​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Участие отраслевого Профсоюза в реализации Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ

29.03.2011

 

В настоящее время на федеральном уровне практически завершено формирование нормативной правовой базы по реализации данного закона. В рамках участия в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ЦК Профсоюза принимал участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных государственных органов.

 

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что основной объем работы по формированию правовой нормативной базы по реализации ФЗ-83 для государственных (муниципальных) учреждений предстоит в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

Учитывая, что предстоящая реформа в значительной степени затронет интересы работников системы здравоохранения, региональным, первичным организациям Профсоюза необходимо совместно с соответствующими органами законодательной и исполнительной власти принимать участие в планировании данной работы и разработке соответствующих проектов территориальных нормативно-правовых актов, а также уставных документов учреждений.

Так, при определении типа учреждения, формировании порядка изменения типа государственных (муниципальных) учреждений необходимо оценить, в первую очередь, возможности функционирования конкретного учреждения в новых условиях хозяйствования.

Позиция Профсоюза должна быть при этом ориентирована на необходимость организационного и финансового обеспечения реализации прав работников на осуществление профессиональной деятельности, сохранение рабочих мест, недопущение необоснованного сокращения штатной численности и увеличения нагрузки на работников, создание условий для соответствующего уровня материального обеспечения и социальной защищенности работников.

При этом надо иметь в виду специфику правовой основы деятельности каждого типа учреждения. Важнейшим фактором является тот факт, что субсидиарная ответственность учредителя сохраняется только за деятельность казенного учреждения. Вместе с тем, при этом казенное учреждение, осуществляя разрешенную предпринимательскую деятельность (платные услуги), будет лишено возможности самостоятельно использовать эти средства, которые будут поступать в соответствующий бюджет. Таким образом, необходимо оценить, насколько это повлияет на сложившуюся в настоящее время практику направления средств от платных услуг (в случае их осуществления) на деятельность учреждения, в т.ч. на повышение заработной платы работников, увеличение доли стимулирующих выплат в структуре заработной платы, на решение через коллективный договор вопросов социальной защиты, оздоровления работников, охраны труда и т.д.

Деятельность автономных учреждений регламентирована Федеральным законом от 03.11.2006г. № 174-ФЗ с учетом дополнений и изменений, внесенных ФЗ-83. Представляется очевидным, что по типу автономного учреждения будут реформироваться наиболее подготовленные к осуществлению предпринимательской деятельности учреждения, исходя из специфики их деятельности и категорий обслуживаемого населения.

Таким образом, особого внимания требует формирование нормативной базы деятельности бюджетных учреждений, которые исключены из числа получателей бюджетных средств и за деятельность которых снимается субсидиарная ответственности учредителя.

Деятельность их по оказанию услуг, относящихся к основным видам деятельности, осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

Исходя из этого, бюджетные учреждения системы здравоохранения будут участвовать в реализации как государственного (муниципального) задания, от чего они не могут отказаться, так и программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью территориальной программы госгарантий. При этом финансовое обеспечение оказания медицинских услуг будет осуществляться в виде субсидий бюджета соответствующего уровня, исходя из подчиненности учреждения, и страхового возмещения расходов на оказание услуг из средств обязательного медицинского страхования.

Эту организационную и финансовую специфику здравоохранения следует учитывать при рассмотрении вопросов определения типов учреждений и формирования нормативной базы их деятельности.

Так, для учреждений, деятельность которых осуществляется в рамках ОМС, их необходимо решать, исходя из соответствующей правовой базы организации обязательного медицинского страхования, которая в настоящее время регламентируется федеральным законом от 29.11.2010г. № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Закон вносит принципиальные изменения в основы финансового обеспечения деятельности учреждений, в частности, переход на полное возмещение из средств ОМС расходов на оказание медицинских услуг, правовое формирование системы гарантий в части установления размеров платежей на неработающее население соответствующими органами исполнительной власти, определение основных направлений расходования в 2011-2012 годах дополнительных средств системы ОМС, сформированных за счет увеличения тарифа страховых взносов с 2011 года до 5.1. % и т.д.

Для учреждений, не участвующих в реализации Программы ОМС, или выполняющих ряд услуг, не входящих в программу ОМС, принципиально важными являются вопросы формирования государственного (муниципального) задания, его состава, видов и объемов медицинских услуг, исходя из потребности населения с учетом специфики деятельности учреждения, определения показателей, характеризующих условия оказания услуги, а также показателей оценки качества и результатов.

