​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О выполнении профсоюзными органами региональных организаций Профсоюза, расположенных на территории Южного федерального округа РФ, решений VI съезда Профсоюза, связанных с реализацией законодательства о специальной оценке условий труда


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

IV  Пленума ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации

г. Алушта

05 октября 2016 года                                                                                              № 4-1

«О выполнении профсоюзными органами
региональных организаций Профсоюза,
расположенных на территории Южного
федерального округа РФ, решений VI съезда Профсоюза,
связанных с реализацией законодательства
о специальной оценке условий труда»

 

Заслушав и обсудив доклад и выступления участников IV Пленума ЦК Профсоюза о выполнении профсоюзными органами региональных организаций Профсоюза, расположенных на территории Южного федерального округа РФ, решений VI съезда Профсоюза, связанных с реализацией законодательства о специальной оценке условий труда, а также выступления представителей Минздрава России, министерств здравоохранения субъектов Российской Федерации, Минтруда России, ФНПР, Роспотребнадзора,  участники Пленума ЦК Профсоюза отмечают, что реализация законодательства в сфере охраны труда в медицинских организациях, уровень социальной защищенности, обеспечение в полном объеме соответствующими гарантиями и компенсациями, а также предоставление работникам права на льготную пенсию за работу во вредных условиях труда, подтвержденные результатами объективной специальной оценкой условий труда на рабочих местах, являются приоритетом Профсоюза.

Участники Пленума отмечают, что новации в сфере охраны труда, особенно в части реализации законодательства о спецоценке, расхождения с нормами санитарно-эпидемиологического законодательства по условиям труда, отсутствие методик для оценки качественных показателей напряженности трудового процесса по-прежнему вызывают острые споры и требуют сегодня от Профсоюза быть предельно компетентными в вопросах специальной оценки условий труда и активнее использовать право Профсоюза на свое представительство в органах государственной власти.

В соответствии с Концепцией деятельности большинство региональных организаций Профсоюза, входящих в Южный федеральный округ, проводят  определенную работу по реализации мероприятий в области улучшения условий и охраны труда. Ставят перед выборными органами организаций Профсоюза всех уровней задачи по активизации проведения профсоюзного контроля за соблюдением работодателями требований охраны труда, выполнению обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также рассмотрения этих вопросов на заседаниях выборных профсоюзных органов. Руководителям региональных организаций Профсоюза, Республики Калмыкия, Астраханской области и города федерального значения Севастополя следует особо обратить внимание на активизацию работы в сфере условий и охраны труда в части обязательного участия представителей первичных профсоюзных организаций в проведении специальной оценке условий труда, а также укрепления своих аппаратов специалистами по охране труда.

ЦК Профсоюза в течение последних лет обращал внимание Правительства Российской Федерации и Минздрава России на необходимость экстренного решения проблемных вопросов при реализации законодательства о специальной оценке условий труда, подготовке единых подходов при оценке постоянно присутствующих и неустранимых производственных факторов, способствующих не допускать изменений в сторону ухудшения условий коллективных договоров, устанавливающих размеры компенсационных мер работникам.

ЦК Профсоюза совместно с Минздравом России и Минтрудом России необходимо в самое ближайшее время подготовить разъяснение о порядке применения отдельных положений Методики проведения спецоценки на рабочих местах работников, а выборным профсоюзным органам учесть эти вопросы при подготовке предложений в коллективные договоры и соглашения.

Специальная оценка условий труда приобретает первостепенное значение. Участники Пленума отмечают многочисленные факты необъективного проведения СОУТ. Предоставление компенсационных мер работникам, в том числе и назначение досрочных пенсий, напрямую связаны с результатами спецоценки.

В условиях, когда система обеспечения гарантированных ранее государством льгот и компенсаций изменена, а государственными органами власти принимаются нормативные правовые акты, снижающие социально-экономическую защищенность работников медицинских организаций, Профсоюз не может оставаться в стороне.

Выборным профсоюзным органам необходимо принципиально и твердо отстаивать свою позицию на объективной оценке всех имеющихся производственных факторов и безусловным обеспечением работников гарантиями и компенсациями, созданию работникам безопасных условий труда.

Участники Пленума отмечают, что условия труда на рабочих местах медицинских работников продолжают оставаться основной причиной формирования у них профессиональной патологии. В структуре причин нарушения здоровья стоят психоэмоциональные факторы трудового процесса, вызывающие профессиональный стресс или синдром профессионального выгорания. Поэтому Профсоюз считает, что первостепенной задачей является разработка нормативных правовых актов, устанавливающих идентификацию психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок на рабочих местах медицинских работников, как возможных профессиональных причин возникновения случаев профессиональных заболеваний и травматизма. Кроме того вызывают обеспокоенность вопросы, связанные с расходованием финансовых средств при проведении работ по СОУТ для подтверждения характерных на рабочих местах  медицинских работников постоянно присутствующих и неустранимых потенциально вредных факторов производственной среды, таких как биологический фактор, контакт с которым является основной причиной возникновения профессиональных заболеваний.

Профсоюз считает необходимым проводить на всех уровнях социального партнерства работу по формированию единых, понятных всем, объективных подходов при реализации законодательства по условиям и охране труда.    

Представители  Профсоюза  в  федеральных округах Российской Федерации  должны проводить системный анализ, складывающейся на всей территории округа ситуации с проведением спецоценки, необходимый для выстраивания  действенной   системы  общественного контроля и эффективного взаимодействия с государственными органами власти, государственными надзорными (контрольными) органами.

