​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Анализ данных по итогам анкетирования врачей амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений (подразделений) по вопросам, связанным с организацией, нормированием и оплатой труда


Приложение к письму ЦК Профсоюза
                                                        работников здравоохранения РФ
                                             от 26.08.13 г. №01-03И/397

Анализ
данных по итогам анкетирования врачей амбулаторно-поликлинических
и стационарных учреждений (подразделений)
по вопросам, связанным с организацией, нормированием
и оплатой труда

 

В настоящее время остро стоит вопрос укомплектованности учреждений здравоохранения медицинскими кадрами, в том числе врачами, что обуславливает проблему повышенной нагрузки на медицинский персонал.

Постоянно действующей комиссией ЦК Профсоюза по защите прав врачей было проведено анкетирование среди врачей государственных учреждений (подразделений) амбулаторно-поликлинического и стационарного профиля, а также врачей участковой службы.

Целью исследования явилось     изучение вопросов организации,  нормирования и оплаты  труда врачей всех специальностей и возможное  использование  полученных данных в совместной работе с Минтрудом и Минздравом России по разработке нормативных актов и методических рекомендаций по данным вопросам в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012г. №597 и Программы поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.

В анкетировании приняли участие 1761 врач (1305 врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), в т.ч.  482 врача участковой службы,  и   456 врачей стационарных учреждений (подразделений).    

Информация поступила из 47 регионов.  

Анализ анкет показал следующее:

1. 90% ответивших врачей информированы о норме своей нагрузки по занимаемой должности на 1 ставку;

2. Нормы нагрузки (объем работ) отражены в трудовом договоре у 44% участников анкетирования;

3. Результат опроса участников показал высокую осведомленность о нормативных актах, на основании которых утверждена их нагрузка - 88% .

4. Только 40% респондентов ответили, что норма нагрузки соответствует   нормативным актам федерального уровня (в т.ч. Порядкам оказания медицинской помощи, утвержденным приказами МЗ РФ);

5. Лишь 48% опрошенных отметили, что при фактически сложившейся нагрузке могут качественно выполнять свои функциональные обязанности;

6. Необходимость пересмотра нагрузки в сторону уменьшения указана в 66% анкет, в 1% анкет - в сторону увеличения, 33% респондентов считают возможным сохранить действующие нормы.

7. Дополнительную работу в пределах рабочего времени осуществляют 70% участников опроса, при этом данная работа оформляется  как совмещение профессий (должностей) в 29% случаев,  как расширение зоны обслуживания - в 25%,  как увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором - в  28%; у 10% участников анкетирования данная работа никак не оформлена; 8% респондентов затрудняются ответить.

При этом, оплата работы сверх нормы нагрузки осуществляется как выплата компенсационного характера за совмещение, расширение зоны обслуживания в 50%случаев; установление стимулирующих выплат отмечено в 34% случаев, не оплачивается дополнительная работа - в 5% случаев, 11% респондентов затрудняются ответить.

(По видам стимулирующих выплат можно выделить: доплата за интенсивность; установление персонального коэффициента; коэффициента трудового участия; в виде разовых премий).

По мнению респондентов оплата (стимулирующие выплаты), устанавливаемая за дополнительную работу – неадекватна ее объему и характеру (по усмотрению администрации). 

8. Работа по совместительству (работа за пределами нормы рабочего времени) осуществляется 65% участниками опроса.

По объему осуществляемой работы: на  1,75 ставки - 11%,; на 1,5 ставки - 42%; на 1,25 ставки - 24% , в 15% случаев врачам приходится работать до 2,5 ставок; 8% респондентов затрудняются однозначно ответить на данный вопрос.

9. На примере отдельно взятых работников можно оценить чрезмерную нагрузку на врача:

-1,5 ставки - работа по основной должности и в порядке совместительства в поликлинике плюс дежурство в стационаре;

-1,5 ставки – работа по основной должности и в порядке совместительства, плюс расширение зоны обслуживания (доплата 75%);

10. Причинами осуществления дополнительной работы являются:

- в    59% случаев – производственная необходимость, 

- в    41% - необходимость дополнительного источника дохода, в связи с низким уровнем оплаты труда по основной должности;  

11. При учете всех видов дополнительной работы средняя заработная плата  ответивших на данный вопрос (454 врача) составляет - 21802 рубля и колеблется от 5000 руб. до 96343 руб. (96343 руб. – врач анестезиолог- реаниматолог, работающий в стационаре Московской области на 1,5 ставки).

