​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

О текущем моменте и задачах Профсоюза в современных условиях


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

VIII Пленум ЦК профессионального союза
работников здравоохранения РФ 

30 мая 2018 г.                                                                                                                      № 8-2

 

О текущем моменте и задачах
Профсоюза в современных условиях

 

Участники Пленума ЦК Профсоюза, обсудив текущую ситуацию, сложившуюся в системе здравоохранения, отмечают наличие системных проблем в организации, финансовом обеспечении оказания медицинской помощи населению. Продолжающаяся реорганизация системы оказания медицинской помощи, оптимизация и реструктуризация сети медицинских организаций и штатной численности обуславливают снижение доступности и качества медицинской помощи, что, в свою очередь, вызывает рост недовольства граждан и количества их претензий к деятельности медицинских работников.

Пленум констатирует, что в значительной степени проблемы в обеспечении доступности и качества медицинской помощи обусловлены ситуацией, сложившейся с кадровым обеспечением здравоохранения, выражающейся в дефиците кадров специалистов. Рост нагрузки и чрезмерная интенсификация труда работников, в т.ч. в результате продолжающейся оптимизации штатной численности, не компенсируются соответствующим материальным вознаграждением их профессиональной деятельности.  

Меры, предпринимаемые Минздравом России в части совершенствования кадровой политики, не носят комплексного характера, ориентированы преимущественно на изменение подходов к подготовке и повышению квалификации кадров специалистов, и не нацелены на решение проблем повышения уровня защищенности их экономических и социальных прав и интересов.

Пленум считает, что реализация майских Указов Президента РФ 2012 года об увеличении зарплаты медицинским работникам обеспечивается в большинстве случаев за счет чрезмерной интенсификации труда медицинских работников, а также манипуляций с методикой исчисления средней заработной платы.

Правительством РФ не реализована норма Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 об утверждении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников, которые должны стать основой для формирования эффективных государственных гарантий по оплате труда и отраслевых систем оплаты труда, что привело к существенной дифференциации в уровнях оплаты труда работников, осуществляющих оказание медицинской помощи по единым стандартам, в разных субъектах РФ и является одним из главных факторов региональной разбалансированности кадровой обеспеченности лечебно-профилактических учреждений, непривлекательности профессии для отдаленных регионов, в первую очередь, в сельской местности.

Отсутствие системных подходов к финансовому обеспечению повышения заработной платы, в том числе с целью обеспечения повышения МРОТ приравненного с 1 мая 2018 года к прожиточному уровню, в условиях неурегулированности правового статуса и структуры минимального размера оплаты труда, а также отсутствия единых гарантированных размеров минимальных окладов, привело к принципиальным проблемам в части выравнивания уровня оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников, разбалансированности самих систем оплаты труда.

 Вопросы обеспечения действенного контроля за ходом завершающего этапа реализации Указов Президента РФ В.В.Путина от 07.05. 2012г. по повышению уровня оплаты труда медицинских работников, совершенствования нормативной правовой базы по формированию системы государственных гарантий в структуре и размерах оплаты труда работников здравоохранения требуют активизации деятельности организаций Профсоюза всех уровней.

Продолжают оставаться актуальными проблемы, связанные с реализацией законодательства о СОУТ, что требует продолжения работы по его совершенствованию в части учета факторов производственной среды и трудового процесса, являющихся неустранимыми в деятельности медицинских работников. Члены Пленума обращают внимание на необходимость активизации роли Профсоюза в качественном осуществлении профсоюзного контроля за объективностью результатов СОУТ, оперативному реагированию на жалобы медицинских работников, связанных со снижением компенсационных мер за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.Руководителям профсоюзных организаций необходимо шире использовать в работе профсоюзные технические инспекции труда, экспертов Экспертного совета при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда, уполномоченных по охране труда, в том числе и для проведения независимых экспертиз условий труда.

На федеральном уровне не утверждена единая государственная политика в области социальных гарантий для медицинских работников. Каждый субъект решает эту проблему в силу своего экономического положения, что порождает существенные различия в условиях и размерах предоставляемых мер социальной поддержки. ЦК Профсоюза считает, что направления работы Министерства в данном вопросе должны быть скорректированы в сторону принятия программы по предоставлению медработникам действенной социальной защиты и набора социальных льгот.

Участники Пленума отмечают, что принципиальные проблемы, существующие сегодня в отрасли, обусловлены действующим законодательством о разграничении полномочий органов власти различных уровней. Все это не способствует проведению единой политики в организации медицинской помощи населению, а также в обеспечении материальных и социальных прав работников и требует рассмотрения на государственном уровне вопросов утверждения элементов « вертикали» управления отраслью.

Президент РФ В.В.Путин своим Указом от 07.05.2018г. № 204 поручил Правительству РФ разработать национальные проектыпо основным направлениям достижения национальных целей,среди которых одним из первых является здравоохранение. В числе стратегических целей и задач на предстоящий шестилетний период по этому направлению в Указе обозначены - ликвидация кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения, обеспечение системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами, оптимизация работы первичного звена и завершение формирования сети медицинских организаций, в т.ч. на селе.

