​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Рассмотрение проектов программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации вступило в завершающую фазу

Рассмотрение проектов программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации вступило в завершающую фазу

29.03.2011

В ноябре-декабре прошедшего 2010года проекты программ модернизации здравоохранения всех субъектов РФ были рассмотрены Межведомственной рабочей группой, сформированной при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации; специалисты аппарата отраслевого Профсоюза принимали участие в этой работе на постоянной основе. Как следует из заключений Рабочей группы, практически все региональные программы нуждались в доработке, что и было предложено сделать субъектам РФ в кратчайшие сроки.

В январе — марте с.г. рассмотрение доработанных проектов программ модернизации здравоохранения субъектов РФ вступило в завершающую стадию. Высокий уровень обсуждения — постоянно действующее Совещание у вице-премьера Правительства РФ А.Д. Жукова — свидетельствует о серьезном внимании, которое уделяется этому вопросу руководством страны.

Председатель Профсоюза М.М. Кузьменко принимал участие в проведении этих Совещаний, а специалистами аппарата Профсоюза была проделана большая работа по анализу проектов программ. При этом в экспертных оценках каждой из программ ЦК Профсоюза продолжал отстаивать вопросы, связанные с необходимостью усиления комплекса мер по защите профессиональных, трудовых и социально-экономических прав и интересов работников отрасли, отмечая, что решение этих вопросов не нашло полного отражения в подавляющем большинстве рассматриваемых материалов, в расчетах и финансовом обеспечении реализации программ, а прогнозируемое повышение заработной платы работников не позволит в предстоящий период принципиально изменить ситуацию в этой части.

Следует отметить, что и на этом этапе рассмотрения подавляющее большинство программ были признанными требующими соответствующей доработки.

В этой связи руководство Профсоюза в очередной раз обратилось к руководителям региональных организаций Профсоюза о необходимости их непосредственного участия в доработке программ в целях более полного учета интересов работников здравоохранения. Одновременно для сведения и использования в работе были направлены на места выводы Минздравсоцразвития России и информация, подготовленная аппаратом Профсоюза, по проектам программ каждого региона, а также обобщенные замечания ЦК Профсоюза, которые переданы в Минздравсоцразвития России для обсуждения на Совещаниях в Правительстве РФ (приводятся в этом материале.)

Важным событием при рассмотрении проектов программ и подведении итогов работы постоянно действующего Совещания в Правительстве РФ стало состоявшееся в г. Рязани 11 марта с.г. выездное совещание у Председателя Правительства РФ В.В.Путина, что еще раз подчеркивает важность и государственную значимость региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и высокую степень ответственности при их реализации. Как отметил В.В.Путин, «…это крупные федеральные средства, направленные на то, чтобы решить острейшие проблемы в сфере здравоохранения».

Председатель Профсоюза М. Кузьменко озвучил и на этом совещании позицию Профсоюза о необходимости, в рамках доработки и реализации указанных программ, принципиального изменения подходов к реализации кадровой политики в отрасли, повышения престижности профессии медицинского работника, и, в первую очередь, кардинального увеличения размеров оплаты труда, что нашло принципиальное понимание и поддержку Путина В.В.

Оценивая важность и актуальность направлений модернизации в части укрепления материально-технической базы учреждений и внедрения современных механизмов информатизации оказания медицинской помощи, М.М. Кузьменко подчеркнул, что реализация этих направлений должна обеспечить не только повышение качества и доступность медицинской помощи населению, но и совершенствование рабочих мест самих медицинских работников, обеспечение безопасных условий их труда.

Одновременно с рассмотрением проектов программ модернизации здравоохранения на федеральном уровне проводится большая работа по разработке пакета правовых нормативных актов, регламентирующих механизм финансового обеспечения их реализации. Так, Постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 г. № 85 предусмотрено, что из средств, направленных на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, 70% должно быть направлено на оплату труда специалистов.

В настоящее время ЦК Профсоюза подготовил Информационный бюллетень с обобщением утвержденной в настоящее время нормативной базы по данному вопросу. Информационный бюллетень будет направлен руководителям региональных организаций Профсоюза.

 

 

Общие замечания по проектам программ модернизации
здравоохранения субъектов РФ

 


1. Обращает на себя внимание низкий уровень удовлетворенности населения медицинской помощью, рост этого показателя на планируемый период 2011-2012 годов незначителен и не предусматривает принципиальное изменение отношения граждан страны к качеству и организации медицинской помощи.

2. В значительной части субъектов РФ сохранится дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

3. Практически во всех проектах Программ уделяется недостаточное внимание решению кадровых проблем:

  • планируемое сокращение дефицита кадров специалистов не решит принципиально данную проблему, в т.ч. по приоритетному направлению развития медицинской помощи – амбулаторно-поликлиническому звену; серьезную озабоченность вызывает сохранение значительного дефицита кадров в службе скорой помощи;
  • отсутствует анализ перспективы сокращения коэффициента совместительства, величина которого значительна в большей части рассматриваемых субъектов РФ, что не позволяет оценить в полной мере эффективность планируемой работы по укомплектованию штатов специалистов;
  • отсутствует конкретный анализ потребности в соответствующих кадрах специалистов по профилям деятельности; по типам учреждений, их размещению (село, город), а также конкретный план подготовки и переподготовки специалистов на базе соответствующих образовательных учреждений; не во всех Программах указывается конкретные источники финансового обеспечения этой подготовки, переподготовки, специализации;
  • в условиях усиления концентрации ресурсов здравоохранения на базе специализированных отделений, межрайонных центров, слияния маломощных ЛПУ на базе ЦРБ, не планируется работа (не отражена в проектах Программ) по использованию кадров специалистов, работающих в настоящее время в реорганизуемых учреждениях, функции которых будут переданы вновь созданным учреждениям;
  • не отражен комплекс мер по принципиальному изменению подходов в регионах по привлечению кадров специалистов, в т.ч. для работы на наиболее проблемных в части обеспеченности специалистами участках, на селе, для привлечения молодежи; ликвидации диспропорции в объемах видов стационарной и амбулаторно-поликлинической видов помощи; их социальному обустройству; источники и размеры финансового обеспечения этих мероприятий.

4. Требуют более пристального внимания вопросы оплаты труда работников здравоохранения, которые в ряде проектов Программ обозначаются как в значительной степени определяющие проблему неукомплектованности кадров специалистов. Однако, комплексный подход по их разрешению отсутствует:
- планируемое повышение заработной платы работников не позволит в предстоящий период принципиально изменить ситуацию в этой части; не указан механизм повышения, периодичность, правовая основа и источники повышения;
- не во всех проектах Программ определены объемы финансовых средств, направляемых на установление стимулирующих выплат за качество работы врачебного и среднего медицинского персонала амбулаторно-поликлинического звена; доля этих средств от субсидий ФФОМС, выделяемых по данному направлению модернизации; конкретные размеры выплат по категориям работников; механизм увязки выплат с показателями эффективности и качества деятельности;
- неясен механизм повышения заработной платы работникам стационарных подразделений:
работникам, участвующим в реализации стандартов медицинских услуг – не отражается, в каком объеме будет заложена заработная плата в стоимости стандарта;
иным категориям работников стационарных подразделений – необходимо указать механизм повышения, увязка с тарифом услуги в системе ОМС.


Отдел экономической работы и оплаты труда
аппарата ЦК Профсоюза