​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О состоянии и уровне оценки труда работников сферы здравоохранения в современных условиях


 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
V Пленум ЦК профсоюза


31 мая 2017 года № 5-3

«О состоянии и уровне оценки труда
работников сферы здравоохранения
в современных условиях»

Заслушав и обсудив доклад о состоянии и уровне оценки труда работников сферы здравоохранения в современных условиях, а также с учетом выступлений представителей Минздрава России, Минтруда России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, участники Пленума ЦК Профсоюза отмечают, что вопросы совершенствования организации и оплаты труда работников здравоохранения, связанные с реализацией Указа Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2012 года № 597, являются приоритетом в деятельности Профсоюза и его организаций.

В условиях многофакторности и масштабности происходящих преобразований в сфере здравоохранения, эффективность работы медицинской организации в значительной степени определяется как уровнем финансового обеспечения сферы государственного здравоохранения, так и состоянием кадрового ресурса.

Поставленные перед здравоохранением задачи по решению вопросов доступности и качества медицинской помощи легли в основу выработки и принятия практических решений органов законодательной и исполнительной власти всех уровней. В каждом регионе по согласованию с Минздравом России утверждены «дорожные карты», направленные на повышение эффективности здравоохранения; на федеральном уровне утверждена Программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда на период 2012-2018 годов; поставлены задачи по формированию условий, позволяющих медицинским работникам государственных и муниципальных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.

Во исполнение Указа Президента в сфере оплаты труда отмечается рост начисленной заработной платы у медицинского персонала.

Так, по сравнению с 2013 годом, по данным Росстата, размер среднемесячной начисленной заработной платы врачей вырос на 20% , среднего медицинского персонала- на 17%, младшего медицинского персонала – на 29%.

Вместе с тем, данные мониторинга, проводимого ЦК Профсоюза, информация его организаций и медицинского сообщества, поступающая с мест, свидетельствуют о том, что статистические показатели, которые являются основой для отчетов о выполнении майских Указов, как правило, не отражают фактическую картину размеров оплаты труда работников.

ЦК Профсоюза отмечает, что в значительной степени это обусловлено наличием системных проблем в утвержденном механизме учета уровня заработной платы, в результате которого озвучивается формальный, а не истинный результат оценки труда работников, зачастую тем самым искажая сам смысл Президентского Указа.

На показатели статистических наблюдений средних размеров заработной платы в сторону их увеличения существенно влияет тот факт, что они рассчитываются с учетом значительного объема дополнительных видов работ, которые осуществляются в условиях дефицита кадровых ресурсов, и с учетом выплат социального характера, не связанных с оценкой труда, что противоречит нормам Трудового кодекса РФ.

Существенным моментом Указа Президента РФ являлся ориентир соотношения средней зарплаты отдельных категорий медицинских работников к средней заработной плате соответствующего региона. Произошедшая смена этого понятия на «трудовой доход в субъекте РФ» привела к снижению исходных показателей расчета соотношений и, следовательно, к увеличению контрольных показателей «дорожных карт» по медицинским работникам.

Не внося изменений в Указ Президента РФ, не меняя соответствующие Распоряжения Правительства РФ, достижение целевых показателей роста заработной платы в субъектах РФ «сдвинуто» с 2017 года на 2018 год.

С сожалением следует констатировать, что даже при этом не выполнены региональные «дорожные карты» за 2016 год в отношении врачей в 21 субъекте РФ; в отношении среднего медицинского персонала – в 13; младшего медицинского персонала – в 34 регионах; не достигнуты плановые показатели федеральной «дорожной карты» по врачебному персоналу и по младшему медицинскому персоналу.

Данные мониторинга ЦК Профсоюза свидетельствует о снижении в ряде случаев размеров оплаты труда конкретных работников и в целом по регионам (категориям работников).

Участники Пленума отмечают, что в основе нерешенных вопросов, в первую очередь, отмечается недостаточность финансового обеспечения деятельности учреждений, в т.ч. оплаты труда работников. В целом здравоохранение недофинансировано примерно в 2 раза по сравнению с международными стандартами. Средства обязательного медицинского страхования, несмотря на ежегодное увеличение их в базовой программе ОМС, не позволяют обеспечить в полном объеме возмещение всех расходов медицинских организаций, обуславливая необходимость сокращения объема стимулирующих выплат работникам.

