​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О ходе реализации основных направлений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на 2012–2018 годы и соответствующих «Дорожных карт»


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПРЕЗИДИУМ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 мая 2016 года                                  г. Москва                                               № 4-2

 

 

О ходе реализации основных направлений Программы
поэтапного совершенствования системы оплаты труда
работников государственных (муниципальных) учреждений
на 2012–2018 годы и соответствующих «Дорожных карт»

 

Обсудив информацию «О ходе реализации основных направлений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на 2012–2018 годы и соответствующих «Дорожных карт», Президиум ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ постановляет:

1.Принять к сведению информацию, подготовленную отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (прилагается).

2. Выборным органам организаций Профсоюза всех уровней:

2.1.  В рамках участия в рассмотрении проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской федерации, в т.ч. федерального и территориальных фондов ОМС, на 2017 год исходить из недопущения снижения уровня финансового возмещения оказываемых медицинских услуг с учетом реализации соответствующих программ госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи, государственных заданий и программ ОМС; необходимости индексации уровня оплаты труда работников.

2.2. По результатам проведенного совместно с органами управления здравоохранением и фондами ОМС анализа по итогам исполнения бюджетов всех уровней за 1 полугодие 2016 года рассмотреть возможность и целесообразность подготовки предложений в Российскую и региональные трехсторонние комиссии, Госдуму РФ, органы законодательной власти субъектов РФ о внесении соответствующих изменений в бюджеты, в первую очередь, в части индексации фондов оплаты труда, а также обеспечения повышения уровня МРОТ с 1 июля 2016г.

2.3. В рамках проводимых корректировок «дорожных карт», мониторинга хода их реализации на основе статданных, а также информации от организаций Профсоюза, медицинских работников, средств массовой информации анализировать причины снижения показателей уровня оплаты труда работников или невыполнения контрольных индикаторов роста заработной платы, в т.ч. задолженности по ее выплате. В случае необходимости, готовить соответствующие обращения в Минздрав России, региональные органы управления здравоохранением, Федеральный и территориальные фонды ОМС, ФАНО, органы надзора и контроля всех уровней для принятия оперативных мер по устранению и недопущению фактов нарушения трудовых прав работников.

2.4. Продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников, внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Минздрава России, Роспотребнадзора, субъектов РФ, соответствующие региональные соглашения, исходя из необходимости увеличения гарантированной работнику части зарплаты (должностного оклада) и формирования системы стимулирующих выплат, мотивирующих работников к качественному выполнению трудовых функций.

2.5. Рассматривать результаты данных оперативного мониторинга реализации «дорожных карт», совершенствования систем оплаты труда на заседаниях соответствующих выборных органов организаций Профсоюза с определением причин выявленных проблем и выработкой конкретных предложений по их устранению.

3. Руководителям региональных организаций Профсоюза:

3.1. В условиях преимущественно одноканального финансирования здравоохранения через систему ОМС обеспечить участие представителей региональных организаций Профсоюза в пересмотре, в случае необходимости, утвержденных на 2016 год тарифов на медицинские услуги, исходя из недопустимости снижения уровня финансового обеспечения размеров заработной платы работников, обеспечения реализации минимального размера оплаты труда, пересмотренного с июля 2016 г.

3.2. Обеспечить системную организацию обучения руководителей первичных организаций Профсоюза, профсоюзного актива по вопросам, связанным с комплексом мер по совершенствованию систем оплаты труда и контроля за их реализацией.

3.3. Оперативно информировать ЦК Профсоюза о проблемах и нерешенных вопросах в части обеспечения профессиональных, трудовых прав, повышения уровня оплаты труда работников здравоохранения в рамках реализации «дорожных карт», о предпринятых на местах мерах по их разрешению с целью обобщения и принятия конкретных мер совместно с федеральными органами исполнительной власти.

4. Руководителям первичных организаций Профсоюза с учетом их прав и полномочий, предусмотренных действующим законодательством и Уставом Профсоюза:

4.1. Принять активное участие:

- в практической работе по внесению изменений в действующие Положения по оплате труда работников учреждений, коллективные договора с учетом утвержденных в субъектах РФ нормативных правовых актов по изменению структуры заработной платы;

- в контроле за соблюдением соответствующих условий и размеров оплаты труда работников при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) в связи с переходом на «эффективный контракт» и в рамках пересмотра Положений по оплате труда.

