​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Резолюция об укреплении молодежных гарантий и пересмотре борьбы с безработицей среди молодежи

Резолюция об укреплении молодежных гарантий и пересмотре борьбы с безработицей среди молодежи

21.07.2020

Принята на заседании Исполнительного комитета 2-3 июля 2020 года

Краткое изложение основных моментов

Цель настоящей резолюции – предоставить анализ существующей схемы на основе опыта членов ЕКП, а также рекомендации относительно дальнейших шагов по ее укреплению, в том числе с учетом новых неотложных проблем, вызванных пандемией.

· Членские организации ЕКП, а также независимые эксперты определили основные недостатки, связанные с внедрением Молодежных гарантий в государствах-членах. Наиболее актуальными проблемами являются: 1) низкое качество предложений в рамках схемы; 2) обеспечение своевременного вмешательства на протяжении обещанного четырехмесячного периода; 3) плохие стратегии охвата молодежи, наиболее удаленной от рынка труда (не имеющей доступа к образованию, трудоустройству или профессиональной подготовке (НОТП).

· ЕКП рассматривает нынешнюю ситуацию и стремительный рост безработицы среди молодежи в качестве прямых последствий структурных реформ и мер жесткой экономии, введенных после финансового кризиса в 2009 году. Неолиберальная политика, содействие гибкости рынка труда, либерализация систем защиты занятости и ослабление системы социальной защиты и институтов коллективно-договорного регулирования привели к крайнему дефициту достойных рабочих мест для молодежи. ЕКП будет выступать против любого аналогичного так называемого «решения» в предстоящий период и призывает к активизации участия социальных партнеров на европейском, национальном, отраслевом и корпоративном уровнях в разработке, реализации и оценке схемы.

· ЕКП настаивает на том, чтобы все меры по восстановлению, а также запланированные ранее европейские программы, имели долгосрочную перспективу и ставили благополучие граждан в центр. Крупные инвестиции в общественные услуги и помощь частным компаниям должны сопровождаться финансовой дисциплиной (без выплаты дивидендов, выкупа акций, премирования руководителей, уклонения от уплаты налогов и агрессивного налогового планирования) и социальной ответственностью (поддержание и создание рабочих мест с качественными условиями труда).

· Система Молодежных гарантий может позволить сделать вклад в создание качественных рабочих мест и обеспечение стабильности для молодежи, в частности, путем взаимодействия с другими европейскими инициативами, такими как: 1) Европейская опора социальных прав; 2) Повестка дня профессиональных навыков; 3) Европейская инициатива по минимальной заработной плате; 4) Европейский «зеленый» курс.

· ЕКП призывает создать обязательную структуру критериев качества, совместно разработанную и внедренную социальными партнерами для всех предложений в рамках схемы Молодежных гарантий. Улучшение показателей НОТП в отдельной стране не является первостепенной задачей, поскольку предлагает лишь частичную картину. Ни при каких обстоятельствах Молодежные гарантии не должны способствовать социальному демпингу, демпингу заработной платы и нестабильной занятости среди молодежи.

· ЕКП призывает инвестировать соответствующие финансовые ресурсы из национальных бюджетов и бюджетов ЕС в обеспечение реальной интеграции уязвимой молодежи в быстро меняющийся рынок труда. Необходимо вернуться к Европейской инициативе в области занятости как отдельной системе, позволяющей коалиции заинтересованных сторон (в частности, ООП, профсоюзов и НПО) осуществлять вмешательство в случае кризиса, а также предотвращать его.

1. Введение и суть вопроса

Сегодня, двенадцать лет спустя после финансового кризиса, положение молодежи остается сложным. Временная занятость, нестандартные контракты, гражданско-правовые договоры, заменяющие обычную занятость, принудительная самозанятость, платформенная занятость с низкими доходами, отсутствие базовой социальной защиты и дискриминация по возрасту по-прежнему остаются нормой для миллионов молодых людей, пытающихся пробиться на рынок труда. Рост уровня занятости среди молодежи в последние годы был ниже чем среди пожилых людей[1]. Многим молодым людям все еще трудно найти работу, адекватно отражающую их образование и устремления, социально регулируемую, достаточно оплачиваемую и обеспечивающую достойные условия труда.