Кроме того, проблема финансового обеспечения оплаты труда в значительной степени усугубляется тем, что в предшествующие три года, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, не проводилась индексация фондов оплаты труда государственных учреждений; не запланирована индексация также в 2017 году и в последующие 2018-2019 годы. В течение продолжительного времени в медицинских организациях не исполняется норма трудового законодательства о повышении уровня реального содержания заработной платы работников из числа категорий, не относящихся к медицинскому персоналу: педагогического, инженерно-технического, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала, заработная плата которых в значительной части случаев не превышает МРОТ.

Одновременно все более актуальной становится проблема минимальной гарантии в уровнях оплаты труда – МРОТ. Профсоюз, настаивая на повышении ее величины до прожиточного минимума, обеспокоен тем, что без дополнительного финансового обеспечения это приведет к дальнейшему усугублению проблемы дифференциации в уровнях оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников. Для решения этой проблемы Профсоюз настаивает на изменении правовой основы МРОТ, исходя из его понятия как минимальный должностной оклад, без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Профсоюз видит также проблемы в формировании систем оплаты труда работников медицинских организаций.

Констатируя неисполнение Правительством РФ нормы Указа № 597 от 07.05.2012г. об утверждении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников, ЦК Профсоюза отмечает, что отсутствие единых отраслевых подходов в размерах окладов, учитывающих специфику деятельности медицинских работников, обуславливает существенные различия в уровнях оплаты труда работников по субъектам РФ, что в значительной степени приводит к внутриотраслевому межрегиональному дисбалансу кадров специалистов.Меры по совершенствованию систем оплаты труда в здравоохранении, исходя из увеличения гарантированной части (должностного оклада) в структуре заработной платы, в условиях отсутствия дополнительных финансовых средств на эти цели, не только не привели к принципиальному изменению ситуации в части выравнивания между регионами уровня гарантий по оплате труда, но и обусловили на местах уменьшение и даже исключение ряда надтарифных выплат, как компенсационного, так и стимулирующего характера. Таким образом, существенно затруднена реализация одного из главных направлений совершенствования систем оплаты труда в рамках «эффективного контракта» - обеспечение зависимости размеров материального вознаграждения работников от качества, результативности их деятельности, объемов труда, что также предусмотрено Указом.

Изыскание финансовых средств на обеспечение деятельности учреждений здравоохранения, на повышение заработной платы работников в рамках реализации Указов Президента РФ, на совершенствование структуры заработной платы побуждает региональные органы управления здравоохранением, руководителей учреждений предпринимать меры по реструктуризации сети учреждения, штатной численности, что в условиях сложившегося дефицита кадров специалистов ведет к серьезному росту интенсификации труда работников, в т.ч. без материального их вознаграждения.

Серьезную обеспокоенность у Профсоюза вызывает практически повсеместно нарастающий процесс перевода санитарок в уборщики служебных помещений, передача этих функций на аутсорсинг, что ведет не только к уменьшению размеров заработной платы этих работников, но и к утрате льгот в пенсионном обеспечении, продолжительности отпуска, рабочего дня.

Участники Пленума вынуждены констатировать тот факт, что неоднократные обращения Профсоюза в соответствующие органы управления федерального уровня власти не приводят к принятию ими системных решений на государственном уровне по корректировке подходов к оценке труда медицинских работников.

В этой связи Пленум считает необходимым довести до сведения Президента РФ информацию о проблемах, связанных с вопросами организации и оплаты труда работников здравоохранения, в т.ч. и о ситуации с выполнением его Указа от 07 мая 2012г.№ 597, направив на имя В.В. Путина Обращение от имени участников Пленума.

Пленум также считает необходимым поручить Президиуму ЦК Профсоюза определить комплекс практических мер по использованию предстоящей предвыборной кампании Президента Российской Федерации для формирования от Профсоюза наказов кандидатам в Президенты РФ.

