​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Комментарий к Основным показателям реализации Указа Президента Российской Федерации № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и структурных преобразований системы оказания медицинской помощи


Комментарий к Основным показателям реализации

Указа Президента Российской Федерации № 597

"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

и структурных преобразований системы оказания медицинской помощи

 


Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до 200 процентов, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 Правительство Российской Федерации распоряжением от 26 ноября 2012 г. № 2190-р приняло Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.

Указанной Программой предусматривается совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) путем реализации ряда мероприятий.

В состав мероприятий включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы устанавливает, что принятие решений о возможности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на частичное обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, обусловленных повышением оплаты труда отдельных категорий работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761, предусматривается с учетом заключений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, о выполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда и повышению качества услуг в сфере здравоохранения.

Правительством Российской Федерации одобрена Государственная программа «Развитие здравоохранения», которая предусматривает завершение системных преобразований, заложенных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и наращивание качественного потенциала здравоохранения на основе оптимизированной организационной модели и сохранения финансовой сбалансированности государственных гарантий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой определены направления развития здравоохранения на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Государственной программой «Развитие здравоохранения» и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определены основные направления структурных преобразований в здравоохранении, в том числе путем:

  • обеспечения сбалансированности Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи за счет оптимизации объемов оказания медицинской помощи в стационарных условиях, развития стационарозамещающих технологий и паллиативной медицинской помощи,
  • оптимизации оказания объемов скорой медицинской помощи, развития медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях с замещением дорогостоящей скорой медицинской помощи в случаях, не требующих экстренной медицинской помощи,
  • совершенствования трехуровневой системы оказания медицинской помощи в каждом субъекте Российской Федерации с развитием межрайонных центров (отделений), оснащенных современной техникой для оказания специализированной медицинской помощи.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и соответственно территориальными программами государственных гарантий должны быть предусмотрены рост средних нормативов объема медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи:

  • для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала),
  • для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, для медицинской помощи в условиях дневных стационаров.

Установлен и предполагается рост норматива объема и финансовых затрат для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях.

Одновременно предусматривается снижение норматива объема медицинской помощи в стационарных условиях.

Программой государственных гарантий объем предусмотренных субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования учитывает увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на повышение оплаты труда работников здравоохранения, а также осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в медицинских организациях, а также медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.

Структурные преобразования системы здравоохранения субъекта Российской Федерации должны планироваться с учетом достигнутого ресурсного и кадрового состояния, исходя из особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и расселения на территории субъекта Российской Федерации.

В целях заключения соглашений органа государственной власти субъекта Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации о предоставлении финансовых средств для повышения заработной платы разработана форма, состоящая из 1 и 2 таблицы (прилагается), которые необходимо заполнить и предоставить в Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок, установленный правительственной телеграммой от 6 декабря 2012 г. № 11-12/10/2-4816, до 12 декабря 2012 года.

Таблица 1 включает целевые значения заработной платы в 2012-2018 годах в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 в части медицинских работников, занятых в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях (включая медицинских работников, занятых в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания и учреждениях культуры) по категориям и годам.

Таблицы 1.1. и 1.2. включают целевые значения заработной платы в части медицинских работников, занятых в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях, работающих в системе ОМС и неработающих в системе ОМС соответственно.

При заполнении Таблицы 2 следует учитывать специфику плотности расселения населения, в связи с чем, субъекты Российской Федерации разделены на 3 группы:

  • 1 группа – с низкой плотностью населения - до 20 человек на 1 кв.км;
  • 2 группа – со средней плотностью населения - от 20 до 80 человек на 1 кв.км;
  • 3 группа – с высокой плотностью населения - свыше 80 человек на 1 кв.км.

К территориям с низкой плотностью населения относятся:

Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Вологодская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Камчатская край, Кировская область, Костромская область, Красноярский край, Курганская область, Магаданская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область , Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Приморский край, Пермский край, Псковская область, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Сахалинская область, Смоленская область, Тверская область, Томская область, Тюменская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

К территориям со средней плотностью населения относятся:

Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Краснодарский край, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Нижегородская область, Орловская область, Пензенская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тульская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Челябинская область, Чувашская Республика, Ярославская область

К территориям с высокой плотностью населения относятся:

Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Московская область, города Санкт-Петербург и Москва.

 

.   .   .

 

Файлы для скачивания