​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О ходе реализации решений VI съезда Профсоюза, связанных с состоянием кадрового обеспечения организаций Профсоюза и их влиянием на повышение эффективности работы выборных профорганов в интересах членов Профсоюза


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

III ПЛЕНУМ ЦК ПРОФСОЮЗА

1 июня 2016 года                                                                                            № 3-2

 

О ходе реализации решений  VI съезда
Профсоюза, связанных с состоянием
кадрового обеспечения организаций
Профсоюза и их влиянием на повышение
эффективности работы выборных профорганов
в интересах членов Профсоюза

 

Заслушав и обсудив доклад, участники Пленума отмечают, что VI съезд Профсоюза, с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране, сформировал для Профсоюза в качестве основополагающей стратегической задачи - добиваться на более высоком уровне представительства и защиты социально-экономических прав и интересов работников здравоохранения. Успешное ее решение, в определенной мере, зависит от наличия во всех звеньях Профсоюза подготовленных кадров и актива, от их компетентности, психологической готовности работать в рыночных условиях.

Сегодня профессиональный союз работников здравоохранения Российской Федерации один из самых крупных отраслевых профсоюзов, в структуру которого  входят 80 региональных организаций, в том числе 22 республиканских, 9 краевых, 46 областных, 2 территориальных  организации Профсоюза и региональный профсоюз работников здравоохранения г. Москвы.

На 1 января 2016 года Профсоюз объединяет 2219528 членов Профсоюза; из их  числа работающие составляют 84%, обучающиеся - 13%, неработающие пенсионеры - 3%;  охват профсоюзным членством работающих и обучающихся составляет 65%, в том числе среди  работающих – 63%, среди обучающихся – 84,9%.

В рамках реализации целей и задач, стоящих перед Профсоюзом, региональные организации продолжают работу по оптимизации профсоюзной структуры, расширяется практика введения уполномоченных региональных организаций по городу и району, создаются советы председателей первичных организаций Профсоюза, увеличивается количество первичных профсоюзных организаций, переходящих на расчетно-кассовое обслуживание в вышестоящие структуры Профсоюза.

В регионах принимаются меры по сохранению и увеличению численности членов Профсоюза: ежегодно создается около 70 первичных профсоюзных организаций и более  170 тысяч человек принимаются в члены Профсоюза, среди них чуть более четверти составляет работающая молодежь.

Совершенствование работы с профсоюзными кадрами и активом является одним из важнейших направлений деятельности региональных организаций Профсоюза.

Так, в последние годы, в большинстве региональных организаций Профсоюза сформирован кадровый резерв на председателей республиканских, краевых, областных организаций Профсоюза.

Активизировалась работа по обучению и повышению квалификации профсоюзных кадров и актива.  Ежегодно всеми формами обучения охвачено около 30% от общего  их числа. При обучении кадрового резерва ставится задача подготовить будущих профсоюзных  лидеров, способных возглавить профсоюзные организации и осуществлять их эффективное руководство. Увеличивается доля финансовых средств, выделяемых организациями Профсоюза на организацию и проведение профсоюзного обучения. 

Реализация мер по организационному и кадровому укреплению Профсоюза дает определенные положительные результаты, однако, в современных условиях они недостаточны  для преодоления устойчивых негативных тенденций  в отраслевом профсоюзном движении.

Так, в работе организаций Профсоюза всех уровней имеются недостатки, неиспользованные резервы и возможности. Эффективному выполнению защитных функций препятствуют серьезные внутренние проблемы:

продолжающееся снижение численности членов Профсоюза и связанное с ним организационное, кадровое и финансовое ослабление организаций Профсоюза, в первую очередь – региональных организаций;

медленно решаются проблемы, связанные с совершенствованием структуры Профсоюза, что подтверждается продолжением деятельности местных организаций Профсоюза при отсутствии социальных партнеров на уровне городов и районов. В этих условиях их деятельность не способствует выполнению основной функции - защите членов Профсоюза и никак не работает на организационное и финансовое укрепление Профсоюза;

неудовлетворительно реализуется кадровая работа во многих организациях Профсоюза;

финансовое положение ряда региональных организаций Профсоюза не позволяет привлечь к работе квалифицированных специалистов из числа молодежи и организовать работу профсоюзных органов в соответствии с уставными требованиями;

что в итоге ведет к постепенному росту региональных организаций Профсоюза, имеющих охват профсоюзным членством ниже 50% и фактической потерей этими организациями полномочий социального партнёра на уровне региона.

Не все региональные организации Профсоюза  используют возможность морального поощрения - награждения членов Профсоюза наградами отраслевого Профсоюза и ФНПР;  только в 2015 году профсоюзные органы в 19% региональных организаций не использовали выделенную им квоту на награждение профкадров и актива.

Имеются недостатки в организации и проведении профсоюзного обучения. В ряде профсоюзных организаций эта работа ведется без должного организационного и финансового обеспечения: нет системы в формировании групп по обучению различных категорий слушателей, не ведется учет лиц, прошедших обучение и др. Необоснованно сокращается количество школ профсоюзного актива в первичных организациях Профсоюза, объединяющих более 500 членов Профсоюза. Слабо используется потенциал подготовленных профсоюзных преподавателей.

Много вопросов возникает из-за формального подхода к формированию кадрового резерва при выдвижении кандидатур на должности профсоюзных лидеров, особенно  в ходе отчетно-выборной кампании в Профсоюзе.

Пленум отмечает, что ряд существенных недостатков во внутрисоюзной работе связан со многими факторами. В том числе, с невыполнением отдельными профлидерами функции управления, для обеспечения работы профсоюзных органов и наемных работников по выполнению целей и задач Профсоюза,  с  качеством подготовки вопросов для рассмотрения на заседаниях профорганов, с пассивностью профсоюзного актива, с  отсутствием контроля за выполнением принимаемых  решений, с имеющими место случаями невыполнения финансовых обязательств отдельными организациями Профсоюза перед вышестоящими профорганами и др.

