​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

«Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Законодательные аспекты»

«Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Законодательные аспекты»

30.01.2009

 

Материал для участия в Парламентских слушаниях

Комитета по охране здоровья Государственной Думы РФ

на тему «Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.

Законодательные аспекты»

 

Представляется, что любая Концепция развития отрасли, какая бы хорошая и полная она ни была, не будет реализована в полном объеме, если в ее реализации не будут заинтересованы непосредственные исполнители.

Разработчики обсуждаемого сегодня проекта Концепции предприняли попытку отразить необходимость решения проблем медицинских работников.

Нельзя не отметить, что достаточно полно отражены вопросы качества подготовки специалистов, повышения их квалификации.

Есть надежда, что, наконец, сдвинулось «с мертвой точки» решение проблемы страхования профессиональной ответственности медицинских работников, о необходимости которого мы говорим много лет.

Но если оценивать проблему кадров в полном объеме, то, пожалуй, положительные моменты на этом кончились.

Необходимость повышения статуса врача и среднего медицинского персонала, осознания медицинским работником потенциала профессии и ее перспектив, значимости для общества обозначена в Концепции, но пути достижения этой цели, с нашей точки зрения, не раскрыты.

Думаю, что значимость профессии должны осознать не столько сами медицинские работники, сколько государство, общество. И именно в Концепции должны быть обозначены и раскрыты пути для этого, с указанием правовых и нормативных актов, которые позволят обеспечить решение этих проблем.

Разумеется, самый больной вопрос – оплата труда.

Да, в концепции обозначена сложившаяся ситуация и есть общая позиция о необходимости совершенствования условий оплаты труда, исходя из обеспечения увязки размеров заработной платы с результатами деятельности.

Но давайте посмотрим, какая конечная цель при этом ставится – всего лишь достижение среднего уровня заработной платы по стране. И это на весь период реализации Концепции – до 2020 года.

Думаю, ни одного медработника не может удовлетворить такая постановка вопроса, и вряд ли это та цель, достижение которой должно обеспечить государство, если мы на самом деле имеем в виду повышение престижности профессии медика, соответствие уровня его материальной обеспеченности социальной значимости труда и степени высочайшей ответственности за результаты труда, привлечение в отрасль молодежи, что позволит разрешить уже реально сложившуюся проблему старения кадров.

С нашей точки зрения, наконец, необходимо заявить о необходимости принципиального, кардинального повышения уровня оплаты труда в среднесрочном и долгосрочном периоде.

А на первых этапах, необходимо, действительно, обеспечить доведение средней зарплаты в отрасли до средней в промышленности и предусмотреть соответствующие средства в бюджетах всех уровней для индексации сложившегося уровня заработной платы с учетом уровня инфляции.

Мы сегодня говорим о законодательном обеспечении деятельности здравоохранения. Думаю, в Рекомендациях наших слушаний необходимо включить позицию о внесении соответствующих изменений в Федеральный бюджет на 2009 год и на период до 2011года, ведь на 2009 год средства на эти цели не предусмотрены вовсе, а проектировки 2010 и 2011 годов явно не соответствуют масштабу инфляции.

Это, коротко, что касается размеров заработной платы.

Но нельзя забывать еще об одной важнейшей проблеме оплаты труда, которая приобрела огромную актуальность именно в последний период.

Я имею в виду правовую основу исчисления заработной платы.

Представляется , что эта ситуация является замечательным примером того, как большое начинание, в целом абсолютно необходимое, может негативно отразиться в отдельных сферах.

Речь идет о разграничении полномочий органов управления разных уровней в решении социальных вопросов.

К чему привела реализация этого законодательства в бюджетной сфере в целом, и, в частности, в здравоохранении!?.

Утрачена единая – отраслевая система оплаты труда. Каждый субъект РФ, каждое муниципальное образование, более того, каждое учреждение, определяет свои условия оплаты труда работников.

Разумеется, и эти условия, и размер заработной платы полностью зависят от финансовых возможностей учредителя.

Нельзя не отметить, что здесь складывается парадоксальная ситуации еще в одном аспекте. Требования к специалистам, их квалификационные характеристики едины, стандарты оказания медицинских услуг также едины во всей стране, мы переходим к единым тарифам в систем ОМС – эта позиция «красной нитью» проходит через обсуждаемую Концепцию.

А оплата труда специалистов в этих единых достаточно жестких рамках профессиональной деятельности будет различна!

Разве это не пример дискриминации работников по территориальному признаку? Думаю в стенах Государственной Думы уместно говорить об этом!

Еще более неприемлема ситуация, когда складывается одинаковый уровень оплаты труда санитарки, медсестры и даже врача. Еще вчера эта ситуация была неактуальна в нашей отрасли, а сегодня она реальна и обусловлена ростом МРОТ, т.к. практически повсеместно дополнительные средства на его увеличение в 1.88 раза с 1 января с.г. в полном объеме не выделены. Учитывая направленность государственной политики на его последующее увеличение, необходимо уже сейчас предусмотреть правовой механизм обеспечения дифференциации уровней оплаты труда разных категорий работников с обеспечением гарантированного финансирования этого механизма.