· Молодежные гарантии – это структурный механизм борьбы с безработицей и бездеятельностью молодежи. Государства-члены взяли на себя обязательства добиться того, чтобы все люди в возрасте до 25 лет получали качественные предложения работы, непрерывного образования, ученичества или стажировки в течение четырех месяцев после того, как они стали безработными или завершили формальное образование.

Рекомендация Евросовета о создании Молодежных гарантий[2] была принята в 2013 году, когда уровень безработицы среди молодежи составлял 24% в ЕС и более 50% в отдельных его государствах-членах, при этом 7,5 млн. молодых людей (в возрасте 15-24 лет) не имели доступа к образованию, трудоустройству или профессиональной подготовке (НОТП).

· В ряде независимых оценок были подтверждены проблемы, о которых сообщили членские организации ЕКП. В докладах Еврокомиссии и Европейской аудиторской палаты о реализации Молодежных гарантий был выявлен ряд недостатков, в частности, низкое качество предложений работы, проблемы с обеспечением своевременных предложений работы на протяжении четырехмесячного периода, установленного а рекомендациях Евросовета и слабые стратегии охвата программой Молодежных гарантий молодых людей, испытывающих наибольшие трудности при выходе на рынок труда (НОТП).[3]

· В своем письме Председатель Еврокомиссии фон дер Ляйен просила еврокомиссара Шмита «укреплять Молодежные гарантии».

С тех пор об этой инициативе было объявлено в Сообщении от 14 января 2020 года «Сильная социальная Европа для справедливого перехода»,[4] в котором изложены различные направления действий по построению социальной Европы в последующий пятилетний период. В Сообщении от 11 декабря 2019 года о Европейском «зеленом» соглашении было объявлено, что Молодежные гарантии будут актуализированы ​​с целью расширения возможностей трудоустройства в условиях «зеленой» экономики.

Ожидается, что этот документ, не относящийся к законодательству, будет анонсирован в июне 2020 года и останется единственным инструментом, ориентированным на молодежь и ее возможности в программе ЕС.[5]

· Параллельно с этими событиями беспрецедентный кризис, связанный со вспышкой COVID-19, парализовал Европу, жизнь всех ее граждан, производственные цепочки и рынки труда. Опыт, а также последние данные подтверждают, что молодежь является одной из наиболее пострадавших от пандемии категорий населения, и ожидается, что уровень безработицы среди молодежи превысит печально известный рубеж 2009 года.[6]

Цель настоящей резолюции – предоставить анализ существующей схемы на основе опыта членских организаций ЕКП, а также рекомендации по дальнейшим шагам по укреплению схемы, в том числе с учетом новых требований, спровоцированных пандемией.

2. Аналогичные проблемы – безработица среди молодежи и COVID-19

Имеет место немалое сходство между последствиями нынешней пандемии и глобального финансового кризиса, оказавшего значительное влияние на безработицу среди молодежи в последнее десятилетие: экономика находится в рецессии, молодежь – в первых рядах потерявших работу и тех, чьи зарплаты были урезаны. Политики поспешно ищут средства, которые бы повернули ситуацию в нормальное русло. Крайне важно анализировать последние события на рынке труда не как подобные, а как несвязанные явления. Вместо этого необходимо осознать, что нынешняя ситуация является прямым следствием неудовлетворительных мер, принятых для преодоления прошлого кризиса. Нынешняя пандемия обнажила чрезвычайную нестабильность и несправедливость нашего мира труда. Есть несколько причин, по которым молодежь более уязвима чем другие категории населения:

