​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Инновационные принципы и подходы к организации профсоюзной работы (из практики работы Челябинской областной организации Профсоюза)

Инновационные принципы и подходы к организации профсоюзной работы (из практики работы Челябинской областной организации Профсоюза)

30.01.2012

Эффективность обучения профсоюзных кадров и актива

Жизнь диктует свои приоритеты. В динамично развивающемся, постоянно меняющемся рыночном мире профсоюзная организация, как и любая другая, должна стремиться к повышению своей конкурентоспособности, а это невозможно без обучения кадров.

Необходимость обучения профсоюзных кадров и актива, проведение правового всеобуча для членов Профсоюза – это важнейшее направление нашей деятельности. Если мы сможем научить каждого члена Профсоюза отстаивать свои права в отдельности, то они смогут защищать свои права коллективно, а, значит, они будут способны на солидарные действия.

Если раньше обучались вплоть до одного месяца, неделя – это было самое малое. А сейчас три дня – максимум. Процесс сжался во времени, и требует большой концентрации учебного материала и новых подходов. Здесь невольно на ум приходит притча о человеке, который вместо еды дал голодному удочку и научил ловить рыбу. Ибо в этом вся суть позиции. По словам Г. Спенсера, великая цель образования – не знания, а действия.

Мы выбираем, как правило, активные формы обучения, те темы, которые дают возможность саморазвиваться и самоорганизовываться. Наш профактив получает «удочку» в виде профсоюзных знаний, на занятиях мы добиваемся повышения их профессионализма и компетентности, уровня информированности, знаний и методов по защите социально-экономических интересов работников, даем мотивацию профсоюзной активности, когда начинать нужно, прежде всего, с себя. Возможно, в этом и заключается инновационный характер профсоюзного обучения.

Никто не говорит, что это просто! Еще ощущается воздействие старой педагогической парадигмы, со всеми присущими ей недостатками: догматический тип обучения, лекционная форма проведения занятий, отрыв обучения от жизни, преобладание технократического мышления, ориентация на усвоение готовых знаний и индивидуальные формы работы. А если к этому добавить инертность профсоюзных работников и активистов, предпочитающих идти по старому накатанному пути, используя старые неэффективные методы обучения!

Но современной профсоюзной организации требуется лидер, обученный мыслить и работать по-новому. То есть, способный сохранять позитивные традиции и видеть перспективы, умеющий создать успешную команду единомышленников, отстаивать права работников и выстраивать партнерские отношения с работодателями и властью.Для него важно быть с руководителем на равных, являться достойным оппонентом, общаться и договариваться с ним на одном языке.

Диалог, а не монолог, тренинги, ролевые и деловые игры, «круглые столы», проблемные семинары, практические занятия и т.д. – это то, что с интересом осваивают профсоюзные лидеры сегодня. Подтверждением этому могут служить ответы участников обучения на вопрос анкеты обратной связи «Что Вам понравилось в процессе обучения?»: «запомнилась атмосфера, в которой легко и приятно было работать», «не жалко времени», «равноправный разговор», «думаю, что обучение прошло не зря, постараюсь некоторые вещи применять на практике», «просьба продолжить проведение подобных занятий», «возможность обменяться опытом, познакомиться с новыми людьми».

Как же это работает в жизни? В октябре прошлого года в рамках обучения кандидатов в тренеры-преподаватели по методике «Научи учителя» проводился тренинг, целью которого было изучение основ методики преподавания и использования активных методов обучения, изучение основ психологии, риторики и физиогномики.

Работа с метафорой является необходимым элементом организационного построения тренинга, когда каждый участник переносит свое внутреннее представление о ком-либо или чем-либо во внешний мир. Перед группой была поставлена двойная задача: символически изобразить профсоюзного преподавателя и профсоюзного слушателя. С точки зрения слушателей семинара, профсоюзный преподаватель может ассоциироваться с «Буревестником», «Солнцем», «Говорящей головой с длинным языком», «Молотобойцем». Слушателя изобразили в виде: «Чистого листа», «Цветов», «Чайника», «Цепочки вопросов», «Уха», «Глаза», «Головы».

Казалось бы, игра, но это «развивающая игра», это знакомство – начальное восприятие занятия, от которого зависят последующие результаты.

Следующий этап тренинга – мозговой штурм, давший возможность создавать новые оригинальные творческие идеи в атмосфере раскованного психологического микроклимата в малых группах. Каждая из трех подгрупп работала над своей темой.

Так, в первой подгруппе вывели «Трудности (проблемы) в профсоюзном обучении», причем группа представила проблему в двух аспектах: трудности при обучении профсоюзных лидеров и трудности при обучении рядовых членов Профсоюза, отметив общие особенности для тех и других.

Вторая подгруппа работала над «Требованиями, предъявляемыми к профсоюзному преподавателю». В результате работы группы появился перечень с одной стороны деловых, профессиональных качеств профсоюзного преподавателя, а с другой стороны его личностные качества.