В целях укрепления организационного и финансового положения  организаций Профсоюза и Профсоюза в целом, повышения эффективности кадровой работы, реализации эффективной управленческой функции профсоюзными лидерами, направленной на достижение  поставленных целей,

Пленум ЦК профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ

1. В целях осуществления на должном уровне представительства и защиты  социально-трудовых прав и интересов работников системы здравоохранения, особенно в условиях финансового кризиса, организационного и финансового укрепления Профсоюза:

- сосредоточить усилия выборных органов всех структур Профсоюза на вовлечение работающих и обучающихся в Профсоюз, создание первичных организаций Профсоюза в учреждениях всех форм собственности;

- рассматривать кадровую работу в Профсоюзе, в том числе обучение профкадров и актива, как одно из приоритетных направлений в  деятельности организаций Профсоюза всех уровней. 

2.  Утвердить Концепцию кадровой политики  Профсоюза (приложение № 1).

3. Утвердить Концепцию профсоюзного обучения в профессиональном союзе  работников  здравоохранения   Российской Федерации (приложение № 2).

4. В целях реализации постановления VI съезда Профсоюза поручить:

4.1. Руководству Профсоюза:

- провести в 2016 году  совещания с председателями региональных организаций Профсоюза, имеющих охват профчленством среди работающих ниже 50%, по согласованию их действий и сроков для достижения целей, связанных с увеличением численности членов Профсоюза, созданием первичных организаций Профсоюза в учреждениях всех форм собственности;

- провести семинар-совещание с вновь избранными председателями региональных организаций Профсоюза в сентябре 2016 года;

- ежегодно, в последней декаде года, проводить совещания с представителями Профсоюза в федеральных округах РФ по основным проблемам, которые в предстоящем году потребуют от выборных профсоюзных органов  особого внимания. 

4.2. Президиуму ЦК Профсоюза:

В целях повышения уровня компетенции, профессионализма, персональной ответственности профсоюзных лидеров за положение дел в профсоюзных организациях,  практиковать заслушивание  отчетов председателей региональных организаций, особенно  имеющих охват профсоюзным членством среди работающих ниже 50%,  о результативности  их управленческой деятельности и внедрения новых форм и методов работы выборными профорганами, направленных на увеличение охвата профсоюзным членством работающих и обучающихся.

4.3. Руководителям региональных организаций Профсоюза:

- взять под персональную ответственность реализацию Кадровой политики Профсоюза и  Концепцию профсоюзного обучения в профессиональном союзе работников здравоохранения Российской Федерации, сосредоточив внимание выборных профорганов на вопросах,  связанных с выполнением Устава Профсоюза, совершенствованием структуры Профсоюза, формированием  кадрового резерва и его обучением, повышением исполнительской и личной ответственности руководителей организаций Профсоюза всех уровней за выполнение решений, принятых профсоюзными органами, совершенствованием организации контроля и проверки исполнения принимаемых решений;

- организовать широкое обсуждение Кадровой политики Профсоюза  и Концепции профсоюзного обучения в Профсоюзе в нижестоящих структурах Профсоюза;

- укомплектовать вакантные выборные должности заместителей председателей региональных организаций Профсоюза до января 2017 года;

- обеспечить безусловное выполнение решений VI съезда Профсоюза по укреплению организационного единства Профсоюза; повысить эффективность управленческой деятельности по выполнению выборными профсоюзными органами своих уставных обязанностей,  в этих целях:

- в соответствии с решениями VI съезда Профсоюза завершить проведение организационных мероприятий по приведению структуры территориальных организаций Профсоюза в соответствие с уставными нормами;

- пересмотреть, с учетом обновления, и направить в срок до 15.10.2016 года на согласование в ЦК Профсоюза предложения по кандидатурам в  состав кадрового резерва на выборные должности председателей региональных организаций Профсоюза и их заместителей;

- считать одной из важнейших задач осуществление мер, направленных на работу с молодежью, вовлечению ее в ряды Профсоюза, привлечению  к выполнению профсоюзных поручений и работе в профорганах;

- возродить практику формирования и реализации перспективных (на срок полномочий соответствующего профсоюзного органа) и ежегодных планов обучения профкадров и актива;

- оказывать помощь председателям первичных организаций по созданию школ профсоюзного актива, обеспечить работу ШПА во всех первичных организациях, имеющих численность членов Профсоюза  более 500 человек. 

5. С целью возрождения роли профсоюзных собраний, обеспечения широкого информирования членов Профсоюза  о деятельности организаций Профсоюза и Профсоюза, принимаемых ими решений  и проводимых мероприятий,  ввести в Профсоюзе ежегодный Открытый отчет выборного профсоюзного органа первичной, территориальной организаций Профсоюза и утвердить Общее положение о его проведении (приложение № 3).

Ввести в практику работы всех структур Профсоюза с января 2017 года подготовку  и проведение ежегодного Открытого отчета на заседаниях выборных профорганов,  с последующим размещением  текста отчета в открытом доступе на сайтах, страницах профсоюзной печати, профсоюзных уголках и др. средствах массовой информации.

6. Председателям Алтайской, Карельской, Удмуртской,   Хакасской республиканских, Алтайской, Забайкальской, Красноярской,  Хабаровской, Пермской краевых, Владимирской, Вологодской, Кировской, Курганской,  Новгородской, Псковской, Свердловской, Тверской, Ярославской областных и Санкт-Петербурга и Ленинградской области территориальной организации Профсоюза в срок до 01.10.2016 года разработать и направить в ЦК Профсоюза на согласование «Дорожную карту» по увеличению охвата профсоюзным членством работающих в системе здравоохранения с содержанием в ней целевых индикаторов увеличения численности работающих членов Профсоюза и оптимизации профсоюзной структуры.

