​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Цели СОУТ. Права и обязанности работодателей, работников и организаций, проводящих СОУТ. Полномочия Профсоюза

27.03.2017

В данном материале приводятся установленные законодательством права и обязанности работодателей, работников и организаций, проводящих СОУТ, а также полномочия Профсоюза. Приводятся цели, которые реализуются по результатам проведения специальной оценки условий труда и установленные в Федеральном законе от 28.12.2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о СОУТ).

 

Для более полного понимания целей, на реализацию которых направлена проводимая в медицинских организациях специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) и основных положений законодательства, связанных с применением результатов СОУТ, необходимо знать ряд определений.

Специальная оценка условий труда (ст. 3 Закона о СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке условий их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. (ст.209 ТК РФ)

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. (ст. 209 ТК РФ).

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов - сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды, и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным приказом Минтруда России от 24.01.2014г. № 33н.

Специальная оценка условий труда проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах с установлением классов условий труда.

Для работников необъективность результатов СОУТ может привести к приостановке права досрочного выхода на пенсию в связи с условиями труда, снижению или отмене предоставляемых гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда (повышенная оплата труда, сокращенная продолжительность рабочего дня, дополнительный отпуск), а также лишению права на получение молока или других заменяющие его продукты.

Проведение СОУТ в настоящее время осложнено несовершенством действующего законодательства и отсутствием конкретных рекомендаций по ряду возникающих проблемных ситуаций при организации и проведении СОУТ. Поэтому во многих медицинских организациях возникают вопросы: как определяется роль сторон, участвующих в проведении СОУТ, их права и обязанности; какие полномочия Профсоюза и т.д.

Ожидания работодателей и работников от итогов СОУТ не всегда и не во всем совпадают. Игнорирование законных требований представителей работников может привести к дополнительным затратам из-за отмены результатов СОУТ и её повторному внеплановому проведению из-за того, что необъективные результаты СОУТ невозможно применить для целей, в соответствии со статьей 7 Закона о СОУТ.

Статья 7 Закона о СОУТ устанавливает применение результатов проведенной СОУТ для:

  1. разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  2. информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  3. обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  4. осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  5. организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  6. установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  7. установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  8. расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  9. обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  10. подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  11. решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  12. рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  13. определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  14. принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  15. оценки уровней профессиональных рисков;
  16. иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Одна из социально значимых частей СОУТ – это установление компенсационных мер работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В связи с принятием Закона о СОУТ в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) внесены поправки, предусматривающие дифференциацию гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными(опасными) условиями труда в зависимости от степени вредности (опасности), а именно:

  • повышение оплаты труда работникам с вредными и (или) опасными условиями труда, - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст.147 ТК РФ);
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — для работников с вредными условиями труда 2-, 3- или 4-й степени либо опасными условиями труда, - продолжительностью не менее 7 календарных дней (ст.117 ТК РФ);
  • сокращенная продолжительность рабочего времени — для работников с вредными условиями труда 3- или 4-й степени или опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ).

На отраслевом уровне, с включением в коллективный договор и с обязательного письменного согласия работника ряд указанных компенсаций может осуществляться в денежной форме.

При этом в целях защиты прав работников переходными положениями законодательства предусмотрено сохранение работникам достигнутого по состоянию на декабрь 2013 г. объема предоставляемых гарантий и компенсаций при условии их занятости во вредных условиях труда.

С введением законодательства о СОУТ повышена роль социального партнерства в защите прав работников, занятых во вредных условиях труда. Так, в соответствии с внесенными изменениями в ТК РФ, конкретная продолжительность рабочего времени работника, занятого во вредных условиях труда, продолжительность его ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также конкретные размеры повышения его оплаты труда устанавливаются трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

С учетом финансово-экономического положения работодателя, в коллективном договоре следует предусматривать установление повышенных или дополнительных гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Как мы видим СОУТ является не только унифицированным инструментом предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда, но и важным механизмом реализации профилактических мероприятий в области охраны труда и здоровья работников на производстве.

При реализации целей по результатам СОУТ проводится работа, связанная с разработкой и реализацией мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.

