​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Предложения к комплексу мер, направленных на сохранение медицинских кадров в системе здравоохранения


 

 

 

 

 

 



Предложения к комплексу мер,
направленных на сохранение медицинских
кадров в системе здравоохранения
Заместителю председателя правительства РФ
О.Ю. Голодец
Копии:
Министру здравоохранения РФ
В.И. Скворцовой
Министру открытого правительства РФ
М.А. Абызову

 

 

Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна!

На международном уровне признано, что состояние кадровых ресурсов определяет эффективность работы систем здравоохранения, а именно – качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению. Признавая высокое значение кадров, международные эксперты призывают рассматривать поддержку медицинских работников как выгодную инвестицию в развитие здравоохранения субъекта РФ, а не как вид финансовых издержек бюджета.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (подпункт «г» пункта 2 о разработке до 1 мая 2013 г. комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами)» определил приоритетность принятия мер, направленных на решение кадровых проблем, в том числе, устранение дефицита медицинских кадров.

Согласно данным последних социологических исследований[1], уровень удовлетворённости медицинских работников – низкий, работать в отрасли непривлекательно. Неудовлетворенность обусловлена целой группой факторов (Приложение). Дефицит кадров в сфере здравоохранения вызван низким притоком молодых специалистов в отрасль (потери составляют около 30%[2]). Программа «Сельский доктор» в силу отсутствия дополнительных мер поддержки, которые компенсируют недостатки работы в сельских и отдаленных районах, малопривлекательна для молодежи (около 20% студентов и молодых врачей рассматривают для себя возможность работы на селе). Молодежь не устраивают материальные и профессиональные перспективы работы в российском здравоохранении.

Наряду с мерами, направленными на развитие управленческих практик в сфере здравоохранения, системы непрерывного медицинского образования, считаем необходимым для повышения привлекательности работы в отрасли на федеральном уровне принять «Социальный пакет медицинского работника», а также реализовать ряд управленческих решений для регулирования материальной составляющей работы медиков.

 

«Социальный пакет»

«Социальный пакет» не должен быть дифференцированной мерой социальной поддержки, он должен распространяться на всех медицинских работников.

Предлагаем в него включить минимальные и гарантированные со стороны государства меры социальной поддержки:

– решение вопросов медицинского обслуживания – внеочередное получение медицинской помощи, включая высокотехнологичную; обеспечение бесплатного санаторно-курортного лечения; страхование медицинских работников, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью;

– решение жилищных вопросов – внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма (мера закреплена на федеральном уровне для работников сферы образования); обеспечение внеочерёдности получения бесплатного жилья;

– компенсация жилищно-коммунальных услуг – обеспечение единого для работников медицинских организаций федерального и регионального подчинения уровня компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг; введение нормы 100% компенсации по оплате ЖКУ;

– предоставление внеочередных мест в школьных и дошкольных учреждениях;

– право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организаций, осуществляющей образовательную деятельность (мера, закреплённая на федеральном уровне для работников сферы образования).

Комплекс мер социальной поддержки медицинских работников представлен в Приложении.

 

Управленческие меры по регулированию вопросов заработной платы

Сегодня существует высокий уровень дифференциации в заработных платах медицинских работников, как в различных регионах, так и в однотипных медицинских организациях внутри одного региона. Утверждение на федеральном уровне системы стандартов по оплате труда, включающих гарантированные на законодательном уровне размеры составных частей заработной платы, позволит немного снизить социальную напряженность и уменьшить внутренние миграционные потоки.

Регулированию подлежат:

-        коэффициенты соотношений минимальных размеров базовых окладов по группам персонала в составе профессиональных квалификационных групп;

-        базовые оклады по профессиональным квалификационным группам – не менее МРОТ;

-        критерии компенсационных и стимулирующих выплат;

-        показатели средних заработных плат в однотипных учреждениях в регионах России;

-        величина допустимых различий в уровне заработных плат в субъектах Российской Федерации.

Предложенные меры способны смягчить негативные аспекты труда медицинских работников, а также снизить миграционные процессы в отрасли.

