​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

Совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

29.03.2011

Краткий анализ основных положений Федерального закона от 08.05.2010г. № 83-ФЗ рекомендуемый для использования в практической работе совместно с руководителями органов законодательной и исполнительной власти, органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований, учреждений здравоохранения. 

1. Бюджетные, автономные и казенные учреждения. Сравнительная характеристика

В Бюджетном послании 25 мая 2009г. Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации было отмечено, что целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные учреждения.

В последующем это нашло отражение в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07. 10. 2009 и Плане мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009 - 2010 годах, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 03.12.2009 № 1862-р.

Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным было отмечено, что целью предстоявшей реорганизации является повышение качества и эффективности услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств; снятие устаревших и избыточных ограничений в работе социальных учреждений страны; переориентация их на запросы и интересы граждан России. Отмечалось, что для бюджетных учреждений будут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описанием их объема, требований качества, условий их предоставления (из выступления на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России (14 мая 2010 г.)

Во исполнение поставленной задачи и реализации намеченной цели Федеральным законом от 19.05.2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон) были внесены изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов Российской Федерации.

Данный Закон существенно изменил регулирование статуса государственных и муниципальных учреждений, задал новые рамки для функционирования государственного и муниципального бюджетного сектора.
Следует отметить, что Закон носит рамочный характер.

Его реализация потребовала только на федеральном уровне уточнения 80 действующих нормативных актов и разработки 14 новых.

Именно в связи с этим, Законом устанавливается переходный период, в течение которого бюджетные учреждения с расширенным объемом прав будут функционировать в прежнем правовом режиме. Все изменения, предусмотренные законом, в полном объеме начинают действовать с 1 июля 2012 года. А до этого периода остаются без изменений:

  • правовое положение учреждений– казенные и бюджетные учреждения действуют по одним и тем же ранее принятым правилам;
  • действуют ранее принятые нормативные акты;
  • лицевые счета учреждений не переоткрываются;
  • внебюджетные доходы казенных учреждений в бюджет не зачисляются

Вместе с тем, лимиты бюджетных обязательств доводятся до бюджетных учреждений в порядке, установленном Минфином, в разрезе групп и статей классификации операций сектора государственного управления. Соответственно, смета бюджетного и казенного учреждения на 2011 год также должна быть сформирована по укрупненным статьям КОСГУ.

Основными характерными особенностями бюджетного учреждения до введения Закона являются:

  • принадлежность к некоммерческим организациям;
  • наличие собственника (учредителя);
  • выполнение определенных собственником управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;
  • закрепление имущества на праве оперативного управления;
  • полное или частичное финансирование собственником;
  • субсидиарная ответственность собственника по обязательствам учреждения.

Согласно изменениям, внесенным в статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) с 01.01. 2011 года все государственные или муниципальные учреждения будут существовать в одном из трех типов: бюджетное, казенное, автономное.

Согласно данному Закону тип бюджетного учреждения существенно изменяется. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетные учреждения перестают быть участниками бюджетного процесса и приобретают черты, схожие с типом автономного учреждения.

В статусе бюджетных учреждений происходят следующие изменения:

  • отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения;
  • изменяется механизм финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по выполнению государственного задания;
  • полученные доходы не являются доходами бюджета, остаются

в распоряжении учреждения и должны направляться на достижение целей, ради которых учреждение создано;

  • расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением особо ценного движимого имущества);
  • расширение самостоятельности по использованию средств, полученных из бюджета;
  • заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени.

Казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Тип казенного учреждения предполагает, что:

  • учреждение будет финансироваться из бюджета на основании бюджетной сметы;
  • по его долгам будет нести субсидиарную ответственность учредитель;
  • учреждение будет ограничено в возможности проявления инициативы, в том числе в возможностях по ведению приносящей доход деятельности и распоряжению имуществом, денежными средствами, созданию иных юридических лиц, получению займов, кредитов и т.п.

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг, в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах: науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, иных сферах, установленных федеральным законодательством.

Сравнительная характеристика по основным критериям, названных трех типов государственных и муниципальных учреждений, представлена в следующей таблице.