Кроме того, для выполнения требований статьи 226 ТК РФ работодатель формирует План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации с указанием источников их финансирования, сроков исполнения и ответственных исполнителей. Его положения должны включать, в том числе мероприятия, определенные результатами СОУТ (по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования и технологических процессов, применению средств коллективной и индивидуальной защиты, оздоровительные мероприятия и др.).

 

Права и обязанности работодателей, работников и организаций, проводящих СОУТ.

Статья 4 Закона о СОУТ определяет права и обязанности работодателя в связи с проведением СОУТ.

Работодатель имеет право:

  • требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов ее проведения;
  • проводить внеплановую СОУТ в порядке, установленном Законом о СОУТ;
  • требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона о СОУТ;
  • обжаловать в порядке, установленном статьей 26 Закона о СОУТ, действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ.

Работодатель обязан:

  • обеспечить проведение СОУТ, в том числе внеплановой СОУТ, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 Закона о СОУТ;
  • предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона о СОУТ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения СОУТ и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);
  • не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения;
  • ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения СОУТ на его рабочем месте;
  • давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
  • реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ;
  • разместить на официальном сайте (при его наличии) сводные результаты СОУТ.

В законодательстве, статьёй 5 Закона о СОУТ, определены права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.

Работник имеет право:

  • присутствовать при проведении СОУТ на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту организации, проводящей СОУТ (далее - эксперт), с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 Закона о СОУТ.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ.

 

Права и обязанности организации, проводящей СОУТ.
(Ст. 6 Закона о СОУТ)

Организация, проводящая СОУТ, имеет право:

  • отказаться в порядке, установленном Законом о СОУТ, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
  • обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Организация, проводящая СОУТ, обязана:

  • предоставлять по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения СОУТ, а также давать работникам разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
  • предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 Закона о СОУТ;
  • применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
  • хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с Законом о СОУТ;
  • не приступать к проведению СОУТ либо приостанавливать ее проведение в случаях:
    • непредоставления работодателем необходимых сведений, документов и информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона о СОУТ, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения СОУТ;
    • отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Закона о СОУТ.

 

Полномочия Профсоюза.

В соответствии со статьями Закона о СОУТ выборные органы Профсоюза и профсоюзная инспекция труда имеют право:

  • Быть включенными в состав комиссии по проведению СОУТ и обладают всеми правами и обязанностями наравне с другими членами комиссии (ч. 2, 3 ст. 9 Закона о СОУТ);
  • Требовать от организации, проводящей СОУТ обоснования результатов проведения СОУТ (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона о СОУТ);
  • Направлять работодателю мотивированное предложение выборного органа первичной организации Профсоюза о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона о СОУТ);
  • Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением требований Закона о СОУТ (ст. 25 Закона о СОУТ). Данный вид контроля осуществляется инспекцией труда Профсоюза, которая имеет право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений, что закреплено в ч. 1 ст. 370 Трудового кодекса РФ;
  • Направлять требования об устранении выявленных нарушений. Согласно статьи 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Статьей 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определено право Профсоюза на ведение профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде «Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений».

В части 2 статьи 19 предусмотрено:

  • для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами;
  • профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Статьей 20 Федерального закона №10-ФЗ предусмотрены права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды:

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности;

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда в соответствии с федеральным законодательством;

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер;

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ до приведения условий труда в соответствие с действующими нормативными требованиями.

Работодатель, должностное лицо за неустранение нарушений несут ответственность, предусмотренную законодательством.

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

В Профсоюзе постановлениями Президиума ЦК Профсоюза утверждены:

  • Положения о технической и правовой инспекции труда ЦК Профсоюза;
  • Регламент проведения независимой экспертизы условий труда профсоюзными экспертами;
  • Положение об экспертном Совете при ЦК Профсоюза по условиям и охране труда.

 

Актуальная информация, касающаяся соблюдения прав работников при проведении СОУТ и полномочия представителей организаций Профсоюза для информирования работников медицинских организаций размещена на сайте Профсоюза и в издаваемом в помощь членам Профсоюза буклете ЦК Профсоюза.