​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения


П Р И К А З
Министра здравоохранения СССР 

№ 810                                                                          «11» ноября 1971 г.

Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения

Директивами ХХIX съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971–1975 годы предусмотрено осуществить меры, направленные на повышение качества специализированной медицинской помощи и уровня подготовки медицинского персонала.

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении на органы здравоохранения возложена разработка и проведение мероприятии по специализации и совершенствованию профессиональных знании медицинских и фармацевтических работников.

В нашей стране для специализации и совершенствования профессиональных знании медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием* создана единая государственная система подготовки в институтах усовершенствования врачей, на факультетах усовершенствования и специализации врачей (провизоров) при медицинских (фармацевтических) высших учебных заведениях и университетах, а также на курсах усовершенствования и специализации при медицинских (фармацевтических) высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения**.

 

 Существующая система специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических кадров с высшим образованием органически связана с другими системами подготовки кадров здравоохранения (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура). Все эти системы носят характер последипломной подготовки.

Важную роль в совершенствовании системы специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием сыграла передача всех институтов усовершенствования врачей в непосредственное подчинение Министерства здравоохранения СССР, что позволило увеличить контингент врачей и провизоров, проходящих специализацию и повышение квалификации, во всех союзных республиках, сконцентрировать в одном или нескольких институтах подготовку по отдельным специальностям или дисциплинам (радиология, гигиена и токсикология химических веществ, геронтология и гериатрии, аллергология, медицинская генетика и др.)., расширить межреспубликанский обмен курсантами с целью всестороннего обмена передовым опытом.

В 1965 году прошли специализацию и совершенствование знаний 47830 врачей и провизоров, в 1969 году — 68183, в том числе за этот период увеличилось число врачей и провизоров, прошедших специализацию и совершенствование знаний в следующих союзных республиках: в РСФСР с 22852 до 38089, в Украинской ССР с 9913 до 15010, в Белорусской ССР с 1809 до 2203, в Грузинской ССР с 1242 до 1958 и т.д. Значительно расширялся межреспубликанский обмен врачами-курсантами. Так, если в 1965 году в Алма-атинском институте усовершенствования врачей проходили специализацию и совершенствование знаний только врачи Казахской ССР, то в 1971 году прошли подготовку в этом институте врачи из 5 союзных республик, в Киевском институте усовершенствования врачей в 1965 году прошли специализацию и совершенствование знаний врачи из 11 союзных республик, в 1971 году — из всех союзных республик, в Казанском институте усовершенствования врачей в 1965 году проходили подготовку врачи только из РСФСР, а в 1971 году прошли подготовку врачи из 6 союзных республик.

Имеющие высшее образование медицинские и фармацевтические работники всех союзных республик получили возможность совершенствовать свои профессиональные знания в наиболее крупных научных и культурных центрах страны (Москва, Ленинград, Киев, и др.).

Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, который и в прежние годы проводил совершенствование знаний врачей всех союзных республик, за последние годы, благодаря улучшению планирования, получил возможность увеличить число мест, выделяемых различным союзным республикам.

Так, только, за период 1965–1969 г.г. число выделенных мест увеличилось для РСФСР на 40 %, для Украинской ССР — на 40 %, для Белорусской ССР — на 30 %, для Узбекской ССР — на 60 % и т.д.

В институтах (факультетах) усовершенствования врачей улучшилось качество учебного процесса и его оснащенность необходимыми оборудованием, аппаратурой, пособиями. Профессорско-преподавательский состав указанных институтов и факультетов постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, расширяет и углубляет научную подготовку. Улучшилось качество учебно-производственных планов институтов (факультетов) усовершенствования. Теснее стали контакты между институтами и факультетами усовершенствования в вопросах учебной, научно-методической и научно-исследовательской работы.

Получила всеобщее признание и твердо вошла в практику работы институтов и факультетов усовершенствования подготовка врачей и провизоров в виде циклов (комплексная многопрофильная подготовка). Дальнейшее развитие получила подготовка в виде курсов совершенствования знаний и навыков (подготовка однопрофильная).  

