​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О ситуации в медицинских организациях, связанной с реализацией законодательства о специальной оценке условий труда и задачах выборных органов организаций Профсоюза всех уровней при осуществлении ими контрольных функций


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

II  Пленума ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ

    16 декабря 2015 года                                                                                            № 2-3

 

«О ситуации в медицинских организациях,
связанной с реализацией законодательства
о специальной оценке условий труда
и задачах выборных органов организаций
Профсоюза всех уровней при осуществлении
ими контрольных функций»

 

Заслушав и обсудив доклад, выступления членов ЦК Профсоюза о ситуации в медицинских организациях, связанной с реализацией законодательства о специальной оценке условий труда и задачах выборных органов организаций Профсоюза всех уровней при осуществлении ими контрольных функций, представителей Минздрава России и Минтруда России, участники Пленума отметили, что проблемы и вопросы,  возникающие при проведении специальной оценки условий труда в медицинских организациях, значительно влияют на уровень социальной защищенности медицинских работников.

Практически все руководители региональных организаций Профсоюза выразили озабоченность ввиду необоснованного снижения классов условий труда на рабочих местах медицинских работников по результатам проведения специальной оценки, что влекло за собой снижение или отмену ранее предоставляемых и гарантированных государством дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенных размеров оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени. Данная ситуация стала возможной из-за исключения в оценке постоянно присутствующих в работе медицинских работников ряда факторов производственной среды и трудового процесса. В частности, это относится к показателям напряженности трудового процесса, которые ранее учитывались при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и являлись характерными для всех медицинских работников системы здравоохранения. В первую очередь, это относилось к медицинским работникам, участвующим в психиатрической и противотуберкулезной помощи,  осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных лиц.

Несмотря на то, что Профсоюзу после проводимых с представителями Минтруда России и Минздрава России  в 2014 году и первом полугодии 2015 года переговоров удалось внести ряд изменений в Методику проведения СОУТ и утвердить приказом Минтруда России особенности проведения СОУТ для отдельных категорий медицинских работников (хирургия, скорая помощь, высокие технологии, биологический фактор), трудности в реализации Федерального закона остались. Возникают сложности из-за разночтений при применении  данных приказов Минтруда России при оценке воздействия биологического фактора.  Экспертами организаций, проводящими СОУТ, не осуществляется оценка травмоопасности отдельных категорий медицинских работников, оказывающих, в силу своих должностных обязанностей, помощь лицам с агрессивным поведением, асоциальным лицам с криминальными наклонностями.

Остается неоднозначным применение положений Методики проведения СОУТ при оценке воздействия биологического фактора на рабочих местах медицинских и иных работников, которые требуют разъяснений в части учета контактной передачи инфекционного заболевания от пациента к медицинскому работнику, биологических материалов к иным работникам.

В Методике проведения специальной оценки условий труда не определена возможность при заполнении в картах специальной оценки строк, определяющих обоснование в необходимости обеспечения работников гарантированными компенсационными мерами за осуществление ими профессиональной деятельности по охране здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Ввиду того, что в медицинских организациях аттестация рабочих мест по условиям труда до 2013 года  из-за отсутствия финансовых средств проводилась выборочно, это привело к тому, что в медицинской организации по одним и тем же специальностям медицинские работники стали иметь разную продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков, что, в свою очередь, приводит к серьезным конфликтам в коллективах.

Участники Пленума считают необходимым продолжить совместную работу с Минздравом и Минтрудом России и находиться в постоянном диалоге по внесению изменений в законодательство и разработке нормативных правовых актов по оценке условий труда, управлению профессиональными рисками с учетом отраслевой направленности документов Роспотребнадзора, отраслевых Рекомендаций для целей специальной оценки условий труда.

Основными задачами выборных профсоюзных органов в современных условиях при реализации законодательства о специальной оценке условий труда должны стать:

активизация профсоюзного контроля за соблюдением работодателями требований охраны труда, в том числе с государственными органами надзора и контроля, органами управления здравоохранением в субъектах РФ;

контроль за выполнением работодателями региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров, предусматривающих условия и порядок предоставления работникам компенсационных мер;

принципиальность в отстаивании своей позиции в обеспечении работников отрасли компенсационными мерами на основании  качественной оценке всех имеющихся потенциальных вредных факторов трудового процесса и производственной среды, а также данных производственного контроля;

проведение постоянного анализа ситуации по применению законодательства о спецоценке условий труда на основании мониторингов ситуации по вопросам условий и охраны труда, а также их анализа для выработки общей тактики действий Профсоюза при взаимодействии  с органами государственными власти;

использование независимой экспертизы как инструмента подтверждения качества специальной оценки условий труда.

II Пленум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. ЦК Профсоюза:

1.1. Добиваться внесения в законодательство о специальной оценке условий труда изменений в части дополнения их показателями напряженности трудового процесса и возможности применения при проведении специальной оценки условий труда методик (методов) измерений, утвержденных Роспотребнадзором.

1.2. Добиваться решения вопроса о создании единой нормативной правовой базы отраслевой направленности в сфере условий и охраны труда.