7. Постоянно действующей комиссии ЦК Профсоюза по совершенствованию организационно-уставной деятельности Профсоюза (Н.П.Ковальчук) заслушивать на своих заседаниях отчеты руководителей региональных организаций Профсоюза, указанных в п.6 данного постановления,  о ходе выполнения целевых индикаторов «Дорожных карт» по увеличению численности членов Профсоюза.

8. Методическому совету ЦК Профсоюза:

- обобщить материалы региональных и первичных организаций Профсоюза и подготовить информационную записку о практике организации обучения профкадров и актива в структурных подразделениях Профсоюза для публикации в журнале ЦК Профсоюза «Профсоюзная тема», срок – 2017 год;

- продолжить практику подготовки тренеров-преподавателей и ежегодно анализировать использование их потенциала в обучении профкадров и актива;

- совместно с постоянно действующими комиссиями ЦК Профсоюза по совершенствованию организационно-уставной деятельности Профсоюза (Н.П.Ковальчук) и молодежной комиссией (Д.И. Закусилов) ежегодно готовить информацию на заседания Президиума ЦК Профсоюза об итогах обучения профкадров и актива в отчетном году.

9. Отделу организационной работы аппарата Профсоюза (Н.П.Галенко) подготовить предложения в адрес ФНПР о  внесении изменений в форму № 7 «Сводный статистический отчет территориальных организаций профсоюзов, общероссийских, межрегиональных профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов», касающихся раздела V «Сведения об организации подготовки, повышения квалификации, и переподготовки профсоюзных кадров и актива». Срок - до 01.09.2016 года.

10. Отделу организационной работы аппарата Профсоюза (Н.П.Галенко) совместно с Методическим советом ЦК Профсоюза, в соответствии с Концепцией профсоюзного обучения в профессиональном союзе работников здравоохранения Российской Федерации, сформировать перспективный план обучения профкадров и актива на федеральном уровне за счет средств профбюджета ЦК Профсоюза,   с последующим утверждением его на заседании Президиума ЦК Профсоюза. Срок - до 01.10.2016 года.

11. Представителям Профсоюза в федеральных округах РФ оказывать практическую помощь председателям региональных организаций Профсоюза, указанных в п. 6 данного постановления,  в разработке «Дорожных карт» по увеличению охвата профсоюзным членством работающих в системе здравоохранения с последующей ее реализацией.

12. Поручить отделу по связям с общественностью и информационной работе (С.А.Грубов) опубликовать Концепцию  кадровой политики Профсоюза  и Концепцию профсоюзного обучения в профессиональном союзе работников здравоохранения Российской Федерации в журнале ЦК Профсоюза «Профсоюзная тема», разместить на сайте Профсоюза в Интернете.

13. Контроль за выполнением данного постановления возложить на Председателя Профсоюза М.М.Кузьменко.

 

Председатель Профсоюза                                                                                      М.М. Кузьменко

 

                                                                                      

Приложение № 1
к постановлению Пленума ЦК Профсоюза
№ 3–2 от 1 июня 2016 года

 

Концепция кадровой политики профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации

 

1. Общие положения

VI съезд Профсоюза в мае 2015 года  признал приоритетной задачей для всех структур Профсоюза совершенствование работы с профсоюзными кадрами.

Концепция кадровой политики Профсоюза представляет собой систему решений и действий в области реализации кадровой работы.

Её целью являются:

  • создание ресурса Профсоюза из числа профработников и активистов, способных на равных вести профессиональный диалог с социальными партнерами, грамотно представлять и защищать социально-экономические интересы членов Профсоюза, обеспечивать эффективное управление деятельностью организаций Профсоюза и Профсоюзом;
  • формирование и подготовка резерва профсоюзных кадров и актива на выборные должности руководителей организаций Профсоюза и Профсоюза с учетом их личностных и деловых качеств;
  • сокращение временных потерь и ошибочных решений, связанных с поиском кандидата на выборную должность руководителя организации Профсоюза любого уровня и Профсоюза;
  • обеспечение преемственности руководства в деятельности организаций Профсоюза;
  • обучение профсоюзных кадров и актива;
  • повышение авторитета и престижа Профсоюза и его организаций;
  • ведение кадровой документации, проведение анализа кадровых данных профработников с целью подготовки предложений по их обучению, повышению квалификации, переобучению, продвижению в должности.

Правовую основу кадровой политики Профсоюза составляют Конституция Российской Федерации, трудовое законодательство Российской Федерации, а также Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устав и программные документы Профсоюза.

Некоторые понятия, используемые в Концепции:

Концепция — от латинского   слова    conceptio    означает   понимание, система.

Кадровая политика — система  решений и действий, направленных на достижение целей Профсоюза  путем определения форм и методов кадровой работы.

Кадровая работа — деятельность любой организации Профсоюза, которая включает в себя: формирование кадрового состава; прием на работу и увольнение  выборных и штатных  профработников; формирование кадрового резерва, организацию работы с ним; обучение профкадров и актива; ведение кадровой документации.

Профсоюзные кадры — выборные руководители профсоюзных организаций, штатные профсоюзные работники и специалисты аппаратов организаций Профсоюза и Профсоюза, состоящие  с ними в  трудовых отношениях.

Профсоюзный актив — члены Профсоюза, выполняющие профсоюзную обязанность без отрыва от основной работы, учебы (на общественных началах).

Кадровый резерв — профсоюзные активисты и профработники, прошедшие предварительный отбор и подготовку для выдвижения на должность председателя организации Профсоюза или его заместителя в первичной, территориальной организации Профсоюза или в  Профсоюзе.

 

2. Особенности кадровой работы в  Профсоюзе

Формирование кадровой политики  Профсоюза является прерогативой ЦК Профсоюза, который совместно с выборными профсоюзными органами ее реализует.