Вместе с тем, наряду с отмеченными успехами в деле планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием продолжают иметь место недостатки:

–     неравномерный охват, специализацией и повышением квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием различных специальностей;

–     недостаточно строгое соблюдение принципа дифференцированной подготовки в зависимости от стажа, места работы и занимаемой должности;

–     невыполнение по отдельным циклам планов направления на специализацию и повышение квалификации, а также учебно-производственных планов специализации и совершенствования знаний;

–     несогласованность деятельности институтов усовершенствования и органов здравоохранения в вопросах планирования и направления врачей и провизоров на подготовку;

–     недостаточно активное участие главных специалистов органов здравоохранения в разработке планов специализации и совершенствования знаний и навыков;

–     неравномерное распределение учебно-производственной нагрузки между отдельными кафедрами институтов усовершенствования врачей;

–     учебные планы и программы ряда циклов перегружены общими вопросами и не всегда полно отражают проблемы, решение которых способствует внедрению в практику достижений науки и техники, глубокому научному подходу, широкому клиническому мышлению и т.д.;

–     проверка знаний и навыков работы нередко носит формальный характер.

В целях улучшения планирования, повышения качества и эффективности специализации и совершенствования профессиональных знаний и навыков работы медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием:

I. УТВЕРЖДАЮ;

1.   Положение о специализации и совершенствовании профессиональных знаний и навыков, работы медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием (Приложение № 1).

2.   Перечень профилей и дисциплин, по которым может проводиться специализация и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием (приложение № 2).

3.   Инструкцию о порядке организации специализации и совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников, с высшим образованием (приложение № 3);

4.   Образцы форм составления заявок, планов направления, учебно-производственных планов специализации и повышения квалификации, личных карточек курсантов и курсантских билетов, протоколов, экзаменационной комиссии (приложение № 4).

II. ПРИКАЗЬВАЮ:

1.   Министрам здравоохранения союзных республик, главным управлениям, управлениям, и отделам Министерства, здравоохранения СССР, руководителям органов и учреждений здравоохранения, ректорам институтов усовершенствования врачей, медицинских институтов, при которых имеются факультеты усовершенствования, руководителям учреждений здравоохранения, осуществляющих повышение квалификации врачей и провизоров:

а)   принять утвержденные настоящим приказом Приложения № 1–4 к руководству и исполнению;

б) осуществлять планирование специализации и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием, исходя из того, чтобы каждый врач провизор и др. имели возможность пройти тот или иной вид подготовки на учебной базе союзного, республиканского или местного подчинения 1раз в 5 лет;

в)   направлять врачей и провизоров на специализацию и повышение квалификации в строгом соответствии с разнарядкой мест, учитывающей территориальную близость учреждений здравоохранения соответствующей области (края, авт. республики) к учебной базе;

г)   повысить требовательность к главным специалистам органов здравоохранения в целях активного их участия в разработке планов всех видов подготовки;

д) обязать отделы кадров органов, учреждений здравоохранения улучшить учет и отбор контингента для специализации и повышения квалификации врачей и провизоров; при направлении врачей и провизоров на специализацию и повышение квалификации точно выполнять установленный Министерством здравоохранения СССР порядок;

е)   обязать органы и учреждения здравоохранения учитывать возможности различных учебных баз с точки зрения организации и проведения на них различных циклов и курсов для того, чтобы заявки на подготовку, планы подготовки и учебно-производственные планы были максимально скоординированы;

ж)оказывать институтам (факультетам) усовершенствования помощь в привлечении высококвалифицированных специалистов к работе на кафедрах институтов;

з)   врачей, окончивших санитарно-гигиенические, стоматологические и педиатрические факультеты, направлять на специализацию и повышение квалификации по специальности, не относящейся к профилю, по которому эти врачи окончили вуз, только в виде исключения и по разрешению Центральных аттестационных комиссий в соответствии с порядком, установленным приказом министра здравоохранения СССР от 14/УП–1970 г. № 472;

и) республиканские и межреспубликанские курсы повышения квалификации, семинары, декадники, организовывать и проводить по согласованию с ГУУЗом Минздрава СССР (согласовывать тематику и распределение мест);

к)   рассмотреть и представить в ГУУЗ Минздрава СССР до 1 января 1973 г. предложения о целесообразности сохранения специализации врачей на курсах усовершенствования и специализации при крупных учреждениях здравоохранения ("местных базах").

