​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Основные позиции профсоюзов по реформированию пенсионной системы


 Президенту
Российской Федерации
В.В. Путину

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

В связи с обсуждением Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым проинформировать Вас о своей позиции реформирования пенсионной системы.

Применение механизмов обязательного социального страхования, как эффективной формы социальной защиты, прежде всего, для наемных работников, прошло проверку временем и широко используется многими странами. Предлагаемые «Стратегией» шаги, направленные на укрепление и развитие социального страхования, при определенных условиях и последовательном проведении, могут обеспечить как положительные результаты, так и понимание работающего населения страны.

Реализация страховых подходов должна производиться па основе признания соответствующих Конвенций и Рекомендаций МОТ и, прежде всего, Конвенции № 102, основным критерием которой в области пенсионного страхования является обеспечение замещения заработка «типичного работника» ни уровне не менее 40 процентов при стаже работы 30 лет. Признание и принятие положений вышеназванной Конвенции позволит также усилить взаимосвязь труда (в том числе его условий) с уровнем будущего пенсионного (страхового) обеспечения работника через установление взаимозависимости размера страхуемого заработка и уровня гарантируемой выплаты.

Позицию ФНПР о невозможности обеспечения приемлемого уровня жизни пенсионеров без изменения политики заработной платы сегодня разделяют многие эксперты и специалисты. Низкий уровень оплаты труда у большинства наемных работников особенно в бюджетной сфере, создает значительные сложности в организации и осуществлении социального страхования. Поэтому в соответствии с условиями Конвенции № 102 представляется важным разобраться по каждой группе трудозанятого населения, определить каким должен быть размер страхового взноса, вносимого работодателем за наемного работника и период его уплаты. Необходимо также иметь в виду, что спецификой средств социального страхования является их строго целевое использование, что ставит в определенные рамки сегодняшнее гипертрофированное понимание солидарных принципов, и, соответственно, возможность их неограниченного перераспределения от одной группы застрахованных в пользу другой. Последовательным шагом будет и разграничение страхового и социально обеспечительного направления пенсионной системы, как по организационным, так и по финансовым компонентам.

Укрепление социальной страховой составляющей пенсионной системы требует единого подхода к формированию доходов системы, определению номенклатуры и уровня страхового обеспечения. Унификация условий уплаты страховых взносов, отказ от преференции отдельным группам, отнесение затрат по пенсионированию льготных категорий непосредственно на работодателей, располагающих рабочими местами с особыми условиями труда, может дать определенный эффект как для стабилизации финансового положения пенсионной системы, так и для повышения материального  положения пенсионеров и улучшения условий труда на предприятиях. Проведение работы по реформированию досрочного пенсионного обеспечения требует целого ряда организационных и правовых мер от экспертной оценки условий труда на каждом рабочем месте, попадающим под юрисдикцию «Списков», до предоставления Министерству труда Российской Федерации права (по аналогии с Госкомтруда) по толкованию условий отнесения к «Спискам» пли исключения из них, досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций и контроля деятельности организаций страховщиком данного вида. Кроме того, необходимо установить ответственность работодателя, располагающего такими рабочими местами, но не заключающего коллективный договор об условиях страхования работника, занятого на этих местах. Все это потребует создания новых и (или) дополнения действующих нормативных актов.

Представляется целесообразным исправление допущенной системной ошибки, связанной с включением накопительного элемента в пенсионную составляющую обязательного социального страхования. Объединение разных по своей правовой сущности систем не получило подтверждения эффективности ни в социальной, ни в экономической сферах. По оценке экспертов, единственным динамично развивающимся направлением в накопительной системе стал рост административных расходов.

Практическими шагами в этом направлении должно стать немедленное выведение накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования. С целью защиты прав застрахованных следует предусмотреть для них возможность самостоятельного распоряжения своими накоплениями, в диапазоне от передачи в страховую солидарную систему Пенсионного фонда Российской Федерации до размещения на депозитах. При этом, в случае передачи средств в негосударственный пенсионный фонд, последний должен заключить с застрахованным договор накопительного пенсионного страхования с указанием конкретного пенсионного плана.

Считая своевременной и необходимой работу по дальнейшему реформированию пенсионной системы в стране и поддерживая идею формирования многоуровневой системы пенсионного обеспечения, учитывающей потребности и возможности различных категорий наемных работников, ФНПР подтверждает свою готовность к конструктивному сотрудничеству по поиску, разработке и реализации эффективных решений.

 

Председатель ФНПР                                                              М.В. Шмаков

Файлы для скачивания