Участники Пленума отмечают, что изменяющиеся организационные, экономические и финансовые условия деятельности учреждений и обеспечения профессиональных, трудовых и социально-экономических прав и интересов работников, обуславливают все более возрастающую роль региональных и первичных организаций Профсоюза в укреплении конструктивных контактов с органами управления, руководителями учреждений на местах в целях отстаивания интересов работников сферы здравоохранения.

Пристального внимания и непосредственного участия организаций Профсоюза всех уровней требуют вопросы финансового обеспечения деятельности учреждений и оплаты труда работников, в первую очередь, в рамках тарифного регулирования в системе ОМС, совершенствования систем оплаты труда работников, обеспечения прозрачности и объективности в установлении заработной платы на местах, участия в осуществлении общественного контроля за принятием на местах решений в части оптимизации учреждений и штатной численности, в вопросах нормирования труда работников.

Пленум ЦК Профсоюза считает, что ответом Профсоюза на текущие вызовы должны стать усиление координации деятельности всех его организаций, повышение эффективности во взаимодействии с социальными партнерами, уровня компетентности в вопросах организации, финансового обеспечения и оплаты труда работников, используя законные права и полномочия Профсоюза в защите и отстаивании интересов работников.

На основании изложенного V Пленум Центрального комитета профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Обращение «Об оплате труда работников здравоохранения» и от имени участников Пленума направить его в адрес Президента Российской Федерации В.В.Путина (прилагается).

2. Выборным органам организаций Профсоюза всех уровней принять активное участие в осуществлении контроля за реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2012г.№ 597«О реализации государственной социальной политики», Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012г. № 2190-р, федеральной и региональных «дорожных карт» по повышению эффективности здравоохранения.

В основе осуществления контроля исходить из необходимости принципиальной оценки состояния организации труда работников и его оплаты на основе их увязки с достижением конкретных показателей эффективности и качества деятельности конкретного учреждения и работника.

3. ЦК Профсоюза, выборным органам региональных организаций Профсоюза:

3.1. Продолжить работу с органами законодательной и исполнительной власти в рамках формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на 2018-2020 годы, исходя из необходимости повышения уровня финансового обеспечения деятельности здравоохранения и оплаты труда работников.

3.2. По итогам 1 полугодия 2017 года совместно с органами управления здравоохранением и фондами ОМС провести мониторинг ситуации в части состояния оплаты труда работников в ходе исполнения принятых бюджетов; по результатам полученных данных и их анализа рассмотреть возможность и целесообразность подготовки предложений в Российскую и региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Госдуму РФ, органы законодательной власти субъектов РФ о внесении соответствующих изменений в бюджеты, в первую очередь, связанных с индексацией фондов оплаты труда, а также финансового обеспечения повышения уровня МРОТ с 1 июля 2017г.

3.3. Принимать оперативное участие, в случае необходимости, в работе по пересмотру федеральной и региональных «дорожных карт», исходя из необходимости недопущения снижения достигнутого уровня оплаты труда работников.

3.4. В рамках мониторинга реализации «дорожных карт» на основе статданных, а также информации первичных организаций Профсоюза, медицинских работников, средств массовой информации анализировать причины снижения показателей уровня оплаты труда работников, невыполнения контрольных индикаторов роста заработной платы, задолженности по ее выплате. Инициировать рассмотрение результатов мониторинга в рамках Российской и региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. В случае необходимости, готовить соответствующие обращения в Минздрав России, региональные органы управления здравоохранением, Федеральный и территориальные фонды ОМС, главам Администраций субъектов РФ, в органы надзора и контроля всех уровней для принятия оперативных мер по устранению и недопущению фактов нарушения трудовых прав работников.

3.5. Продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников, внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Минздрава России, Роспотребнадзора, субъектов РФ, соответствующие региональные соглашения, исходя из необходимости увеличения гарантированной работникам части зарплаты (должностного оклада), обеспечения гарантий работников, осуществляющих свою деятельность во вредных (опасных) условиях труда, иных условиях, отклоняющихся от нормальных, и формирования системы стимулирующих выплат, мотивирующих работников к качественному выполнению трудовых функций.