Особенности  кадровой работы в организациях Профсоюза и в Профсоюзе закреплены в Уставе профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации. 

К важнейшим уставным принципам деятельности Профсоюза, в части   реализации кадровой политики,  относятся:

  • выборность всех коллегиальных органов Профсоюза и его организаций, включая выборных руководителей и их подотчетность членам Профсоюза;
  • преемственность при избрании председателя организации Профсоюза и Профсоюза;
  • коллегиальность в работе выборных профсоюзных органов, личная ответственность руководителей организаций Профсоюза и Профсоюза за выполнение Устава Профсоюза, принятых выборными органами организаций Профсоюза  и Профсоюза решений;
  • гласность в работе всех организаций Профсоюза и Профсоюза, их выборных руководителей  и профсоюзных органов;
  • регулярность отчетности органов организаций Профсоюза по уставной деятельности, статистическим и финансовым вопросам перед своей организацией и вышестоящими профсоюзными органами;
  • соблюдение финансовой дисциплины всеми организациями Профсоюза;
  • соблюдение уставных прав и обязанностей организациями Профсоюза для достижения целей и реализации задач Профсоюза.

Особенности заключения и расторжения трудовых отношений с выборными Председателем Профсоюза, председателями организаций Профсоюза всех уровней, избранными на освобожденной основе и  их заместителями, прием на работу в аппараты Профсоюза и организации Профсоюза, имеющих статус юридического лица, руководителей структурных подразделений, правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза по республике, краю, области, главных бухгалтеров-заведующих финансовыми отделами аппаратов организаций Профсоюза, а также   функции выборных коллегиальных и единоличных органов организаций Профсоюза всех уровней   определены соответствующими нормами Устава (п.3. ст.16;   п. 3, ст. 21; ст.22; ст.23;   пп.3.7., 3.8., 3.9., 3.10,  ст. 29;    п. 1.16. ст.30;   ст.31;   пп. 2.4. и 2.5. ст.42;   п. 1.27., 1.28, 1.29. ст.43;   ст.45;    п.п.4.15., 4.16., 4.21. ст.44;   пп. 4.6. и 4.7. ст.53;   пп.2.18. и 2.26. ст. 54;    пп. 2.16., 2.19., 2.20, 2.22., 2.28. ст. 55; ст. 56 и др.)

 

3. Выявление, отбор и формирование кадрового резерва

3.1. Работа по подбору кандидатов в состав кадрового резерва организуется и осуществляется исходя из необходимости постоянного обновления, улучшения качественного состава руководящих профсоюзных кадров и замещения вакантных выборных должностей профсоюзных работников в организациях Профсоюза.

3.2. Выявление и отбор кандидатур для избрания руководителями организации Профсоюза или Профсоюза заключается в поиске внутри профсоюзных организаций членов Профсоюза, отвечающих следующим требованиям:

  • наличие профессиональных знаний (прежде всего это знание Устава, нормативно-правовых документов Профсоюза, решений выборных профорганов, опыт участия в регулировании социально-трудовых отношений и др.);
  • личностные характеристики (умение общаться с людьми и преодолевать возникающие противоречия, прогнозировать процессы и явления и др.);
  • наличия опыта выполнения общественных поручений (эффективность выполнения поручения, оригинальность подходов к решению проблем и др.) и проявивших себя в качестве организаторов;
  • наличие медицинского или фармацевтического образования (для региональных организаций Профсоюза и Профсоюза – высшее);
  • возраст кандидата (только при выдвижении впервые на должность председателя организации Профсоюза или Профсоюза, кандидат не должен превышать возраста выхода на пенсию по старости).

3.3. Из числа отобранных кандидатур формируется кадровый резерв. Он утверждается профсоюзным органом соответствующей организации Профсоюза с предварительным согласованием отобранной кандидатуры президиумом комитета вышестоящего профоргана.

Для согласования кандидатуры в качестве резерва на руководителей первичных и местных организаций Профсоюза,  в президиум комитета соответствующей региональной организации Профсоюза направляются: ходатайство профсоюзной организации, краткая характеристика и личный листок претендента для включения его в состав  кадрового резерва. 

Для согласования кандидатуры в качестве резерва на руководителей региональных организаций Профсоюз,  в Президиум ЦК Профсоюза направляются: ходатайство соответствующей региональной организации Профсоюза, краткая характеристика и личный листок претендента для включения его в состав  кадрового резерва.

В случае несоответствия требованиям, предусмотренных в Концепции кадровой политики Профсоюза, Президиум ЦК Профсоюза вправе отклонить согласование  кандидатуры в резерв на выборную должность руководителя региональной организаций Профсоюза, а президиум комитета региональной организаций Профсоюза – на руководителей местных и первичных организаций Профсоюза.

3.4. При определении количественного состава кадрового резерва следует исходить из необходимости подбора на каждую должность 1 - 2 кандидатов.

Объективным подтверждением пригодности кандидата к работе по выборной должности являются отзывы о нем непосредственных руководителей, подчиненных и коллег по работе, результаты собеседования с кандидатом в резерв и т.п.

Для включения кандидатов в состав кадрового резерва должно быть получено их согласие.

3.5. После утверждения списка кадрового резерва председатель соответствующей организации Профсоюза объявляет кандидату решение о том, что он зачислен в кадровый резерв и на какую должность.

Утвержденный список кадрового резерва направляется в вышестоящий выборный орган Профсоюза.       

3.6. Работа с утвержденным кадровым резервом предусматривает:

  • изучение индивидуальных особенностей претендентов;
  • привлечение претендентов к выполнению поручений, участие в подготовке и проведении массовых мероприятий, изучению опыта работы соответствующих профорганов;
  • организация обучения, создание условий для самообразования;
  • включение в состав временных и постоянных комиссий по подготовке материалов на заседаниях выборных профорганов.