В случае работы только на одну ставку средняя заработная плата врача, из числа ответивших, составила 13 тыс. рублей, что в 1,6 раза меньше средней заработной платы анкетируемых врачей, исчисленной с учетом всех видов дополнительной работы.

12. Важной составляющей организации работы врача является применение в работе современных информационных технологий. Так, у 52% врачей из числа участвующих в опросе компьютеризировано рабочее место, из них 17% имеют доступ к сети Интернет, 32% - доступ к локальной сети. 

13. 50% респондентов   ответили положительно на вопрос: введена ли электронная запись к врачу в Вашем учреждении.

14. На оформление документов в среднем затрачивается с помощью компьютера - 36 % рабочего времени, при оформлении на бумажных носителях - 56% .

Анализ опроса участвующих в анкетировании 482 врачей участковой службы показал, что 80% опрошенных врачей отметили превышение установленной нормы прикрепленного населения,  в отдельных случаях в 2 и 2,5 раза.

Опрашиваемые врачи  внесли ряд предложений по обсуждаемым темам:

- увеличить время приема на одного пациента;

- снизить нагрузку на врача;

- снизить норму нагрузки до 15 человек в день, остальные пациенты должны обслуживаться по платным услугам;

- издать нормативные правовые акты, регулирующие нормы затрат рабочего времени на прием пациента (до 45-50 минут на первичный прием) с учетом времени, необходимого для инструментального исследования, качественного оформления медицинской документации; без дублирования ее на бумаге;

- уменьшить норму нагрузки - не более 2,5 человек в час;

- пересмотреть нормы прикрепленного населения к территориальным участкам в сторону уменьшения. 

- сократить количество отчётно-учётной документации и журналов;

- выделить время для обсуждения клинических случаев с другими специалистами, изучения новой литературы, посещения конференций, конгрессов, повышения своего квалификационного уровня (возможно "библиотечный день");

- выделить специальное еженедельное время для работы с документацией;

- ввести понятие «типовые условия труда»;

- привести фактические условия труда работников в соответствие с утвержденными типовыми нормами труда;

- обеспечить компьютеризацию рабочего места и  введение электронной медицинской карты как стационарного, так и амбулаторного больного (исключая дублирование на бумажном носителе);

- повысить базовый оклад по основной занимаемой должности - в 5 раз;

- пересмотреть стоимость медицинских услуг в сторону увеличения;

- учитывать рыночную стоимость расходных материалов при расчете стоимости услуг на инструментальные виды исследований.

Обращают на себя внимание ряд высказываний врачей, отражающих их отношение к обсуждаемым вопросам:

- «За отведенные 10-15 минут нельзя оказать квалифицированную медицинскую помощь, и уж точно невозможно осуществить индивидуальный подход к пациенту»;

- «Низкие тарифы» не позволяют выполнять качественно и в полном объеме медицинское обслуживание населения»;

- «С 2003 года количество всевозможной отчетной документации в кабинете уролога увеличилось в разы. Все производственные совещания за последние 10 лет проводились в мое личное, никем не оплачиваемое время и длились от 3 до 5 часов (считаю такой подход недопустимым в цивилизованном государстве)»;

 - «При численности населения города в 30-35 тысяч человек, и фактически работающих двух участковых терапевтах, о каком нормировании и организации деятельности можно рассуждать? Особенно учитывая вышеуказанную заработную плату в 5149 рублей. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию положительно, я считаю, что необходимо сначала реально в разы увеличить зарплату, тогда возможно решение и кадрового вопроса, а уже потом можно будет организовывать и нормировать деятельность врача»;

  - «Заработная плата от 60 тыс. и я буду работать только на 1,0 ставку, без всякого совместительства и отдых будет полноценный между сменами! Но дождусь ли я этой мечты в медицине, тем более в нашем регионе?».

- «Платить наконец-то врачам достойную зарплату, а не эту подачку».

- « Увеличение заработной платы врачей, хотя бы до уровня стран 3-го мира».

                                                      

Постоянно действующая Комиссия ЦК
Профсоюза по защите прав врачей.

Файлы для скачивания