л)  

3.      Ректорам институтов усовершенствования врачей, ректорам медицинских и фармацевтических институтов, при которых имеются факультеты и курсы усовершенствования врачей и провизоров:

а)   принять необходимые меры к совершенствованию учебно-методической и воспитательной работы широкому внедрению в учебный процесс достижений науки и техники, современных средств и методов обучения и проверки знаний и навыков;

б)  повысить уровень организационной работы на основе четкого текущего и перспективного планирования, обеспечения безусловного выполнения запланированных мероприятий, правильного распределения обязанностей и функций, четкого и оперативного выполнения приказов и распоряжений вышестоящих органов здравоохранения;

в)   шире привлекать к составлению и рецензированию учебных. планов и программ крупных ученых и специалистов, а также практиковать коллективные обсуждения планов и программ на заседаниях научных медицинских и фармацевтических обществ;

г)   анализировать совместно с руководителями органов здравоохранения все случаи неприбытия врачей и провизоров на циклы и принимать согласованные меры. По вопросам, требующим компетенции Министерства здравоохранения СССР, информировать Главное управление, учебных заведений Министерства здравоохранения СССР.

4.      Ректору Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (тов. Ковригиной М.Д.):

а)   обеспечить разработку новых учебных планов и программ специализации и повышения квалификации в соответствии с приложениями № 1, № 2 и № 3 (раздел III) к настоящему приказу и представить их на утверждение в ГУУЗ в течение 1972–1973 г.г.;

б) разработать совместно с другими институтами (факультетами) усовершенствования врачей (провизоров) мероприятия и предложения по улучшению обеспечения всех видов подготовки едиными (типовыми) учебными планами и программами и представить их в ГУУЗ в течение II квартала 1972 г.

5.   Начальнику Главного управления учебных заведений Министерства здравоохранения СССР (тов. Исакову Ю.Ф.):

а)   в течение 1971–1972 г.г. разработать и представить на утверждение проект Положения о факультетах специализации и. усовершенствования врачей и провизоров системы. Министерства здравоохранения СССР;

б) каждые три года, начиная с 1972 года; определять направления и проблематику институтов усовершенствования врачей для планирования и проведения циклов тематического усовершенствования и курсов с целью информации;

в)   планировать систематическое проведение мероприятий по обмену опытом учебно-методической работы между институтами, факультетами и курсами усовершенствования врачей и провизоров в Центральном ордена Ленина институте усовершенствования врачей.

6.      Приказы по Министерству здравоохранения СССР от 30/XI–1954 г. № 454, Министра здравоохранения СССР от 26/ХII–1966 г. № 974, от 25/YI–1968 г. № 501, от 5/YII–1968 г. № 529 (п.п. 3,5–9), считать утратившими силу.

7.      Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра здравоохранения СССР (тов. Венедиктова Д.Д.).

 

                                                       Б.В. Петровский

 



* В дальнейшем для краткости вместо «специализация и совер­шенствование профессиональных знаний медицинских и фарма­цевтических кадров с высшим образованием» будет употреб­ляться «специализация и совершенствование знаний или «специализация и повышение квалификации»;

** В дальнейшем для краткости вместо «в институтах усовершен­ствования врачей, на факультетах усовершенствования и спе­циализации врачей (провизоров) при медицинских (фармацевти­ческих) высших учебных заведениях и научно-исследовательс­ких учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения» бу­дет употребляться «институты, факультеты, курсы усовершен­ствования».

 


 

Файлы для скачивания