3.6. Рассматривать результаты данных оперативного мониторинга реализации «дорожных карт», совершенствования систем оплаты труда на заседаниях соответствующих выборных органов организаций Профсоюза с целью выявления насущных вопросов для принятия конкретных мер по их разрешению, а также распространения лучшей практики работы организаций Профсоюза.

4. Председателям региональных организаций Профсоюза, выборным органам региональных организаций Профсоюза:

4.1. Активизировать свою деятельность по защите и финансовому обеспечению трудовых, профессиональных, социально-экономических прав и интересов работников в условиях проведения мероприятий по реформированию здравоохранения, реструктуризации сети учреждений здравоохранения и их штатной численности.

4.2. В условиях преимущественно одноканального финансирования здравоохранения через систему ОМС обеспечить участие представителей региональных организаций Профсоюза в формировании и реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, планировании и распределении объемов медицинских услуг между учреждениями с учетом уровня, видов оказываемой медицинской помощи, формировании тарифов на медицинские услуги, исходя из недопустимости снижения уровня финансового обеспечения размеров заработной платы работников, в т.ч. выплат стимулирующего характера.

4.3. Проводить оперативный мониторинг ситуации в учреждениях в части результатов пересмотра Положений по оплате труда с учетом региональной нормативной правовой базы, и их реализации. В случае необходимости готовить предложения в региональные органы законодательной и исполнительной власти по внесению дополнений и изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

4.4. Осуществлять в полном объеме полномочия Профсоюза по контролю за правильностью исчисления заработной платы работников. Принимать необходимые меры по устранению выявленных нарушений в оплате труда, в том числе, с активным привлечением органов надзора и контроля.

4.5. Предусматривать в соответствующих планах работы проведение совместно с органами управления здравоохранением в субъектах РФ анализа ситуации в части нормирования и степени интенсификации труда работников, с последующим принятием мер по устранению чрезмерной интенсификации труда работников.

4.6.Организовать и обеспечить:

  • действенную систему обучения руководителей первичных организаций Профсоюза, профсоюзного актива по вопросам, связанным с комплексом мер по организации, экономике, финансированию здравоохранения, совершенствованию системы оплаты труда и контроля за их реализацией;
  • широкую информацию профсоюзного актива, коллективов учреждений здравоохранения об основных направлениях и конкретных механизмах реформирования системы оплаты труда в здравоохранении, исходя из необходимости понимания работниками принципов формирования их заработной платы с учетом критериев оценки их труда, а также о деятельности Профсоюза по разрешению имеющихся проблем в этой сфере.

4.7. Оперативно информировать ЦК Профсоюза о проблемах и нерешенных вопросах в части обеспечения профессиональных, трудовых прав, повышения уровня оплаты труда работников здравоохранения в рамках реализации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», о действиях организаций Профсоюза по их разрешению в целях обобщения и принятия конкретных мер совместно с федеральными органами исполнительной власти.

5. Руководителям первичных организаций Профсоюза с учетом их прав и полномочий, предусмотренных действующим законодательством и Уставом Профсоюза:

5.1. Принимать активное участие:

  • в практической работе по внесению изменений в действующие Положения по оплате труда работников учреждений, коллективные договоры, с учетом утвержденных в субъектах РФ нормативных правовых актов по изменению структуры заработной платы;
  • в разработке конкретных показателей и критериев оценки деятельности учреждений (подразделений), работников, исходя из необходимости обеспечения их увязки с результатами деятельности, а также в работе Комиссий по подведению итогов оценки деятельности работников.

5.2. Активизировать работу по контролю за правильностью исчисления заработной платы работников, реализацией комплекса мер в части совершенствования системы оплаты труда работников учреждений; принятием мер по устранению выявленных нарушений в оплате труда.

5.3.Оперативно информировать руководителей учреждений, выборные органы региональных организаций Профсоюза о фактах нарушения трудовых прав работников, снижения размеров и несвоевременной выплаты заработной платы. Обеспечить контроль за их устранением.