1.3. Подготовить и провести в первом полугодии 2016 года обучение технических инспекторов труда ЦК Профсоюза и иных лиц, отвечающих за вопросы охраны труда в региональных организациях Профсоюза по применению законодательства о специальной оценке условий труда.

1.4. Разработать методическое пособие по обучению профработников и актива в целях их подготовки и участия в проведении мероприятий при реализации законодательства о СОУТ.  Срок исполнения – 1 полугодие 2016 года.

1.5. Обратиться в Министерство здравоохранения Российской Федерациии другие заинтересованные ведомствас предложением:

Создать рабочие группы:

  • по выработке единых подходов и рекомендаций по  проведению специальной оценке условий труда на рабочих местах в медицинских организациях, по вопросам предоставления компенсационных мер медицинским работникам;
  • по подготовке и внесению изменений в отраслевое Соглашение в связи с законодательством о специальной оценке условий труда  в части установления порядка предоставления работникам федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, компенсационных мер за работу в соответствующих подклассах вредных условий труда. 
  • по разработке проекта отраслевого положения «О системе управления охраной труда в медицинских организациях».

2. Руководителям региональных организаций Профсоюза:

2.1. Осуществлять контроль за выполнением работодателями региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров, предусматривающих условия и порядок предоставления работникам компенсационных мер.

2.2. Использовать профсоюзный контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда, в том числе с государственными органами надзора и контроля, органами управления здравоохранением в субъектах РФ.

2.3. Проявлять принципиальность в отстаивании своей позиции, в обеспечении работников отрасли компенсационными мерами на основании  качественной оценке всех имеющихся потенциальных вредных факторов трудового процесса и производственной среды, а также данных производственного контроля.

2.4. Проводить постоянный анализ ситуации по применению законодательства о спецоценке условий труда на основании мониторингов.

2.5. Практиковать проведение независимой экспертизы условий труда и анализа сопоставимости результатов производственного контроля по СОУТ.

2.6. Проводить работу по избранию в каждом структурном подразделении уполномоченных лиц по охране труда Профсоюза и их подготовке в соответствии с методическим пособием, разработанным ЦК Профсоюза.

2.7. Проводить  работу по повышению профработниками и активом правовых знаний и порядка обращения в выборные органы организаций Профсоюза всех уровней в случаях нарушения прав работников на труд, отвечающий безопасным условиям труда.

2.8. Оказывать первичным профсоюзным организациям методическую и практическую помощь, в том числе при направлении ими документов в органы государственной экспертизы для оценки качества и оспаривания результатов СОУТ в территориальных органах Роструда или судебном порядке.

2.9. Рассматривать на заседаниях президиумов комитетов организаций Профсоюза совместно с органами управления здравоохранением в субъектах РФ следующие вопросы:

  • выполнения региональных программ улучшения условий и охраны труда, разделов «Условия и охрана труда» отраслевых региональных соглашений и коллективных договоров, результаты проведения специальной оценки условий труда, установления компенсационных мер работникам, состояния травматизма и заболеваемости, связанных с профессиональной деятельностью работников медицинских организаций;
  • реализации мероприятий по обеспечению финансирования охраны труда в медицинских организациях и обязательного использования работодателем средств, выделяемых Фондом социального страхования России на предупреждение случаев травматизма и профзаболеваний, обучение по охране труда, проведении специальной оценки условий труда;
  • обеспечения работников медицинских организаций спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также санитарно-гигиенической одеждой, санитарной обувью и санитарными принадлежностями.

2.10.  Предусматривать в отраслевых региональных соглашениях размеры компенсационных мер за работу медицинских работников в соответствующих подклассах вредных условий труда по результатам СОУТ, не ниже, чем предусмотрены в Отраслевом соглашении по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.

3. Отделу правовой и социальной защиты аппарата Профсоюза (М.В.Краснорудская):

3.1. Проводить анализ мониторингов работы региональных организаций Профсоюза по вопросам условий и охраны труда, а также освещать в информационных печатных и Интернет ресурсах Профсоюза итоги  работы по отстаиванию прав работников на компенсационные меры по результатам специальной оценки условий труда.

3.2. Подготовить и направить в ФОМС запрос о порядке  финансирования мероприятий по охране труда в бюджетных медицинских организациях.

3.3. Подготовить в первом полугодии 2016 года дополненное и актуализированное второе издание приложения к журналу ЦК Профсоюза «Профсоюзная тема» - «Внимание! Специальная оценка условий труда - 2».

3.4. Оказывать практическую и методическую помощь региональным организациям Профсоюза, не имеющим в штате аппарата организации технического инспектора труда ЦК Профсоюза, по вопросам организации работы в осуществлении контроля состояния условий и охраны труда.

4. Отделу по связям с общественностью и информационной работе аппарата Профсоюза (С.А.Грубов) разместить настоящее постановление на сайте Профсоюза, в журнале ЦК Профсоюза «Профсоюзная тема».

5. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н.Пахомов) направить настоящее постановление в Министерство здравоохранения РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, а также во все региональные организации Профсоюза для использования в работе.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на Председателя Профсоюза.

 

Председатель Профсоюза                                                                                М.М.Кузьменко

Файлы для скачивания