 

C уважением,

Председатель
Профсоюза работников здравоохранения РФ
М. Кузьменко

 

Президент
Национальной медицинской платы
Л. Рошаль

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПОКАЗАТЕЛИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Диаграмма № 1 «Индексы удовлетворённости различными составляющими труда» (рассчитывались на основе детализированных вопросов по каждому из факторов)

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=2xvk-7u8djtw6tp1j4ovu24wous0pemqb0wxr75uun9np8b3ozucx8eb5plbd01hiuenb7izplye432yhm0bg21v1pk3wsawnkao2fdy&name=0.png

 

Все показатели находятся ниже среднего уровня удовлетворенности. Наименьший уровень удовлетворённости – существующими социальными гарантиями, условиями для профессиональной реализации и условиями труда.

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Специфика здравоохранения заключается в том, что, кроме обычных мер социальной защиты, медицинским работникам необходимы дополнительные, связанные с повышенным уровнем ответственности, условиями труда. В силу сложившегося в стране в целом уровня жизни, и в связи с более низкими доходами в сравнении с другими профессиональными категориями, для работников здравоохранения в первую очередь характерна потребность в более высоких объемах социальных льгот и гарантий по сравнению с другими профессиональными группами.

По итогам анализа результатов исследования были определены следующие направления социальной поддержки:

 

Диаграмма № 2. «Приоритетные меры социальной поддержки медицинских работников»

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=2xvk-7u8djtw6tp1j4ovu24wous0pemqb0wxr75uun9np8b3ozucx8eb5plbd01hiuenb7izplye432yhm0bg21v1pk3wsawnkao2fdy&name=80af.png

 

Решение проблем с медицинским обслуживанием

Внеочередное медицинское обслуживание (включая получение высокотехнологичной помощи) является одной из приоритетных мер, не несущих финансовой нагрузки для бюджета. Этот вопрос может быть решен за счет внесения дополнений в ФЗ № 323 «Об основах здоровья граждан в РФ».

Возможно рассмотрение регулирования льготного лекарственного обеспечения медицинских работников путем включения в «Перечень групп населения, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имеют право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание в аптечной организации» за счет средств бюджета субъекта РФ.

Также необходимо обратить внимание на высокие профессиональные риски для здоровья медицинских работников в ряде специальностей (анестезиология и реаниматология, отделения реанимации в отделениях наркологии, скорая и неотложная помощь и др.). Необходимо утверждение программ по определению и профилактике профессиональных заболеваний. Мероприятия должны быть включены в систему диспансерного наблюдения медицинских работников, вплоть до санаторно-курортного или восстановительного лечения. Целесообразно предусмотреть дополнительные выплаты (улучшение материально-финансового обеспечения медицинских специалистов из групп профессионального риска), что позволит снизить уровень текучести кадров и улучшить укомплектованность медицинских организаций специалистами[3].

Следует также обратить внимание на то, что страхование медицинских работников, деятельность которых связана с угрозой жизни и здоровью, распространяется только на работников, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Необходимо уровнять в этом праве всех медицинских работников вне зависимости от уровня подчинения МО.

 

Решение жилищных проблем

В качестве минимальной меры социальной поддержки медицинских работников в решении жилищных проблем на федеральном уровне необходимо закрепить норму внеочередного обеспечения жильем работников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Этот вопрос может быть решен за счет внесения дополнений в ФЗ - №323 «Об основах здоровья граждан в РФ».

Результаты исследования показали, что эффективное направление – это решение жилищных вопросов с перспективой получения площади в собственность – компенсация части стоимости жилья, льготное ипотечное кредитование, субсидии на строительство, создание условий для выкупа жилья по приемлемым расценкам. В связи с этим приоритетным становится разработка целевых программ, рассчитанных на приобретения жилья в собственность[4], прежде всего для медицинских работников в сельской местности. Такие меры, как предоставление служебного жилья, полная или частичная компенсация арендной платы, являются «полумерами», в частности для тех, кто работает в отдаленных и сельских районах. Однако, такие приоритеты не снимают необходимости разработки комплексных программ по решению жилищных вопросов медицинских работников, в которых необходимо предусмотреть разные направления: полная или частичная компенсация арендной платы, выделение служебного жилья, предоставление служебного жилья, которое медицинские работники могут потом оформить в социальный найм.

