Совершенствование системы оплаты труда 

С участием ЦК Профсоюза проведена значительная работа по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583, в части конкретизации особенностей установления систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Так, отменена норма о централизации средств федерального бюджета на стимулирование труда руководителей и работников федеральных государственных учреждений в размере 5%, что позволяет более эффективно расходовать средства фонда оплаты труда в учреждениях.

Определены понятия основного, вспомогательного и административно-управленческого персонала федерального учреждения, а также установлена предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда федеральных учреждений (не более 40%), определен перечень должностей, относимых к этим категориям работников.

Для руководителей федеральных учреждений условия оплаты труда устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, разработанной с участием ЦК Профсоюза.

В отчетный период Минздрав России совместно с ЦК Профсоюза приступил к определению конкретных подходов по пересмотру структуры заработной платы, исходя из необходимости значительного увеличения доли тарифной (постоянной) части заработка работников.

Профсоюз подготовил предложения по установлению базовых (минимальных) окладов по ПКГ, по формированию должностных окладов, дифференциации их размеров по уровням квалификации внутри ПКГ, с учетом анализа действующий системы стимулирующих выплат, исходя из их направленности на оценку эффективности труда работников. Обсуждение этих вопросов с Министерством в рабочем порядке продолжается.

Учитывая направленность Программы на повышение мотивационного фактора заработной платы в повышении качества работы, ЦК Профсоюза принял участие в разработке Минздравом России Методических рекомендаций для субъектов РФ по разработке показателей эффективности деятельности учреждений и работников сферы здравоохранения.

В этих целях ЦК Профсоюза была проведена совместно с региональными организациями Профсоюза в «пилотных субъектах» экспертная оценка показателей эффективности деятельности медицинских организаций, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, результаты которой были апробированы с выездом в Нижегородскую область.         

Следует отметить, что в Методических рекомендациях сделан акцент на необходимость объективной коллегиальной оценки результатов труда работников с обязательным участием представителей первичных организаций Профсоюза; при этом рекомендовано формирование двухуровневых Комиссий по распределению стимулирующих выплат: в структурном подразделении и в учреждении в целом.  

Учитывая изменение с 2013 года механизмов финансового обеспечения выплат стимулирующего характера, ранее установленных отдельным категориям работников в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» (специалисты первичного звена здравоохранения, скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов), а также специалистам, участвующим в повышении доступности амбулаторной медицинской помощи и реализации стандартов оказания медицинской помощи, в условиях реализации региональных программ модернизации здравоохранения, ЦК Профсоюза инициировал отражение в Единых Рекомендациях РТК на 2013 и 2014 годы необходимости осуществления указанных выплат за счет увеличения финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, предусмотренных бюджетом Федерального фонда ОМС на 2014г. и плановый период 2015 и 2016 годов.

В целях повышения социального и профессионального статуса работников здравоохранения, обеспечения достойной оценки их труда ЦК Профсоюза по решению участников VIII и X Пленумов были направлены в адрес Президента РФ Путина В.В. обращения о необходимости реализации конкретных требований в этом направлении:

- утверждение Правительством РФ базовых окладов по ПКГ в ближайший период;

- установление гарантированного базового оклада по профессионально-квалификационным группам работников, занятие должностей которых не требует профессионального образования, не ниже минимального размера оплаты труда.

- изменение механизма расчета показателя средней заработной платы работников здравоохранения на штатную должность, а не на физическое лицо.

 

Нормирование труда работников учреждений здравоохранения

Придавая важное значение вопросам нормирования труда, ЦК Профсоюза принял активное участие в разработке совместно с Минтрудом России методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, а также методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

При этом по инициативе Профсоюза в методических рекомендациях нашли отражение позиции, что системы нормирования труда в учреждениях должны разрабатываться в соответствии с типовыми отраслевыми нормами труда, утвержденными федеральными органами исполнительной власти.

Учитывая актуальность проблемы нормирования труда работников здравоохранения, представители Профсоюза включены в состав Межведомственной Рабочей группы Минздрава России по совершенствованию нормирования труда, разработке профессиональных стандартов и уровней квалификации.

Соответствующим приказом Минздрава России утверждено Положение о Рабочей группе и План мероприятий в части нормирования труда, при разработке которого учтен ряд предложений Профсоюза. На заседаниях Рабочей группы Профсоюз отстаивал необходимость формирования системы типовых норм труда, обязательных для исполнения в субъектах РФ.

Для подготовки обоснований своей позиции ЦК Профсоюза было проведено анонимное анкетирование в целях изучения вопросов нормирования труда, реальной нагрузки на врачей различных специальностей. В анкетировании приняли участие около 2 тыс. врачей из 47 регионов, из них 482 врача участковой службы.

Указанный анализ был направлен в Министерство здравоохранения РФ в целях выработки предложений, связанных с организацией, нормированием и совершенствованием оплаты труда врачебного персонала.

В рамках Рабочей группы с участием ЦК Профсоюза была разработана Методика по разработке и организации нормирования в учреждениях здравоохранения, определены «пилотные» регионы, на базе которых в 2013г. был проведен хронометраж рабочего времени по специалистам первичного звена здравоохранения. В 2014г. эта работа продолжилась по ряду должностей врачебного персонала амбулаторного звена. В настоящее время Минздравом России завершается работа по подведению итогов хронометража и утверждению типовых норм труда.

В связи с направлением Минтрудом и Минздравом России рекомендаций о разработке норм труда непосредственно в учреждениях в рамках внесения изменений в «дорожные карты», в адрес министерств было направлено письмо Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации по недопущению нарушений правил разработки систем нормирования труда в учреждениях социальной сферы.

 

Совершенствование правовой базы деятельности здравоохранения

Совместно с Национальной медицинской палатой рассмотрен вопрос о внесении изменений в федеральный закон от 12.11.2013г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающийся проведения независимой экспертизы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.

Подготовлены предложения в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения порядка разработки и утверждения кодексов профессиональной этики», с учетом особенности деятельности специалистов сферы здравоохранения.