3.7. В период объявления отчетно-выборной кампании в Профсоюзе, в соответствии с требованиями, предусмотренными в Концепции кадровой политики Профсоюза,  разрабатываются Порядки выдвижения кандидатур на должности председателей организаций Профсоюза и Профсоюза. Порядок выдвижения кандидатур на должность председателя первичной, местной, региональной организации Профсоюза  утверждается решением президиума комитета соответствующей  региональной организаций Профсоюза, а порядок выдвижения кандидатур на должность Председателя Профсоюза утверждается Президиумом ЦК Профсоюза.

В вышеуказанных порядках предусматривается для обеспечения принципа преемственности, в первую очередь, выдвижение кандидата  на должность председателя организации Профсоюза и Профсоюза из числа утвержденного и, как правило, прошедшего обучение кадрового резерва, при  наличии их согласия.

Показателем действенности работы с кадровым резервом является его востребованность.

 

4. Пересмотр кадрового резерва

4.1. Состав кадрового резерва уточняется ежегодно в первом квартале текущего года.

В необходимых  случаях возможна замена отдельных кандидатов в составе кадрового резерва в иные сроки.

4.2. При пересмотре состава кадрового резерва проводится оценка деятельности, подготовки кандидатов и принимается решение о дальнейшем пребывании их в составе или о выводе из него.

Одновременно при необходимости рассматриваются новые кандидатуры для зачисления в кадровый резерв.

4.3. Исключение кандидата из кадрового резерва производится по решению профсоюзного комитета (президиума) соответствующей организации Профсоюза в связи с несоответствием кандидата предъявляемым требованиям, предусмотренным Разделом III настоящего Положения, неудовлетворительными результатами его обучения, его отказом от выдвижения на выборную должность, иным причинам.

 

5. Подготовка профсоюзных кадров и актива

Целями профсоюзного обучения  профсоюзных кадров и актива являются:

  • повышение компетентности и профессионализма профсоюзных кадров и актива в вопросах политики, права, экономики, управления, регулирования социально-трудовых отношений, теории и практики профсоюзного движения;
  • обучение резерва кадров и актива;
  • повышение уровня информированности членов Профсоюза о деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов работников.

Подготовка профсоюзных кадров и актива осуществляется  в соответствии с Концепцией  профсоюзного обучения в профессиональном союзе работников здравоохранения Российской Федерации.

 

6. Консолидация финансовых средств и повышение эффективности их использования для реализации кадровой политики

Важнейшим условием реализации кадровой политики является  финансовое обеспечение кадровой работы за счет средств Профсоюза.

В этих целях необходимо предусматривать в расходной части смет профсоюзных бюджетов  комитетов организаций Профсоюза всех уровней  и Профсоюза не менее:

  • 6% на обучение профсоюзных кадров и актива;
  • 5% на работу с молодежью;
  • 5% на работу, связанную с информационной деятельностью.

Кадровую работу возглавляют руководители организаций Профсоюза всех уровней и Профсоюза,   они несут персональную ответственность за реализацию данного направления деятельности  Профсоюза.

 

7. Учет профсоюзных кадров

7.1. Трудовые книжки и личные дела выборных и штатных профсоюзных работников хранятся в профсоюзной организации, с которой   заключены трудовые договоры на срок полномочий комитета соответствующей организации Профсоюза.

7.2. Для учета, координации деятельности и организации обучения профсоюзных кадров формируются копии личных дел:

  • в ЦК Профсоюза – на руководителей региональных организаций Профсоюза, правовых и технических инспекторов труда ЦК Профсоюза, главных бухгалтеров-заведующих финансовыми отделами в аппаратах региональных организации Профсоюза;
  • в комитетах региональных организаций Профсоюза  - на  руководителей местных и первичных организаций Профсоюза, имеющих статус юридического лица, бухгалтеров в аппаратах соответствующих  нижестоящий организаций Профсоюза.

Для формирования копий личных дел в соответствующий вышестоящий профорган направляются следующие документы:

  • заявление о согласии на обработку персональных данных;
  • копия личного листка по учету кадров;
  • копия выписки из протокола об избрании на должность;
  • копия распоряжения о вступлении в должность;
  • копия трудового договора;
  • копия трудовой книжки;
  • копия паспорта;
  • копии документов об образовании;
  • две фотографии 3х4 см.

7.3.Для приема на должность в аппарат региональной организации Профсоюза правового или технического инспекторов труда ЦК Профсоюза по республике, краю, области требуется  предварительное утверждение их в должности Президиумом ЦК Профсоюза, а для главных бухгалтеров-заведующих финансовым отделами в аппаратах региональных организации Профсоюза  - предварительное согласовании их кандидатуры. Для этого в Президиум ЦК Профсоюза направляются:

  • ходатайство президиума комитет региональной организации Профсоюза;
  • копия личного листка по учету кадров;
  • копия трудовой книжки;
  • копии документов об образовании и повышении квалификации.

Аналогично оформляется порядок согласования кандидатур на должности главных бухгалтеров в аппаратах местных и первичных  организаций Профсоюза, имеющих статус юридического лица. В этом случае перечень вышеуказанных документов направляются в президиум комитета соответствующей региональной организации Профсоюза.

7.4. При убытии в отпуск или длительную командировку выборный профработник - председатель организации Профсоюза любого уровня письменно извещает об этом руководителя соответствующей вышестоящей профсоюзной организации.

 

8. Реализация Концепции кадровой политики Профсоюза

Реализация Концепции кадровой политики Профсоюза предполагает разработку различных документов и осуществление комплекса мер, предусматривающих практические  действия Профсоюза и его организаций на перспективу, связанных с кадровой работой в Профсоюзе.