4.2. Совместно с руководителями учреждений обеспечить разъяснительную работу и информирование профсоюзного актива, коллективов учреждений здравоохранения об основных направлениях и конкретных механизмах совершенствования системы оплаты труда, структуре и размерах составных частей заработной платы, а также о деятельности Профсоюза и его организаций и результативности разрешения возникающих проблем в этой области.

4.3. Оперативно информировать руководителей учреждений, выборные органы региональных организаций Профсоюза о фактах нарушения трудовых прав работников, снижения размеров и несвоевременной выплаты заработной платы. Обеспечить контроль за их устранением.

5. ЦК Профсоюза продолжить работу:

5.1. По недопущению использования не по целевому назначению средств ОМС в рамках направлений, не предусмотренных законодательством об обязательном социальном, в т.ч. медицинском, страховании.

5.2. По организации и проведению мониторинга реализации измененной Методики статистического инструментария определения индикативных показателей средней заработной платы работников в рамках реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 г. Инициировать рассмотрение этих вопросов с социальными партнерами федерального уровня, в т.ч. в рамках ФНПР и Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.

5.3. Продолжить участие в работе с Минздравом России:

- по анализу нормативных актов субъектов РФ, связанных с пересмотром структуры заработной платы работников учреждений здравоохранения, исходя из увеличения гарантированной части заработной платы работников (должностных окладов), в том числе с выездом в субъекты РФ, с выработкой соответствующих рекомендаций региональным организациям Профсоюза и органам управления здравоохранением;

- по разработке Минздравом России нормативной базы по аккредитации специалистов отрасли; профессиональных стандартов специалистов в сфере здравоохранения;

- по изменению нормативной базы по нормированию труда в здравоохранении в соответствии с Планом, утвержденным Минздравом России.

6. Управлению делами аппарата Профсоюза направить Постановление в комитеты региональных организаций Профсоюза.

7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на зам. Председателя Профсоюза Г.А. Щербакова.

  

Председатель Профсоюза                                                                          М. М. Кузьменко

 

 

Приложение
к Постановлению Президиума ЦК Профсоюза
от 31 мая 2016 г.  № 4-2

 

ИНФОРМАЦИЯ
О ходе реализации основных направлений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы и соответствующих «дорожных карт» в части повышения уровня оплаты труда работников учреждений здравоохранения.

Реализация Указов Президента РФ от 07.05.2012г., Программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее – Программа), соответствующих «дорожных карт», утвержденных на федеральном и региональных уровнях в части повышения уровня оплаты труда, находится на постоянном контроле ЦК Профсоюза.

В этих целях проводится ежеквартальный мониторинг среднемесячной заработной платы в целом и по категориям медицинских работников, предусмотренных Указами Президента РФ (врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал).

Анализ (прилагается) сложившейся ситуации за 2015 год показал следующее.

В части уровня оплаты труда работников.

По данным Росстата размер среднемесячной заработной платы на 1 работника в здравоохранении за 2015 год составил 29 079,30 руб. (по полному кругу организаций), что на 3 % выше аналогичного показателя за 2014 год и на 2 % выше по сравнению с 9 месяцами 2015 года. В целом по Российской Федерации за 12 месяцев 2015 года отмечается рост среднемесячной заработной платы и по отдельным анализируемым категориям работников: врачи – на 3,6 % выше по сравнению с 2014 годом и на 3,2 % - по сравнению с 9 месяцами 2015 года; средний медицинский персонал – соответственно по указанным периодам – 2,6 % и 1 %; младший медицинский персонал -4,3 % и 2,3 %.

При этом анализ средней заработной платы за 2015 год в здравоохранении в целом и по категориям работниковсвидетельствует о сохранении существенных негативных тенденций, на которые Профсоюз и ранее обращал внимание.

В их числе, существенная дифференциация в уровнях заработной платы по регионам.

Так, величина средней заработной платы в целом по здравоохранению варьирует от 17043,3 руб. до 58229,4 руб.; по врачам – от 26782,8 руб. до 94810,9руб.; по среднему медицинскому персоналу – от 15673,8 руб. до 54591,6руб.; по младшему - от 10079,2 руб. до 33152,1 руб.

Серьезную озабоченность вызывает также тот факт, что в ряде регионов, несмотря на общую положительную динамику, в течение года, в т.ч. по итогам 9 месяцев, обозначилась тенденция к снижению средней заработной платы по сравнению с предшествующими периодами, которая сохранилась и по итогам года.

