​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Что делать профорганизации, если против нее начали информационную войну

09.06.2016

Против кого вели информационные войны?

Последний пример – Качканарский ГОК. После того как профком потребовал индексации зарплат, его пытались изолировать от трудового коллектива, вывести из переговорного процесса, обвиняя в пустом пиаре и тратах забастовочного фонда, внушая работникам, что профсоюз им не нужен. Ранее информационная война против Уральского оптико-механического завода привела к тому, что в течение квартала не стало первички в 2,5 тыс. человек. Иногда профорганизация не понимает, что против нее ведется война. Поэтому «Солидарность» подготовила памятку профактивистам.

Что значит «информационная война»?

Информационная война – это навязывание чужих ценностей, чуждой идеологии в собственных интересах. В частности, «зарплата работника должна зависеть от производительности», «дайте работникам право выбора - трудиться по 12 или по 8 часов» - это идеология бизнеса, которая сегодня навязывается обществу в его интересах. «Профсоюз – лишнее звено, работники сами могут вести переговоры, профсоюз наживается на взносах» - это идеологические элементы информационной войны против профсоюза. И, как любая информационная война, они направлены на разжигание розни, стравливание, раскол, подмену ценностей и понятий.

Войной можно назвать ситуацию, когда разногласия между профорганизацией и работодателем стали такими, что работодатель видит решение проблемы только через прямое уничтожение профорганизации или через обретение стопроцентного контроля над ней.

Признаки того, что против вас ведут информационную войну:

  • информационный вакуум (профорганизации не предоставляется информация о реальном состоянии дел на предприятии, блокируется любая объективная информация о профсоюзе, а также попытки связаться с трудовым коллективом);
  • работодатель предлагает согласиться с ухудшением положения работников, подменяя объективные экономические показатели ссылками на общий кризис;
  • ущемляются права профорганизации, как исторически сложившиеся на данном предприятии, так и зафиксированные в Трудовом кодексе;
  • создается «иной представительный орган работников», подменяющий профсоюз;
  • инициируется смена руководства в профорганизации;
  • начата кампания по выходу работников из профсоюза.

Признаки того, что война возможна:

  • смена собственника или управленческого состава;
  • работодатель принимает непопулярные меры в отношении работников (массовые сокращения, ухудшение оплаты труда, трудового распорядка, снижение льгот, класса вредности);
  • работа профорганизации по жалобам членов профсоюза на работодателя;
  • переговоры по заключению нового коллективного договора;
  • избрание «не согласованного» с работодателем председателя профорганизации.

Самое важное условие для победы

Основная сила профорганизации – в активности и мотивации членов профсоюза. Если таких людей мало, если вас не поддерживают, то все остальные советы малоэффективны. Поэтому в мирный период системно занимайтесь информационной работой, в том числе агитацией и пропагандой. Во время войны это делать крайне сложно.

Что можно сделать заранее?

Если предыдущее условие выполняется, то вам также необходимо заранее:

  • обеспечить постоянную связь с членами профсоюза для быстрого информирования (собрать номера сотовых телефонов, е-мейлы, иметь доступ и влияние на работников через социальные сети);
  • собрать заявления от членов профсоюза о том, что они делегируют профорганизации право представлять их интересы в суде;
  • получить согласие от членов профсоюза на обработку их персональных данных;
  • собрать заявления от членов профсоюза об удержании профсоюзных взносов (оригиналы заявлений или заверенные копии должны быть не только в бухгалтерии, но и в профорганизации);
  • прописать в колдоговоре конкретный адрес (вплоть до номера кабинета) местонахождения кабинета профорганизации и номер телефона;
  • прописать в колдоговоре местонахождение информационных стендов.

Нужно ли атаковать самим?

Инициировать информационную войну не стоит: в войне несут потери все стороны. Если есть возможность, нужно договариваться. Но если идет атака на профорганизацию, обязательно нужно не только защищаться, но и атаковать самим.

Как защищаться от войны?

Для защиты нужно работать сразу по нескольким направлениям: внутри профсоюзной системы, в трудовом коллективе, с врагом, с внешним миром, со СМИ. Об этом расскажем подробнее.

Работа внутри профсоюзной системы:

  • о любых фактах возможной конфронтации (если есть хоть один признак того, что война возможна) необходимо оперативно информировать вышестоящую профорганизацию. И особенно важно это делать, если конфронтация уже началась;
  • с вышестоящей организацией обязательно нужно договориться о дальнейших действиях и соблюдать оговоренные сроки;;
  • собрать команду («профсоюзный спецназ») с четко распределенными ролями (журналист, юрист, координатор сетки и т.п.);
  • организовать профсоюзные акции солидарности (телеграммы, письма в интернете, другие массовые акции).

Работа в трудовом коллективе:

  • постоянно разъяснять свою позицию трудовому коллективу. Отсутствие или недостаток информации вызывает недоверие как к работодателю, так и к профорганизации;
  • защищать имидж профсоюзного лидера, потому что его обязательно попытаются дискредитировать (будут говорить, что он ворует профвзносы, не защищает интересы работников и т.п.);
  • выяснить, какие проблемы есть у разных групп работников (цех, отдел, подразделение) и работать над их решением, иначе эти группы могут не поддержать вас.

Работа с внешним миром:

  • использовать возможности различных соглашений о сотрудничестве с государственными органами и общественными организациями.

Работа со СМИ:

  • разработать с вышестоящей организацией единую идеологию и придерживаться ее во всех комментариях прессе;
  • поддерживать непрерывность потока информации о профорганизации в СМИ, создавая собственные инфоповоды;
  • мониторить, что о вас публикуют, и первыми оставлять комментарии к статьям и сообщениям в соцсетях и на форумах;
  • максимально использовать информационные возможности профсоюзной структуры (с помощью пресс-служб профорганизаций разных уровней разослать по их базам СМИ вашу информацию, размещать ее на профсоюзных сайты);
  • звать на помощь газету «Солидарность».