 

9. Заключение

Реализация Концепции кадровой политики Профсоюза способствует развитию профсоюзного движения, повышению уровня организационного единства, усилению влияния и роли Профсоюза, повышению эффективности его деятельности по защите социально-экономических и трудовых прав и интересов членов Профсоюза.

Реализация Концепции позволит привлечь в Профсоюз людей, владеющих современными методами управления и технологиями решения проблем, стоящих перед Профсоюзом, создать современную и эффективную систему подготовки кадров, способных вести профессиональный диалог с социальными партнерами, эффективно представлять и защищать социально-экономические интересы работников здравоохранения.

 

 

Приложение № 2
к постановлению Пленума ЦК Профсоюза
№ 3–2 от 1 июня 2016 года

 

Концепция профсоюзного обучения в профессиональном союзе работников здравоохранения Российской Федерации

 

I.  Общие положения

В связи с постоянно изменяющимися социально-экономическими условиями общественной жизни России изменяются формы и методы деятельности профсоюзных организаций. Успешное выполнение профессиональным союзом работников здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту Профсоюз) решений VI съезда Профсоюза зависит от уровня подготовки профсоюзных кадров и актива, их компетентности, профессиональной грамотности и квалификации.

Обучение позволяет подготовить профсоюзных лидеров, способных понимать действия законов экономического и общественного развития, разбираться в правоприменительной практике, вовлекать работников здравоохранения  в решение задач, стоящих перед Профсоюзом, обеспечивать массовую поддержку его действий.

Учитывая вышеизложенное, Центральный комитет Профсоюза предлагает настоящую Концепцию профсоюзного обучения в профессиональном союзе работников здравоохранения Российской Федерации (далее по тексту Концепция).

 

II.  Принципы, цели реализации Концепции

Основными принципами Концепция являются:

  • непрерывность обучения (позволяет обеспечить соответствие знаний и навыков профработников и актива современным условиям и актуальности проблем профсоюзного движения);
  • единство теоретического и практического обучения (позволяет осмыслить опыт работы с позиции теории и практики, а также оперативно реагировать на изменяющиеся экономические, правовые и иные условия профсоюзной работы);
  • разнообразие содержания и форм обучения (находит свое отражение в разработке различных вариантов учебно-тематических программ, в выборе и использовании разнообразных форм и методов обучения).

Главная цель Концепции – за счет развития и совершенствования обучения в Профсоюзе, добиться освоения выборными и штатными профсоюзными работниками, а также активистами методики общественно-организаторской деятельности, научить их четко ориентироваться в функциях и основных направлениях деятельности профсоюзных органов в современных условиях, ориентироваться  в рыночных отношениях, повысить  общую, профессиональную и правовую грамотность.    

Реализация  Концепции позволит обеспечить:

  • развитие у профсоюзных лидеров, профсоюзных работников и актива навыков и умений, необходимых для успешного решения задач, стоящих перед Профсоюзом;
  • повышение информированности профсоюзных кадров и актива, членов Профсоюза;
  • создание условий для постоянного профессионального и личностного роста, самореализации профсоюзных работников и активистов;
  • повышение личной заинтересованности профсоюзных кадров в получении профессиональных знаний;
  • повышение конкурентоспособности профсоюзных кадров на рынке труда.

 

III. Профсоюзное обучение

3.1. Концепция  профсоюзного обучения в Профсоюзе предусматривает 3-х уровневую организацию  обучения профсоюзных кадров и актива.

Первый уровень – первичные организации  Профсоюза (далее по тексту ППО). Обучение организует и проводит профком ППО.

Второй уровень – территориальный. Обучение организуют и проводят региональные организации Профсоюза. 

Третий  уровень – федеральный. Обучение организует и проводит ЦК Профсоюза.

3.2.  Организация обучения профсоюзных кадров и профсоюзного актива  осуществляется по следующей схеме.

3.2.1. В течение месяца после избрания впервые избранные председатели первичных организаций Профсоюза проходят стажировку в вышестоящей профсоюзной организации в течение 1 – 2 дней.

По завершению отчетно-выборной кампании в первичных организациях Профсоюза президиум комитета региональной организации проводит обучение вновь избранных профсоюзных лидеров, в течение 6 месяцев по накопительной системе - 12 учебных часов (начальное обучение).

Цель обучения  – ввод в профсоюзную работу,  обеспечение начальной подготовки впервые избранных руководителей организаций Профсоюза.

3.2.2. Руководители организаций Профсоюза, прошедшие начальное обучение и  профсоюзный актив в дальнейшем получают базовые знания и углубленно изучают  отдельные проблемы профсоюзной деятельности, овладевают технологиями их решений.

На уровне первичной организации Профсоюза, в соответствии с п.1.23 ст.30 Устава Профсоюза, обучение проводится:

при численности членов Профсоюза более 500 человек - в школах профсоюзного актива (занятия проводятся с сентября по май, общее количество учебных часов до 25);

при  численности до 500 членов Профсоюза  -  на учебных семинарах, организуемых председателем первичной организации Профсоюза не реже 4-х раз в год (по накопительной системе до 15 учебных часов в год).

На этом уровне обучаются:

  • члены профкома и постоянно действующих комиссий профкома первичной организации Профсоюза;
  • члены КРК первичной организации Профсоюза;
  • члены профбюро первичной организации Профсоюза;
  • профгрупорги.

На территориальном и федеральном уровнях, в соответствии с п.4.8 ст.44 и п.2.8 ст. 55 Устава Профсоюза, обучение проводится:

на тематических семинарах (по накопительной системе обучения по программам до  36 часов, рассчитанных на 5 лет);

на днях председателей первичных, местных организаций Профсоюза, которые проводятся в региональных организациях Профсоюза ежемесячно в период с сентября по май, продолжительностью до 2-х учебных часов.