При определении размеров субсидий из бюджета соответствующего уровня основополагающим является порядок определения нормативов затрат на оказание услуг, исходя из реальной потребности возмещения всех расходов учреждения, с учетом обеспечения качества оказываемых услуг, предусмотренных стандартами и клиническими протоколами, а также нормативов затрат на содержание имущества.

В этой связи необходимым представляется решение вопроса о ежегодной (иной периодичности) индексации размеров указанных нормативов затрат и размеров субсидий в целом, с учетом объективных показателей роста цен и тарифов на товары и услуги.

Законом предусмотрено расширение полномочий бюджетных учреждений в части пользования государственным, муниципальным имуществом.

Представляется важным установление Порядка определения видов особо ценного движимого имущества данных учреждений высшим исполнительным органом государственной власти субъектов РФ и местной администрацией, а также Перечней этого имущества соответствующим учредителем. Учитывая, что бюджетное учреждение может передавать, в качестве учредителя или участника, иное имущество, не отнесенное к особо ценному, а также денежные средства, целесообразно также определить направления деятельности организаций, которым это имущество или денежные средства передаются. Представляется, что в этом случае иные организации также должны в определенной степени способствовать реализации целей и задач в сфере охраны здоровья.

Участие представителей Профсоюза в определении подходов к имущественному комплексу целесообразно, т.к. сохранение в учреждении имущества, специального оборудования фактически будет способствовать обеспечению прав специалистов на осуществление профессиональной деятельности, сохранению рабочих мест.

Законом предоставлено право бюджетных учреждений на оказание платных услуг по основным видам деятельности, сверх установленного задания. В этой связи принципиально важным представляется порядок определения Учредителем платы за данные услуги, которая должна учитывать как платежеспособность граждан, так и необходимость финансового возмещения расходов учреждений на оказание этих услуг.

О расширении сфер деятельности бюджетных учреждений свидетельствует также тот факт, что им предоставлено право осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными.

В этой связи существенным этапом реализации Закона является утверждение Уставов учреждений, в которых должны быть зафиксированы все виды деятельности, в т.ч. иные, их соответствие достижению основных целей, ради которых учреждение создано.

Требуют особого внимания вопросы оплаты труда работников, в первую очередь, индексации размеров заработной платы.

Задача профсоюзов – предусматривать необходимые средства в бюджетах всех уровней для индексации заработной платы казенных учреждений на местах, т.к. подобная норма предусмотрена Законом для федеральных казенных учреждений.

Что касается бюджетных учреждений, исключенных из числа получателей бюджетных средств, то с целью реализации ст. 134 ТК РФ, нормы об индексации заработной платы работников бюджетных учреждений, исходя из полномочий субъектов РФ и муниципальных образований, могут быть предусмотрены в рамках принятия на местах нормативных актов по реализации Закона либо в региональных Соглашениях.

Кроме того, должны быть своевременно проведены расчеты по определению суммы средств на заработную плату работников, занятых на выполнении государственного (муниципального) задания и программы ОМС, для включения ее в сумму субсидии на соответствующий год при формировании бюджета и учета при формировании тарифов на медицинские услуги.

Предметом рассмотрения Профсоюза на стадии определения подходов к реформированию отрасли должны стать также вопросы возможного высвобождения большого числа работников, что обусловлено рыночными условиями хозяйствования бюджетных и автономных учреждений, а также ограниченными финансовыми возможностями бюджетов для сметного финансирования казенных учреждений в условиях отсутствия в их самостоятельном распоряжении средств от платных услуг. На переобучение, трудоустройство и социальное обустройство высвобождаемых работников может потребоваться значительный объем финансовых средств, что необходимо предусматривать в соответствующих бюджетах.

Оценивая значение решения этих вопросов для населения, гарантий обеспечения их конституционных прав на бесплатную медицинскую помощь, необходимо иметь также в виду и аспект, напрямую влияющий на обеспечение гарантий возможности реализации прав медицинских работников на профессиональную деятельность, их занятости, объемов нагрузки, сохранение штатной численности, создание условий для достойного уровня оплаты труда, решение проблем их социальной защищенности, оздоровление, реализацию комплекса мер по охране труда и технике безопасности и т.д., что требует участия Профсоюза в решении этих вопросов.

Аппаратом Профсоюза был подготовлен и письмом от 16.07.2010г. № 01-03-Г/375 направлен в региональные организации анализ основных положений Федерального закона с целью доведения до профсоюзных кадров и профсоюзного актива сути происходящих реформ и участия региональных, первичных организаций в реализации Закона.

Указанные материалы размещены также на официальном сайте Профсоюза.

 

 

Отдел экономической работы и оплаты труда
аппарата Профсоюза