 Так, по сравнению с 2014 годом отмечается снижение уровня оплаты труда в целом по здравоохранению в 6 регионах: Московская, Нижегородская, Свердловская области (на 0,4%); Кабардино-Балкарская республика (на 0,9%), Пермский край (на 1,9%), Саратовская область (на 1,4%); по категории «врачи» - в 8 регионах: Нижегородская, Рязанская, Мурманская области, республики Кабардино - Балкарская, Северная Осетия - Алания, Хакасия, Забайкальский  край, Пермский край; величина снижения - в диапазоне от 0,1% до 2,4%; по среднему медицинскому персоналу- в 6 регионах: республики Алтай иСеверная Осетия -Алания, Пермский край,Мурманская,Рязанская и  Свердловская области; величина снижения размера средней зарплаты находится в диапазоне от 0,1% до 1,7%; по младшему медицинскому персоналу – в 8 регионах: республикиСеверная Осетия –Алания, Саха (Якутия),Пермский и Забайкальский  край,Псковская, Мурманская, Свердловская, Смоленская области; диапазон снижения находится в пределах от 0,2% до 3,3%.

В рамках рассмотрения на Рабочей группе РТК в мае с.г. вопроса о результатах реализации в 2015 году новых подходов к исчислению среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников (доходов от трудовой деятельности), представитель отраслевого Профсоюза обратил внимание членов и экспертов Рабочей группы на факт снижения уровня заработной платы в отдельных регионах страны. С целью принятия конкретных мер по устранению указанных проблем в секретариат РТК направлена дополнительная информация.

В части выполнения контрольных показателей региональных «дорожных карт».

Учитывая,чтоза период с 2013 года в «дорожных картах» субъектов РФ практически ежегодно осуществлялись корректировки контрольных индикативных показателей роста средней заработной платы работников здравоохранения, ЦК Профсоюза проведен анализ указанных изменений, который показал следующее.

В каждом из четырех лет (с 2013 г. по 2016 г.) около половины и более
(от 42% (33 региона) до 73% (57 регионов)) субъектов РФ меняли в своих «дорожных картах» указанные значения соотношений средней заработной платы по всем категориям медицинских работников.

При этом, от года к году, в рассматриваемом периоде, количество субъектов РФ, уменьшающих значение указанного показателя по всем категориям медработников увеличивается. Так, по врачам с 2013 г. по 2016 г. уменьшены значения контрольных показателей соответственно в 9, 23, 31, 32 регионах; по среднему мед персоналу – в 5, 15, 35, 31 субъектах РФ;
по младшему мед персоналу – в 17, 17, 38, 26 регионах.

Анализ показывает, что если в 2013-2014 годах в субъектах РФ была тенденция к увеличению темпов роста зарплат медицинского персонала, то с 2015 года тенденция резко поменялась в обратную сторону, к уменьшению темпов роста зарплат медицинского персонала.

В рамках анализа ситуации по оплате труда работников за 2015 год особое внимание было обращено также на сложившиеся индикативные показатели динамики заработной платы в отрасли с учетом применения показателя «среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту РФ» взамен ранее применяемого показателя «среднемесячная реализацией на основании постановления Правительства РФ от 14 сентября 2015 г. № 973.

Как следует из приложенных таблиц, исходная величина, относительно которой определяются индикативные показатели увеличения зарплаты отдельных категорий бюджетников - «среднемесячный доход от трудовой деятельности по субъекту РФ», сложилась в 2015 году ниже по сравнению с величиной, рассчитанной по «старой» Методике - исходя из среднемесячной заработной платы по субъекту РФ - во всех субъектах РФ. В целом по РФ разница между этими величинами составляет 3287 руб.

С учетом этого соотношение среднемесячной заработной платы за 2015 год в целом в сфере здравоохранения к показателю среднемесячного дохода от трудовой деятельности в целом по России составило 94,7%, в то время как по «старой», исходя из среднемесячной заработной платы, Методике это соотношение составило бы 85,6%. Существенно завышенными оказались сложившиеся показатели по соотношениям средней зарплаты и по отдельным категориям работников здравоохранения: врачей – 156% при 140,9% по старой Методике; среднего медперсонала – соответственно 88% против 79,5%; младшего медперсонала – соответственно 54,8% против 49,5%.

Таким образом, с учетом применения «новой» Методики, изменилась и оценка выполнения соответствующих «дорожных карт» субъектов РФ. Так, по врачебному персоналу не обеспечили исполнение показателей региональных «дорожных карт» 2 субъекта РФ (2,6%), в то время как при расчете по «старой» Методике их количество составляет 20 (25%).

