​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Обращение к Председателю Комитета по охране здоровья Государственной Думы ФС РФ Сергею Калашникову

16.01.2012

 

Председателю Комитета по охране здоровья

Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации

С.В.Калашникову

 

 

Уважаемый Сергей Вячеславович!

 

Профсоюз работников здравоохранения РФ обращается к Вам в связи с серьезной озабоченностью ситуацией, складывающейся в сфере реализации кадровой политики в здравоохранении.

Несмотря на официальные заявления всеми ветвями власти о необходимости взаимосвязи и взаимообусловленности экономической и социальной политики в стране, формирование рыночных отношений в здравоохранении не подкрепляется реальными мерами по повышению крайне низкого уровня социально-экономической защищенности работников отрасли, а комплекс мероприятий в рамках модернизации здравоохранения, в т.ч. в части повышения размеров оплаты труда, не носит системного и комплексного характера.

Считаем, что в рамках совершенствования нормативной правовой базы в сфере здравоохранения, в числе первоочередных мероприятий, необходимо:

1. Предусмотреть формирование системы стандартов по оплате труда работников здравоохранения в целях обеспечения единства подходов к определению минимально гарантированных размеров составных частей заработной платы, в частности, должностных окладов, компенсационных выплат (повышенной оплаты за вредные условия труда и за условия труда, отклоняющиеся от нормальных), выплат стимулирующего характера, с учетом специфики деятельности работников.

Реализация данного положения потребует внесения изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Внести изменения в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие обязательность установления Правительством Российской Федерации по согласованию с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, как федеральных государственных гарантий по оплате их труда.

При этом размеры базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по первой профессиональной квалификационной группе должностей, для занятия которых к работникам предъявляются минимальные требования к квалификации, не должны устанавливаться ниже утверждаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда.

3. В целях определения и конкретизации понятия и структуры минимального размера оплаты труда, внести изменения в статью 129 Трудового кодекса РФ, восстановив в статье 133 Трудового кодекса РФ положение о том, что оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников учреждений бюджетной сферы должны устанавливаться на уровне не ниже утверждаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда.

4. В целях выполнения требований Трудового кодекса РФ по повышению реального содержания заработной платы работников в соответствии с ростом потребительских цен и тарифов, в т.ч. при переходе на новые механизмы финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, с учетом Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» определить в законодательном порядке экономически обоснованные механизмы индексации заработной платы.

5. При формировании основных направлений бюджетной политики, социально-экономического развития страны на долгосрочный период и на очередной плановый период предусмотреть:

  • комплекс мер по поэтапному кардинальному увеличению размеров оплаты труда работников здравоохранения, исходя из степени социальной значимости, ответственности и напряженности их труда, уровня профессиональной подготовки, необходимости повышения престижности профессии медицинского работника;
  • разработку и внедрение статистических форм отчетности, отражающих показатели среднемесячной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений не только по виду деятельности, но и по различным категориям работников, с выделением руководителей учреждений, по учреждениям различных форм собственности и типам учреждений, а также показатели среднемесячной заработной платы работников в расчете на штатную должность. В условиях значительного дефицита кадров специалистов, обусловившего большой объем вторичной занятости работников, данная норма позволит обеспечить объективный подход к оценке реального положения в сфере оплаты труда работников;
  • изменение подходов к финансовому обеспечению деятельности системы здравоохранения, исходя из необходимости обеспечения требований ВОЗ по финансированию общественного здравоохранения – не менее 5.5% ВВП;
  • Реализация этой нормы потребует внесения соответствующих изменений в федеральный бюджет на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, предусматривающий снижение расходов консолидированного бюджета на здравоохранение.6. Одним из обязательных условий реформирования здравоохранения должна стать разработка и утверждение комплекса соответствующих стандартов не только по объемам и качеству медицинской помощи, но и по финансовому обеспечению медицинских услуг (медико-экономические стандарты), которые должны служить основой для утверждения государственных (муниципальных) заданий для бюджетных и автономных учреждений, а также для определения объемов сметного финансирования казенных учреждений.

Реализация этой нормы потребует внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие организацию медицинской помощи, обязательного медицинского страхования, а также совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений.

7. В рамках реализации конституционных прав граждан на социальные услуги, а также на минимально гарантированный государством уровень социальной защищенности работников, который должен быть обеспечен комплексом минимальных государственных социальных стандартов, предлагаем разработать «социальный пакет» для медицинских работников и предусмотреть в нем: санаторно-курортное оздоровление; бесплатное оказание высокотехнологической медицинской помощи; перечисление денежных средств на основе коллективных договоров на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу при формировании объемов бюджетных ассигнований, направляемых на обеспечение функций федеральных органов исполнительной власти и на финансовое обеспечение государственного задания, устанавливаемого федеральным государственным учреждениям).

8. Рассмотреть вопрос о возможном изменении законодательства в части исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за последний год, предшествующий году наступления страхового случая.