На уровне региональных организаций Профсоюза, обучаются:

  • председатели местных, первичных организаций Профсоюза и их заместители;
  • кадровый резерв на председателей первичных, местных организаций Профсоюза, а также кадровый резерв на заместителей председателей региональных организаций Профсоюза;
  • члены выборных профсоюзных органов местных организаций Профсоюза;
  • члены КРК местных организаций Профсоюза;
  • специалисты аппаратов первичных, местных организаций Профсоюза.

На уровне Профсоюза обучаются:

  • председатели региональных организаций Профсоюза и их заместители;
  • правовые и технические инспекторы труда ЦК Профсоюза по республике, краю, области;
  • главные бухгалтера – заведующие финансовыми отделами аппаратов региональных организаций Профсоюза;
  • утвержденный и согласованный Президиумом ЦК Профсоюза резерв на председателей региональных организаций Профсоюза;
  • председатели студенческих профкомов первичных профсоюзных организаций ВУЗов;
  • члены молодежных советов и ответственные по работе с молодежью в аппаратах региональных организаций Профсоюза;
  • специалисты аппаратов региональных организаций Профсоюза: по информационной работе и работники аппаратов, отвечающие за данное направления деятельности Профсоюза; по организационной работе; по вопросам экономической работы и оплаты труда;
  • председатели контрольно-ревизионных комиссий региональных организаций Профсоюза (по отдельному плану работы КРК Профсоюза).

Освобождение активистов от работы на период обучения на всех уровнях организации обучения осуществляется в соответствии с коллективными договорами.

3.2.3. Центральный комитет Профсоюза и комитеты региональных организаций Профсоюза взаимодействуют с учебными центрами территориальных объединений организаций профсоюзов, институтом повышения квалификации профсоюзов, Академией труда и социальных отношений, Санкт-Петербургским гуманитарным Университетом по обучению профсоюзных лидеров и иных категорий профсоюзного актива по вопросам:

  • организации и проведения краткосрочных тематических семинаров (в среднем 35 учебных часов);
  • повышение квалификации по программам не менее 72 часов  с получением соответствующего сертификата;
  • профессиональной переподготовки профкадров, имеющих опыт работы и желание совершенствовать практику профсоюзной работы по регулированию социально-трудовых отношений по программам 500 и более часов с получением соответствующего диплома установленного образца;
  • получения первого (или второго) высшего  образования.

3.3. При проведении профсоюзного обучения используются различные программы, в том числе унифицированные для обучения профкадров и актива и применяются различные методы обучения.

Традиционные методы преследуют цель сообщить слушателю новые знания, довести актуальную информацию по рассматриваемым проблемам. К ним  относятся: лекции,  беседы, объяснения, дискуссии, стажировки, демонстрации, работа с книгой, видеометоды – просмотр и обучение через Интернет и др.

Активные методы – методы, стимулирующие познавательную деятельность слушателя, строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности слушателей. К ним относятся: дискуссии, решение ситуационных задач,  мозговая атака, ролевые и деловые игры, круглые столы, презентации и др.

3.4. В рамках 3-х уровневой системы организации  обучения профкадров и актива, профкомы первичных, президиумы комитетов  региональных организаций Профсоюза и Президиум ЦК Профсоюза формируют перспективные планы обучения на пятилетку и на основании этих планов, утверждаются ежегодные планы обучения в соответствующих организациях Профсоюза и в Профсоюзе.

Ежегодно, при подведении итогов обучения профкадров и актива, выявляются слабые стороны в организации и проведении обучения и вносятся соответствующие корректировки в планы обучения на следующий период.

 

4. Методическое, кадровое и финансовое обеспечение системы профсоюзного обучения

4.1. Обучение профкадров и актива предусматривает создание Методического совета ЦК Профсоюза и окружных методических советов по вопросам обучения профкадров и актива. Они создаются в целях:

  • проведения анализа и выработки предложений по совершенствованию обучения профкадров и актива  на основе новейших педагогических и информационных технологий, современных форм и методов обучения;
  • максимального вовлечения в учебный процесс профработников и активистов,  для выработки у них практических навыков, необходимых для представительства и защиты прав и интересов членов Профсоюза;
  • реализации решений выборных коллегиальных органов Профсоюза в области совершенствования обучения в Профсоюзе;
  • согласования  методических материалов по вопросам профсоюзного обучения, популяризации лучших из них для использования в практической работе;
  • развития в региональных организациях Профсоюза организационно-методической сети по подготовке тренеров-преподавателей, учету использования их потенциала в учебном процессе, подготовке предложений по направлению активно работающих тренеров-преподавателей на  обучение  по программам повышения квалификации в учебные центры территориальных объединений организаций профсоюзов.

4.2. Для подготовки тренеров-преподавателей в Профсоюзе действует организационно-методическая сеть по их подготовке каскадным методом, с использованием методики «Научи учителя».

В рамках развития этой сети и дальнейшего совершенствования профсоюзного обучения, Президиум ЦК Профсоюза утверждает региональных и окружных координаторов обучения.

Региональный координатор обучения взаимодействуют с руководителем региональной организации Профсоюза и президиумом комитета  соответствующей организации Профсоюза по вопросам организации и проведения обучения профкадров и актива в соответствии с действующей в Профсоюзе Концепцией и использованием потенциала подготовленных тренеров-преподавателей; проводит работу по выявлению и стажировке кандидатов в тренеры-преподаватели;  готовит методические материалы, связанные с процессом обучения;  реализуют решения Центрального и окружного методических советов.

Окружной координатор обучения анализирует на уровне округа состояние обучения профкадров и актива в региональных организациях Профсоюза, вырабатывает предложения по его совершенствованию; организует обучение кандидатов в тренеры-преподаватели, готовит предложения по направлению тренеров-преподавателей на обучение по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов; оказывает практическую помощь в работе регионального координатора; готовит методические материалы; способствует распространению положительного опыта работы региональных организаций по вопросам обучения; формирует банк данных подготовленных на уровне округа тренеров-преподавателей и ведет учет использования их потенциала в ходе организации учебных и показательных семинаров.