Аналогичная ситуация сложилась по среднему медперсоналу: показатели «дорожных карт» обеспечены во всех субъектах РФ, однако при расчете по «старой» Методике 19 субъектов РФ (24,4%) не достигли бы утвержденного уровня.

В течение всего периода, начиная с 2012 года, особую озабоченность вызывала ситуация с реализацией «дорожных карт» по младшему медицинскому персоналу, исполнение которых не обеспечивалось по значительной части субъектов РФ и в целом по РФ. Так, при анализе сложившегося показателя за 2015 год по «старой» Методике не обеспечены контрольные показатели в 27 регионах (34,6%), а в результате применения «новой» Методики таких субъектов РФ всего 2 (2,6%).

Разница в показателях сложившихся соотношений по примененным Методикам по регионам колеблется: по врачам – от 7 до 35 процентных пунктов, по среднему медперсоналу -  от 4 до 21, по младшему медперсоналу - от 3 до 14 процентных пунктов.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, подтверждающий ранее высказываемые опасения профсоюзов, о том, что подобный «арифметический» подход формально позволяет достичь утвержденные «дорожными картами» показатели и, соответственно, не нацеливает руководителей субъектов РФ и учреждений здравоохранения на принятие конкретных мер по его повышению.

В связи с этим Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ выступил с инициативой рассмотрения на заседании рабочей группы РТК вопроса о результатах реализации в 2015 году новых подходов к исчислению среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников (доходов от трудовой деятельности). Данный вопрос был рассмотрен 12 мая с.г. одновременно с обсуждением Методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 апреля 2016г. № 188, на основании Постановления Правительства РФ от 14 сентября 2015г. № 973.

По содержанию данной Методики также были высказаны замечания и предложения; принято решение о необходимости ее совершенствования на основе утвержденной соответствующей «дорожной карты» с учетом более полного охвата всех форм трудовой деятельности, оценки ее использования, совершенствования информационного обеспечения статистики труда, актуализации программ выборочных статистических наблюдений.

Учитывая складывающуюся ситуацию с уровнем оплаты труда работников, в т.ч. с его снижением, проблемами с реализацией «дорожных карт» серьезное внимание ЦК профсоюза уделялось вопросам финансового обеспечения здравоохранения, в том числе оплаты труда.

В рамках рассмотрения на РТК Федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год; материалов Минэкономразвития России «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов» ЦК Профсоюза обращал внимание на недопустимость снижения уровня реального обеспечения отрасли из бюджетов всех уровней.

Как и в 2015, 2016 годах, Профсоюз продолжал возражать против направления средств ОМС на цели, не предусмотренные законодательством об обязательном медицинском страховании. Так, обоснованные замечания по существу были подготовлены в ходе рассмотрения законопроекта о внесении изменений в федеральное законодательство об обязательном медицинском страховании, предусматривающего финансовое обеспечение за счет средств федерального фонда ОМС высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, учреждениями федерального подчинения, субъектов РФ, а также частной системы. ЦК Профсоюза исходил из того, что, по своей сути, эти средства имеют специфический характер и должны быть предназначены только на цели, предусмотренные соответствующим законодательством об обязательном социальном страховании. Кроме того, в условиях дефицита бюджета ФФОМС изъятие страховых средств создаёт дополнительные риски по практическому обеспечению государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи, в т.ч. приоритетной первичной медико-санитарной, и приведет к еще большему обострению вопросов, связанных с повышением уровня оплаты труда медицинских работников, осуществляющих деятельность в системе ОМС.

В центре внимания продолжали оставаться вопросы финансового обеспечения повышения уровня оплаты труда, в том числе в ходе реализации Указов Президента РФ от 07 мая 2012г.

Так, принципиальные возражения были высказаны Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ по материалам Сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, которыми, как и в 2014-2016 годах, не предусмотрена индексация оплаты труда работников бюджетной сферы на 2017 год и последующие 2 года. На фоне сложившихся в 2015 году и прогнозируемых на 2016 -2017 годы показателей инфляции, а также сокращения расходов федерального бюджета на частичную компенсацию расходов субъектов РФ на реализацию Указов Президента РФ. это может обусловить существенное уменьшение уровня реальной заработной платы и ее покупательной способности.