6. ЦК Профсоюза:

6.1. Инициировать работу с органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня по разработке и утверждению Комплексной федеральной программы кадрового обеспечения здравоохранения, а также по внесению соответствующих дополнений, предусматривающих комплекс мер социальной поддержки медицинских работников, в Федеральный закон от 21.11.2011г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6.2. Продолжить работу по подготовке и обсуждению с Минтрудом России, Правительством России, а также в Рабочих группах РТК:

6.2.1. Предложений об изменении статистического инструментария определения показателя средней заработной платы работников в рамках реализации Указов Президента РФ от 07.05 2012г., исходя из необходимости:

  • исключения из утвержденной Методики норм, направленных на искусственное уменьшение исходной базы расчета контрольных показателей роста заработной платы;
  • реальной оценки уровня вознаграждения работников за осуществление ими трудовой функции по занимаемой должности, без учета выплат социального характера.

6.2.2. Предложений по утверждению Правительством РФ базовых окладов по ПКГ. С этой целью подготовить предложения по размерам базовых окладов по ПКГ на основе анализа минимальных окладов по ПКГ, пересмотренных в субъектах РФ в рамках проведенной работы по совершенствованию структуры заработной платы.

6.3. Инициировать рассмотрение предложений Профсоюза с социальными партнерами федерального уровня, в т.ч. в рамках ФНПР и Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.

6.4. Подготовить обращения в Минздрав России и Роспотребнадзор России о необходимости ускорения завершения работы по разработке примерных Положений по оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных и автономных учреждений.

6.5. Совместно с Минздравом России продолжить работу:

  • по анализу нормативных актов субъектов РФ по пересмотру структуры заработной платы работников учреждений здравоохранения, исходя из увеличения гарантированной части заработной платы работников (должностных окладов), в том числе с выездом в субъекты РФ, с выработкой соответствующих рекомендаций региональным органам управления здравоохранением и организациям Профсоюза;
  • по актуализации номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, квалификационных требований к работникам, структуры профессиональных квалификационных групп должностей работников; разработке Минздравом России нормативной базы по аккредитации специалистов отрасли, профессиональных стандартов специалистов в сфере здравоохранения, Отраслевой рамки квалификаций;
  • по разработке типовых норм труда в здравоохранении в соответствии с Планом, утвержденным Минздравом России.

6.6. Совместно с Минтрудом России и Минздравом России продолжить участие в подготовке предложений в Единые рекомендации РТК по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, с целью обеспечения единых подходов при формировании условий и размеров оплаты труда работников, с учетом специфики деятельности в сфере здравоохранения.

6.7. По итогам ранее проведенного мониторинга, а также с учетом результатов рассмотрения Президентом РФ Обращения Пленума ЦК Профсоюза «Об оплате труда работников здравоохранения» подготовить Наказы кандидатам в Президенты РФ о необходимости решения проблем в сфере социально-экономической защищенности прав и интересов работников здравоохранения в рамках предвыборной кампании Президента Российской Федерации.

6.8. Продолжить практику подготовки методических материалов по вопросам организации, экономики, финансирования здравоохранения в условиях реформирования системы здравоохранения. Оперативно информировать региональные организации Профсоюза о разрабатываемых и принимаемых на федеральном уровне нормативных правовых актах, касающихся вопросов защиты прав и интересов работников.

6.9. Продолжать и активизировать освещение деятельности Профсоюза в отстаивании прав и интересов работников в средствах массовой информации и Интернет ресурсах.

7. Отделу экономической работы и оплаты труда, отделу по связям с общественностью и информационной работе аппарата Профсоюза (Т.А. Гончарова, С.А. Грубов) подготовить и направить региональным организациям Профсоюза Информационный бюллетень, содержащий материалы, связанные с вопросами оплаты труда работников здравоохранения по итогам 2016 года. Срок — 10 дней.

8. Отделу по связям с общественностью и информационной работе аппарата Профсоюза (С.А. Грубов) разместить настоящее Постановление на сайте Профсоюза.

9. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н. Пахомов) направить настоящее Постановление в региональные организации Профсоюза для использования в работе и исполнения.

10. Контроль за выполнением Постановления возложить на Председателя Профсоюза М.М. Кузьменко.

 

 Председатель Профсоюза                                                                               М.М. Кузьменко  

Файлы для скачивания