Масштабность задач, стоящих перед отраслью в свете реализации Указа Президента РФ В.В.Путина, требует повышения активности выборных органов и организаций Профсоюза всех уровней в части подготовки предложений и инициировании их рассмотрений при формировании органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ конкретных мероприятий в рамках указанных направлений, исходя из необходимости повышения уровня профессиональных, трудовых, социальных и экономических интересов работников.

В этой связи, VIII Пленум Центрального комитета профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 1. Выборным органам Профсоюза и его организаций:

 1.1.Организовать и обеспечить оперативный контроль:

- за ходом завершающего этапа реализации Указов Президента РФ от 07 мая 2012г. в части достижения установленных федеральной и региональными «дорожными картами» целевых показателей роста заработной платы медицинских работников;

- за сохранением в 2019-20120 годах достигнутого в 2018 году уровня заработной платы;

- за обеспечением соблюдения трудовых прав работников в части дифференциации размеров заработной платы в зависимости от уровня подготовки, квалификации и сложности труда.

1.2. Принять участие на федеральном и региональном уровнях в разработке организационно-методических и практических мер по реализации Указа Президента Российской Федерации В.В.Путина 2018 года № 204 в части обеспечения комплексного подхода в реализации кадровой политики в сфере здравоохранения, исходя из необходимости разработки:

1.2.1. механизмов определения уровня реальной оценки труда работников за осуществление трудовой функции.

1.2.2. условий дальнейшего повышения уровня оплаты труда работников здравоохранения, с учетом обеспечения объективной дифференциации в уровнях оплаты труда работников с разным уровнем подготовки, квалификации, осуществляющих работы разной сложности и в разных условиях.

1.2.3. системы эффективных государственных гарантий в оплате труда работников здравоохранения, связанных:

- с утверждением Правительством РФ базовых окладов по профессиональным квалификационным группам должностей работников бюджетной сферы в размере не ниже МРОТ по профессиям, должностям работников, отнесенных к ПКГ первого уровня;

- с формированием единых отраслевых подходов к структуре и размерам составных частей заработной платы работников здравоохранения, учитывающих специфику деятельности в медицинских организациях;

- с безусловным выполнением требований Трудового кодекса РФ по повышению реального содержания заработной платы работников государственных учреждений с учетом роста потребительских цен на товары и тарифов на услуги;

- с законодательным закреплением структуры минимального размера оплаты труда, механизмов финансового обеспечения МРОТ в государственных учреждениях.

1.2.4.  мер социальной поддержки работников (соцпакет).

1.3. Обеспечивать представление интересов работников отрасли по вопросам реализации кадровой политики, обеспечения прав специалистов на осуществление профессиональной деятельности в ходе аккредитации специалистов, повышения их квалификации, аттестации на квалификационную категорию, нормирования труда.

1.4. Участвовать в работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений отстаивая профессиональные, трудовые и социально-экономические интересы работников отрасли.

1.5. Продолжать работу по укреплению взаимоотношений с социальными партнерами, разработке и реализации совместных программ и мероприятий, связанных с улучшением социальной защищенности работников и членов их семей.

1.6. Принять активное участие в работе с ФНПР и территориальными федерациями профсоюзов в субъектах РФ по совершенствованию развития пенсионной системы в России, социального страхования. Особое внимание уделяя на недопустимость необоснованного увеличения пенсионного возраста, лишения страховых пенсий работающих пенсионеров, а также определения статуса социальных внебюджетных фондов.

 1.7. Продолжать активное участие в работе по созданию методологического подхода по комплексной оценке профессиональных рисков в работе медицинских работников, а также негативного воздействия на их здоровье неустранимых факторов трудового процесса и утраты профессиональной трудоспособности.

 1.8. Продолжить работу с государственными органами исполнительной власти по выработке и учету отраслевых особенностей при совершенствовании законодательства в области условий и охраны труда.  Добиваться реализации требований законодательства в области защиты социальных и трудовых прав работников на безопасные условия и охрану труда, в том числе по сохранению размеров компенсационных мер по результатам специальной оценки, а также включения в отраслевые соглашения и коллективные договоры данных вопросов.

1.9. Усилить информационно-пропагандистскую работу с членами Профсоюза, доводить информацию о деятельности всех выборных органов организаций Профсоюза до каждого члена Профсоюза, используя средства массовой информации и размещение материалов на сайтах региональных организаций Профсоюза и сайте Профсоюза, в профсоюзных уголках каждой первичной профорганизации. 

2. Отделу по связям с общественностью и информационной работе опубликовать настоящее постановление в журнале «Профсоюзная тема» и разместить на сайте Профсоюза.

3. Управлению делами аппарата Профсоюза (А.Н. Пахомов) направить постановление в региональные организации Профсоюза для использования в работе.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Профсоюза М.М. Кузьменко.

 

Председатель Профсоюза                                                         М.М.Кузьменко

Файлы для скачивания