Обеспокоенность Профсоюза вопросами финансового обеспечения и, в первую очередь, оплатой труда работников здравоохранения, неоднократно высказывалась в адрес федеральных органов государственной законодательной и исполнительной власти. 11 января 2016 года Профсоюз по решению Пленума ЦК Профсоюза направил открытое письмо в адрес Президента РФ В.В. Путина, Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и спикеров Палат Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко и С.Е. Нарышкина, выразив свою озабоченность ситуацией в здравоохранении в связи с отсутствием перспектив не только с индексацией  оплаты труда работников отрасли в 2016 году, но и фактическим снижением размеров средней заработной платы работников здравоохранения в ряде  регионов страны, в том числе снижением размеров компенсационных выплат по результатам проводимой в учреждениях спецоценки труда работников.

Совершенствование систем оплаты труда работников учреждений здравоохранения.

Приоритетными в деятельности Профсоюза остаются также вопросы обеспечения основных гарантий в сфере оплаты труда, совершенствования структуры заработной платы.

Продолжая отстаивать необходимость формирования эффективной системы государственных гарантий по оплате труда работников здравоохранения, ЦК Профсоюза неоднократно обращал внимание сторон социального партнерства, в первую очередь, Правительственной стороны, на фактическое истечение срока подготовки предложений Правительству РФ об утверждении базовых окладов по ПКГ. Эти вопросы по инициативе профсоюза вносились на обсуждение врамках рабочих групп РТК, Минздрава России и Минтруда России. Продолжается обсуждение предложений Профсоюза по размерам базовых окладов, исходя из необходимости их установления не ниже МРОТ, дифференциации их размеров по уровням квалификации внутри ПКГ.

Совместно с федеральными органами исполнительной власти продолжается работа по сбору данных и анализу размеров минимальных окладов, установленных в субъектах РФ в рамках реформирования систем оплаты труда, с учетом рекомендаций Минздрава России и Единых рекомендаций РТК на 2015 и 2016 годыв частиувеличения в ней доли тарифной части (должностных окладов) до 55-60%.

Так, по оперативной информации региональных организаций Профсоюза, после пересмотра структуры заработной платы размеры минимальных должностных окладов по 1 ПКГ увеличились от 4% до 157 %; при этом доля должностных окладов в структуре зарплаты варьирует от 25% до 78%; стимулирующих выплат – от 4 до 59%, компенсационных выплат - от 4%до 58%. Однако, сохраняется существенная дифференциация по субъектам РФ по размерам установленных минимальных должностных окладов: по 1 ПКГ от 1950 руб. до 10085 руб.

Ниже МРОТ установлены минимальные должностные оклады по 1 ПКГ (младший медперсонал) – в 53 регионах, по П ПКГ (средний медперсонал) – в 37 регионах, по Ш ПКГ (врачи) – в 9 субъектах РФ.

Для изучения и оказания практической помощи региональным организациям Профсоюза и органам управления здравоохранением в совместной работе по пересмотру систем оплаты труда практикуются совместные с Минздравом России выезды в субъекты РФ.

Учитывая направленность Программы и «дорожных карт» на усиление мотивационного фактора заработной платы в повышении качества работы, особое внимание на местах обращается оценке результатов деятельности конкретных работников, формированию объективных систем стимулирования и механизмов обеспечения их прозрачности.

Продолжается работа совместно с Минздравом России по разработке, с учетом новых требований, Примерных Положений по оплате труда учреждений здравоохранения, образования и науки, подведомственных Минздраву России, а также достигнута договоренность с руководством Роспотребнадзора о пересмотре Примерных положений по оплате труда работников указанной системы.

С учетом запроса Штаба Общероссийского народного фронта региональными организациями проведен оперативный анализ ситуации в части оплаты труда руководителей учреждений здравоохранения, с учетом установленных в субъектах РФ предельных соотношений среднемесячных размеров заработной платы руководителей и работников.

В целях обеспечения единства подходов к системам оплаты труда, в т.ч. в рамках их пересмотра ЦК Профсоюза принимал активное участие разработке и утверждении Единых Рекомендаций РТК на 2016 год.

Так, с учетом предложений Профсоюза в Рекомендациях сохранены нормы в части:

- финансового обеспечения и сохранения выплат стимулирующего характера, ранее установленных в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и региональных Программ модернизации здравоохранения;

- совершенствования структуры заработной платы работников учреждений с учетом перераспределения средств на значительное увеличение доли должностных окладов;

- установления соответствующего соотношения средней заработной платы руководителей и работников.

В настоящее время сформирована Межведомственная рабочая группа по формированию Единых рекомендаций РТК на 2017 год; готовятся предложения для включения в проект и последующего обсуждения.