· структурные реформы – широко известные сегодня как меры жесткой экономии – введенные во время и в период после последнего финансового кризиса, привели к увеличению гибкости рынка труда и ослаблению систем защиты занятости, социальной защиты и институтов коллективно-договорного регулирования. Исследования показывают, что эти меры не привели к увеличению занятости в Европе, а лишь к большей нестабильности и, следовательно, социальной изоляции.[7] Ситуация повторяется сейчас, когда мы наблюдаем, как отсутствие связей и опыта молодых работников затрудняет им поиск другой, достойной работы, и их можно легко заставить работать с меньшей социальной и юридической защитой;

· на протяжении последнего десятилетия ЕКП продолжала повышать осведомленность о постоянном развитии нетипичных и нестандартных форм занятости. Этот кризис особенно затрагивает молодых работников, чрезмерно представленных в «нестандартных формах занятости», таких как неполная, временная или гиг-занятость. Такие рабочие места зачастую низкооплачиваемы, с нерегулярными рабочим временем, лишены гарантий, им характерна минимальная социальная защита или ее отсутствие (оплачиваемый отпуск, пенсии, больничные и т.д.) Зачастую подобная работа не дает права на пособие по безработице или краткосрочную занятость;

· молодежь как правило работает в секторах и отраслях, особенно уязвимых для пандемии COVID-19. В 2018 году примерно каждый третий молодой работник государств-членов Евросоюза работал в таких секторах, как туризм, оптовая и розничная торговля, размещение и питание (в качестве продавца, шеф-повара, официанта и пр.), которые, согласно прогнозам, являются одними из худших среди предприятий, пострадавших от COVID-19.[8] Эти сектора характеризуются большой концентрацией рабочих мест с частичной занятостью, сезонными нестандартными контрактами, высокой долей иностранных граждан, работающих в секторе, и, к сожалению, также незадекларированной работой.[9] В частности, это может влиять на молодых женщин, поскольку они составляют более половины лиц моложе 25 лет, занятых в упомянутых секторах.

Чтобы избежать ошибок прошлого и защитить нынешнее и будущие поколения Европы, ЕКП настаивает на том, что все меры по восстановлению, а также запланированные ранее европейские программы имели долгосрочную перспективу и ставили в основу благополучие граждан. Массовые вложения в общественные услуги и помощь частным компаниям должны зависеть от финансовой дисциплины (без выплаты дивидендов, выкупа акций, премиальных вознаграждений, уклонения от уплаты налогов и агрессивного налогового планирования) и социальной ответственности (поддержание и создание рабочих мест с качественными условиями труда).

3. Молодежные гарантии как инструмент построения социальной Европы

Социальная Европа является давним притязанием как нынешнего, так и прошлого состава Еврокомиссии.[10] Нынешняя пандемия ярко обнажила реальность того, что труд в Европе лежит на плечах граждан и трудящихся, работающих сверхурочно, плохо оплачиваемых и в плохих условиях. Это реальный и очевидный стимул для европейского института выполнить обещание построить социальную Европу и обеспечить адекватную защиту и возможности найти стабильность и достойную работу для всех и каждого.

До начала пандемии уровень безработицы среди молодежи неуклонно снижался. Тем не менее, заинтересованные стороны, в том числе социальные партнеры и национальные органы мониторинга, предупреждают, что большая часть молодежи, работающей в условиях нестандартной занятости, покидает свои страны, поступает на учебу или учится.[11]

Молодежные гарантии – единственная политика, пытающаяся решить проблему молодежной занятости в большинстве государств-членов, не смогла ограничить развитие нестандартной занятости в последнее десятилетие. Некоторые государства-члены использовали их для сокрытия показателей безработицы, предоставляя низкокачественные стажировки. Росту нестабильности среди молодежи способствует отсутствие социальной защиты у большинства молодых людей. Будучи лишенной какого-либо дохода, молодежь соглашается на любую временную или нестандартную занятость и получает постоянные контракты в более старшем возрасте чем предыдущие поколения.