Руководителям профсоюзных организаций необходимо проводить постоянный  мониторинг условий труда работников, шире использовать в работе  профсоюзные технические инспекции труда, экспертов Экспертного совета при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда, уполномоченных по охране труда, в том числе и для проведения независимых экспертиз условий  труда.

Экспертному совету при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда, совместно с представителями Профсоюза в федеральных округах РФ,  руководителями региональных организаций Профсоюза активизировать работу по обучению профактива и профработников в сфере охраны труда.

В целях повышения активности в работе организаций Профсоюза всех уровней по обеспечению работникам достигнутого ранее уровня социальной защищенности, а также в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда, состоянием условий и охраны труда, выполнением обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, IV Пленум Центрального комитета профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. ЦК Профсоюза совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также с другими заинтересованными ведомствами: 

1.1. Продолжить работу в рабочих группах по:

  • внесению изменений в законодательство о специальной оценке, направленных на объективность всех имеющихся факторов при установлении классов (подклассов) условий труда по результатам СОУТ;
  • применению отдельных положений Методики проведения специальной оценки условий труда с учетом отраслевой специфики;
  • учету профессиональных рисков работников медицинских организаций на основании типовых методик;
  • рассмотрению возможности разработки перечня рабочих мест медицинских работников, на которых СОУТ проводится по решению образованной в организации комиссии;

1.2. Консолидировано проводить работу по совершенствованию отраслевой нормативной правовой базы и разработке единых для медицинских организаций правил по охране труда.

2. ЦК Профсоюза:

2.1. Добиваться решения вопроса о создании отраслевой нормативной правовой базы в сфере условий и  охраны труда.

2.2. Проводить на заседаниях экспертного Совета при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда ежегодный мониторинг работы технической инспекции труда ЦК Профсоюза и региональных организаций Профсоюза.

2.3. Освещать деятельность Профсоюза в отстаивании прав и интересов работников при оспаривании результатов спецоценки в информационных печатных и Интернет ресурсах.

3. Представителям Профсоюза в федеральных округах Российской Федерации:

3.1. Проводить анализ ситуации, складывающийся на всей территории округа по вопросам реализации законодательства о специальной оценке условий труда с привлечением экспертов, входящих в Экспертный совет ЦК Профсоюза,   с последующим обсуждением этих вопросов на заседаниях в округе и доведением данной  информации до сведения ЦК Профсоюза.

3.2. Совместно с региональными организациями Профсоюза округа и экспертами Экспертного совета ЦК Профсоюза ежегодно планировать мероприятия по обучению профактива и профработников в сфере охраны труда.

4. Руководителям региональных организаций Профсоюза, входящим в Южный федеральный округ, совместно с органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации:

4.1. Использовать в субъекте Российской Федерации разработанные в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года программы улучшения условий и охраны труда для включения в отраслевые региональные соглашения и отраслевые подпрограммы мероприятий, отражающих условия и охрану труда в медицинских организациях.

4.2. Продолжить работу по рассмотрению на совместных заседаниях президиумов комитетов региональных организаций Профсоюза и коллегий вопросов:

  • выполнения региональных программ улучшения условий и охраны труда, разделов «Условия и охрана труда» отраслевых региональных соглашений и коллективных договоров, состояния травматизма и заболеваемости, связанных с профессиональной деятельностью работников медицинских организаций, реализации законодательства о специальной оценке условий труда и мониторинга условий труда на рабочих местах медработников;
  • реализации в медицинских организациях мероприятий по обеспечению финансирования охраны труда и использованию работодателем средств, выделяемых Фондом социального страхования РФ на предупреждение случаев травматизма и профзаболеваний, обучение по охране труда, специальную оценку условий труда.

5. Руководителям региональных организаций Профсоюза:

5.1. Добиваться реализации требований законодательства в области защиты социальных и трудовых прав работников на безопасные условия и охрану труда, в том числе по сохранению размеров компенсационных мер по результатам специальной оценки, а также включения в региональные отраслевые соглашения и коллективные договоры данных вопросов.

5.2. Осуществлять взаимодействие с государственными органами надзора (контроля), органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации по организации, обучению и проведению общественного контроля по вопросам охраны труда и соблюдения требований законодательства о специальной оценке условий труда.

5.3. При проведении проверочных мероприятий обращать внимание на наличие в коллективных договорах Перечней должностей работников, занятых на рабочих местах с вредными (опасными) условиями труда, с конкретным указанием размеров предоставляемых им компенсационных мер.

5.4. Инициировать проведение «круглых столов» в субъектах Российской Федерации с участием заинтересованных сторон социального партнерства в целях выработки единых подходов в применении законодательства о специальной оценке условий труда.

5.5.   Развивать институты технических инспекций труда Профсоюза для оперативного решения проблем, возникающих при проведении СОУТ.

5.6. Оказывать помощь первичным профорганизациям при направлении материалов в органы государственной экспертизы для оценки качества проведенной на рабочих местах СОУТ.

5.7. Активнее проводить работу по избранию в каждом структурном подразделении медицинских организаций уполномоченных лиц по охране труда Профсоюза. Нацеливать работу уполномоченных по охране труда на осуществление ежедневного контроля за обеспечением безопасных условий труда на рабочих местах работников и участие в мероприятиях по проведению СОУТ.

6. Отделу по связям с общественностью и информационной работе аппарата Профсоюза(С.А.Грубов) разместить настоящее постановление на сайте Профсоюза, в журнале ЦК Профсоюза «Профсоюзная тема».

7. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н.Пахомов) направить настоящее постановление в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты РФ, а также во все региональные организации Профсоюза для использования в работе.

8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя председателя Профсоюза М.М. Андрочникова.

 

Председатель Профсоюза                                                                     М.М. Кузьменко

Файлы для скачивания