Одним из важнейших направлений Программы и «дорожных карт» является совершенствование нормирования труда работников учреждений.

Работа в этом направлении продолжается в рамках соответствующей Межведомственной рабочей группы Минздрава России.  В настоящее время         ЦК Профсоюза рассматривается подготовленный Минздравом России на основании хронометража рабочего времени, проведенного ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ, проект приказа об утверждении типовых отраслевых норм времени приема пациентов врачом-кардиологом, врачом-эндокринологом и врачом-стоматологом-терапевтом.

Одним из источников финансового обеспечения повышения уровня оплаты труда работников Программой предусмотрена оптимизация сети учреждений здравоохранения и штатной численности.

Профсоюз неоднократно выражал свое негативное отношение к мерам, связанным с дальнейшим структурным реформированием системы здравоохранения, оптимизацией (сокращением) сети и численности работающих, обращая внимание на тот факт, что при существующем дефиците кадров специалистов продолжение реализации данного направления приведет к серьезным проблемам в части роста интенсификации их труда и, в конечном итоге, обеспечения доступности и качества оказания государственных услуг в сфере здравоохранения, обострения социальной напряженности в коллективах учреждений. Требования Профсоюза в этой части учтены Минздравом России, приказом которого утверждены требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, исходя из потребностей населения. В рамках обсуждения проекта данного приказа, а также проекта Федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан», предусматривающих широкое обсуждение мероприятий в этой сфере с представителями профессиональных некоммерческих организаций, отраслевого Профсоюза и с учетом мнения населения, ЦК Профсоюза направил соответствующие замечания и предложения.

В качестве важнейшего элемента совершенствования трудовых отношений с работниками с учетом предъявляемых требований к уровню их образования, знаний, умений и компетенций работников Программой предусмотрена разработка профессиональных стандартов.

В рамках деятельности Межведомственной Рабочей группы при Минздраве России Профсоюз активно принимал участие в разработке профессиональных стандартов по специальностям сферы здравоохранения.

Направлялись конкретные предложения и замечания в адрес Минтруда и Минздрава России по проектам разрабатываемых стандартов, а также по вопросам формирования уровней квалификации, более четкому отражению в них специфики деятельности, объема знаний, умений, квалификации специалистов, как с медицинским, так и с немедицинским образованием.

Замечания и предложения по проектам профессиональных стандартов средних медицинских работников – фельдшера, акушерки, медицинской сестры, были направлены в адрес Президента Общероссийской общественной организации «Ассоциация медсестер России» В.А. Саркисовой.

В целях защиты интересов фармацевтических работников в состав Совета по профессиональным квалификациям в области фармации при Национальном Совете при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Продолжалась совместная с Минздравом России работа по совершенствованию нормативной правовой базы в части кадрового и профессионального регулирования.

С учетомпредложений ЦК Профсоюзаиз Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников исключена должность фельдшер-водитель; замечания учтены при пересмотре квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием (утверждены приказом МЗ РФ от 8 октября 2015г. № 707н), а также со средним медицинским и фармацевтическим образованием (утверждены приказом МЗ РФ от 10 февраля 2016г. № 83н); порядка приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры.

Аналитическая работа проводилась ЦК Профсоюза с проектами нормативных правовых актов, регулирующие вопросы аккредитации специалистов. В Минздрав России были направлены замечания по проекту Положения об аккредитации специалистов, а также по вопросу разработки оценочных средств, используемых при проведении аккредитации специалистов (стоматологов и фармацевтов).

Подготовленбуклет для членов Профсоюза «Аттестация медицинских и фармацевтических работников на квалификационную категорию».

Позиция ЦК профсоюза по проблемам функционирования и перспектив развития отрасли в условиях ее реформирования, а также защиты профессиональных, социально-экономических, трудовых прав и интересов работников, аналитические и методические материалы по этим вопросам доводились до сведения руководителей региональных организаций, членов Профсоюза, в том числе на страницах отраслевой и профсоюзной печати.

На официальном сайте Профсоюза ежеквартально размещается анализ ситуации в сфере оплаты труда работников здравоохранения с отражением в нем среднемесячной заработной платы работников учреждений здравоохранения как по субъектам РФ, так и по категориям работников (врачи, средний и младший медперсонал). Указанный анализ, возникающие вопросы в ходе реализации «дорожных карт» доводились до сведения Минздрава России, Минтруда России.

  

Отдел  экономической  работы 
и оплаты труда аппарата Профсоюза

 

 

Файлы для скачивания