4.3. Для осуществления учебного процесса для участия в учебных семинарах привлекаются профработники, обладающие практическим опытом работы, профсоюзные тренеры-преподаватели, а также преподаватели учебных центров территориальных объединений организаций профсоюзов, института повышения квалификации профсоюзов, Академии труда и социальных отношений, Санкт-Петербургского гуманитарного Университета,  ведущие специалисты государственных  органов и иных организаций.

В целях стимулирования заинтересованности участия тренеров-преподавателей,  лекторско-преподавательского состава в обучении профсоюзных кадров и актива, региональные организации Профсоюза и Профсоюз могут использовать различные формы их поощрения.

4.4. Основным источником финансирования всех звеньев системы профсоюзного обучения являются средства профсоюзных органов, предусмотренные на эти цели.

Для полноценного финансирования обучения необходимо:

  • безусловное выполнение финансовой дисциплины в Профсоюзе;
  • направление на обучение не менее 6 процентов средств  профсоюзного бюджета организации Профсоюза любого уровня.

 

5. Заключение

Реализация данной Концепции является одним из определяющих условий развития кадрового потенциала Профсоюза (п.5.14 ст. 5 Устава). Она способствует  усилению  влияния Профсоюза в обществе, повышению эффективности  деятельности профорганов по защите социально-экономических и трудовых прав и интересов членов Профсоюза, повышению квалификации и обучению профлидеров, способных вести профессиональный диалог с социальными партнерами,  подготовке тренеров-преподавателей. Ответственность за реализацию этого  важнейшего направления деятельности Профсоюза возлагается на  руководителей организаций Профсоюза всех уровней и Профсоюза в целом.

  

  

Приложение № 3
к постановлению Пленума ЦК Профсоюза
№ 3–2 от 1 июня 2016 года

 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о ежегодном открытом отчете выборного профсоюзного органа
первичной, территориальной организации
профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации 
(Далее по тексту Профсоюз)

 

1. Цель и задача открытого отчета

Открытый отчет  выборного профсоюзного органа (или публичный отчет) – это документ, наглядно представляющий деятельность профсоюзной организации за прошедший год.

Цель открытого (публичного) отчета – обеспечить открытость и прозрачность  деятельности выборных органов организаций Профсоюза любого уровня.

Задача открытого (публичного) отчета – обеспечить регулярную информированность членов Профсоюза о деятельности профсоюзной организации;  создать условия для ежегодного информирования социальных партнеров, медицинской общественности об основных результатах деятельности выборных профсоюзных органов по представительству и защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, а также о развитии социального партнерства. На этой основе сформировать позитивную мотивационную среду в Профсоюзе и осознанное профсоюзное членство, способствовать повышению авторитета Профсоюза.

 

2. Периодичность подготовки открытого отчета

Периодичность подготовки открытого (публичного) отчета – 1 раз в год (по итогам работы выборного профсоюзного органа за прошедший  календарный год).

     

3. Порядок подготовки открытого отчета, его содержание

3.1. Подготовка открытого (публичного) отчета включает в себя 4 этапа, результаты каждого из которых (кроме третьего) утверждаются на заседании профкома (для первичной организации Профсоюза), на заседании президиума комитета территориальной организации Профсоюза (для местной или региональной организации Профсоюза):

1-й этап – формирование и утверждение рабочей группы и ответственного за подготовку отчета;

2-й этап – утверждение структуры отчета;

3-й этап – сбор материалов для формирования отчета;

4-й этап – подготовка проекта отчета, его обсуждение и утверждение на заседании профоргана.

 

3.2. Содержание открытого отчета:

3.2.1. Краткая характеристика организации (структура, численность, динамика профсоюзного членства за истекший период).

3.2.2. Деятельность выборных профорганов (количество заседаний, тематики рассмотренных вопросов, принятые решения, контроль за их исполнением и т.д.).

3.2.3. Социальное партнерство - выполнение пунктов КД (для первичной организации Профсоюза), соглашения (для территориальной организации Профсоюза), совместная работа с работодателем, органами управления здравоохранением и др.

3.2.4. Краткие результаты уставной деятельности (контроль за соблюдением трудового законодательства, социально-экономические вопросы, охрана труда, обучение профкадров и актива,  инновационные формы работы, информационная работа, взаимодействие со СМИ, организация отдыха детей и сотрудников и т.д.).

3.2.5. Общие выводы о работе за год.

3.3. Текст открытого отчета, после рассмотрения на заседании выборного профоргана,  подписывается председателем организации Профсоюза.

3.4.  Открытый отчет является документом текущего хранения и находится в течении следующего за отчетным периодом года в доступности для членов Профсоюза, профсоюзного актива, медицинской общественности.

 

4. Формы представления открытого отчета

4.1. Для обеспечения открытости и прозрачности  деятельности выборных органов организаций Профсоюза  открытый отчет  ежегодно рассматривается

в первичной организации Профсоюза на расширенном профсоюзном собрании (конференции), а в территориальной организации Профсоюза – на расширенном пленуме комитета территориальной организации Профсоюза.

4.2. Текст   открытого отчета размещается:

  • на профсоюзном стенде;
  • на сайте профсоюзной организации;
  • на сайте вышестоящей профсоюзной организации (при отсутствии своего сайта).

4.3. Открытый отчет направляется по электронной почте в нижестоящие профсоюзные организации и по домашней электронной почте председателям нижестоящих профсоюзных организаций.

4.4. Текст открытого отчета по возможности можно выпустить   брошюрой и направить ее в организации Профсоюза; сокращенный вариант отчета можно опубликовать в печатных СМИ и др.  

Файлы для скачивания