 

Оплата жилищно-коммунальных услуг

На уровне субъектов РФ приняты различные нормативные акты, регулирующие вопросы компенсации жилищно-коммунальных услуг. Однако выплаты являются минимальными и не покрывают расходов на коммунальные услуги. На сегодняшний день работникам подведомственных федеральных учреждений (постановление № 839) установлен порядок компенсаций по оплате ЖКУ и срок его действия до 2014 г. На региональном уровне выплаты должны быть не ниже федеральных.

 

Страхование профессиональных рисков

Результаты исследования показали, что вопросам профессиональной защиты необходимо уделить приоритетное внимание. Это болезненный вопрос для медицинских работников. Решением вопроса может стать два направления – изменение статуса ответственности медицинских работников – административная, а не уголовная, а также развитие практики страхования.

Например, организация взаимного страхования профессиональной ответственности при осуществлении медицинской деятельности в обществах взаимного страхования, созданных в субъектах федерации медицинскими учреждениями (как амбулаторными, так и стационарными). В регионах рекомендуется принять типовой устав ОВС медицинских учреждений и частнопрактикующих врачей, сетку страховых тарифов с учетом профессиональной деятельности медицинских работников, типовые правила страхования ответственности за причинение вреда пациентам при осуществлении медицинской деятельности. ОВС создается при финансовом участии субъекта федерации и медицинских организаций

Целесообразно также предусмотреть в бюджетах ТФОМС в рамках финансирования ОМС целевые средства, выделяемые медицинским учреждениям для формирования таких ОВС и уплаты страховых взносов по страхованию ответственности медицинских работников[5].

Возможно также внеочередное предоставление мест в детских садах для детей врачебного и среднего медицинского персонала.

Данная мера позволит привлечь на работу молодых специалистов, которые вынуждены продлевать отпуск по уходу за ребенком в связи с невозможностью устроить его в детское дошкольное учреждение. С учетом ситуации, сложившейся в кадровом обеспечении здравоохранения, целесообразно на региональном уровне предусмотреть льготы для медицинских специалистов. Регулирование данного предложения требует внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов регионального уровня.

 

 

__________________________________________________________________________________________________________

 

[1] 1Исследование проведено по заказу Минздрава России в рамках научно-исследовательской работы по изучению причин внутренней и внешней миграции медицинских кадров.

[2] 22% планируют продолжить обучение за границей, а 11%  не планируют работать в медицинских организациях.

[3] Подобное направление реализовано, например, в Украине. Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.05.2011г. № 524 «Вопросы оплаты труда работников организаций, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее в тексте - Постановление № 524) предусмотрена выплата материальной помощи на оздоровление для медицинских и фармацевтических работников. Помощь на оздоровление выплачивается в размере должностного оклада, утвержденного в штатном расписании учреждения с учетом всех повышений. Помощь на оздоровление выплачивается в соответствии с приказом руководителя ЛПУ на основании заявления работника, которое он предоставляет на оформление ежегодного отпуска с выплатой помощи на оздоровление. В соответствии со ст. 12 Закона Украины «Об отпусках» ежегодный отпуск по просьбе работника может быть разделен на части при условии, что основная непрерывная его часть будет составлять не менее 14 календарных дней. В случае разделения ежегодного отпуска на части помощь на оздоровление предоставляется только один раз. При этом помощь может быть оказана в любой части отпуска.

[4] Например, развитие ипотеки с государственной компенсацией в зависимости от продолжительности работы специалиста в области, льготная ипотека для врачей, в соответствии с которой возможно запланировать частично или полностью погашать проценты на покупку квартир медработниками. (К примеру, медицинский работник, отработавший 5 лет в медицинский организации системы здравоохранения субъекта РФ, может рассчитывать на погашение 30%, если 10 лет — то 70% и, соответственно, 15 лет – 100%).

[5] Размер страховой суммы на каждый случай причинения вреда здоровья пациенту целесообразно установить в размере 2,0-3,0 млн. рублей. В Правление региональных ОВС должны входить представители Минздрава, ТФОМС. Типовой устав ОВС, сетку страховых тарифов с учетом видов профессиональной медицинской деятельности целесообразно утвердить в качестве рекомендаций приказом Минздрава РФ.

Файлы для скачивания