Политика, осуществляемая в рамках стратегии Молодежных гарантий, исходит из того, что молодежи, ищущей работу, или не охваченной занятостью и заканчивающей школу, не хватает подготовки и навыков для поиска работы. Это, безусловно, является лишь одной из сторон проблемы. Вместе с тем, сосредоточив внимание лишь на этом аспекте, единственными инструментами, доступными для органов государственной власти, были: развитие стажировок на предприятиях, поддержка обучения ищущих работу и охват незанятых и зачастую удаленных от рынка труда лиц. Предполагалось, что в контексте восстановления экономики работа имеется, но молодежь не может ее найти. Однако существуют также структурные проблемы, которые необходимо учитывать наряду с личными, которые могли бы объяснить проблемы при поиске работы. Безработица среди молодежи не возникла из ниоткуда. Он усугубилась после кризиса 2008 года, потому что предприятия решили прекратить наем работников, а если и нанимают молодежь, то по временным контрактам. Органы государственной власти сосредоточили свое внимание на улучшении предложения рабочей силы, то есть возможностях трудоустройства молодежи, тогда как спрос на рабочую силу со стороны компаний оставался недостаточным. Органы государственной власти делают ставку на восстановление экономики, что позволяет нанимать по контракту более профессионально подготовленных молодых людей. Для некоторых из них эта схема обучения и стажировки, возможно, стала плюсом, но тенденция сохраняется: большинство предприятий больше не предлагают постоянные контракты тем, кто входит в сферу труда, и ситуация будет лишь ухудшаться после кризиса COVID-19.

Укрепление Молодежных гарантий будет способствовать созданию качественных рабочих мест и стабильности для молодежи, с учетом ограничений предыдущей схемы. Однако реализация этого должна следовать другому подходу в поиске прочных связей с другими европейскими инициативами.

Взаимодействие с Европейской опорой социальных прав

· Во взаимодействии с Европейской опорой социальных прав укрепление Молодежных гарантий должно обеспечить надлежащую социальную защиту молодежи, чтобы избежать роста риска бедности и нестандартной занятости. В принципе, молодежь может пользоваться практически всеми видами программ и политик социальной защиты, за исключением пенсий по возрасту. На практике, однако, молодежи нередко отказывают в доступе, а некоторые категории имеют лишь частичный доступ к социальной защите или вовсе исключены из нее (например, временные и сезонные работники, работники по вызову и почасовые работники, работники, нанятые агентствам по временному трудоустройству, работающие по гражданско-правовые договорам и выполняющие мини-задания). Нередко нестандартные работники сталкиваются с трудностями при соблюдении необходимых требований (например, временные рамки, период выплаты взносов и т.д.), затрудняющих получение пособий и прием на работу и приводящих к социальной изоляции. Необходимо расширять и укреплять системы социального обеспечения, чтобы удовлетворять столь необходимое стремление и потребность молодежи в финансовой автономии.

· Еврокомиссия должна провести исследование и изучить связь между работающей молодежью, лишенной социальной защиты, и нестандартной занятостью молодежи. Еврокомиссия может отслеживать лазейки во всеобщем доступе к социальной защите и качественным рабочим местам во всей Европе. Молодежь вынуждена соглашаться на незащищенную занятость в различных странах, однако точные данные отсутствуют. В ЕС существует множество видов договоров, не предусмотренных законодательством о занятости, вследствие чего работники не имеют права на отпуск, гарантии занятости и/или выплаты, получаемые благодаря уплате взносов социального страхования. Эти проблемы затрагивают большое, но неизвестное количество молодых работников. Нельзя допускать, чтобы новые предложения по Молодежным гарантиям ухудшили ситуацию.

· Большинство трудящихся ЕС до сих пор не имеют письменного подтверждения своих условий труда или, по крайней мере, не получают всю необходимую им информацию или не получают ее своевременно. Это касается, в частности, «нетипичных» или «временных» работников, таких как работники «по вызову», работающие по почасовым контрактам ​​(без указания конкретного количества часов или времени работы) или нерегулярные работники, в частности в таких секторах, как сельское хозяйство, гостиницы, общественное питание, образование и здравоохранение. Это также касается конкретных категорий работников, таких как домашние работники и стажеры. Нестандартная занятость лишает людей стабильности, необходимой для принятия долгосрочных решений и планирования своей жизни. ЕКП считает, что нестандартные контракты и категории работников, не обеспечивающие доступ к социальной защите, должны быть запрещены и заменены гарантиями минимального рабочего времени, обеспечивающими таким работникам социальную защиту.

· Для обеспечения равных возможностей для молодежи необходимо улучшить в будущей схеме охват ее наиболее уязвимых категорий. Молодые безработные являются неоднородной группой, поэтому необходимо в значительной степени расширить охват безработных «со стажем» (НОТП «со стажем»). Факты свидетельствуют о том, что наиболее уязвимые категории имеют меньшую вероятность воспользоваться программами Молодежных гарантий.[12] ЕКП поддерживает централизацию услуг в рамках так называемого «единого окна». Тем не менее, мы категорически против централизации таких услуг лишь в столицах и крупных городах. Создание подобных пунктов обслуживания требует значительных инвестиций в общественные услуги, а также в пространство и ресурсы, способствующие сотрудничеству заинтересованных сторон (включая профсоюзы, НПО и ОГО), имеющему решающее значение для охвата, руководства и помощи бенефициарам.

· Укрепление Молодежных гарантий должно осуществляться с учетом реального положения рабочей силы в Европе, а их охват расширен на всю молодежь в возрасте до 30 лет. Укрепление также необходимо, поскольку это единственный способ охватить тех, чье положение продолжает оставаться нестабильным вследствие кризиса 2009 года, а также тех, кто пока не смог воспользоваться Молодежными гарантиями.

· Разработка, внедрение, мониторинг и оценка Молодежных гарантий должны осуществляться в сотрудничестве с социальными партнерами.

Взаимодействие с Повесткой дня профессиональных навыков

· В соответствии с реакцией ЕКП на актуализацию Еврокомиссией Повестки дня профессиональных навыков, существует насущная необходимость включить в них изменение климата и цифровой переход. С целью предотвращения безработицы и привлечения рабочей силы необходимо обеспечить равный доступ к высококачественным и инклюзивным условиям профессиональной подготовки работников, независимо от их договорных прав, возраста или пола. Национальные законодательства должны требовать от предприятий создания качественных планов профессиональной подготовки, согласованных с профсоюзами, для обеспечения того, чтобы профессиональная подготовка осуществлялась в рабочее время, если с социальными партнерами не согласовано иное, и была бесплатной для работников. Отраслевые социальные партнеры имеют наилучшие возможности для поиска реальных решений, оказывающих действенное воздействие.

· Укрепление Молодежных гарантий должно продвигать и предоставлять средства для подтверждения и признания профессиональной подготовки, включая неформальное и неофициальное обучение, с целью повышения уровня квалификации. Молодежь должна иметь равный доступ к обучению на рабочих местах независимо от стажа работы и вида трудового договора.

· Изменение климата, энергетический переход, демографические изменения, цифровизация и технологические изменения являются новыми проблемами, стоящими перед рынком труда. Молодежь нуждается в эффективной поддержке, чтобы справляться с изменениями на рынке труда, ей необходимо повышать квалификацию и осуществлять переквалификацию, чтобы справиться с переменам. Во многих европейских странах дефицит квалифицированных работников прогнозируется в будущем или имеет место уже сегодня. Настало время готовить квалифицированных работников завтрашнего дня. Схема Молодежных гарантий может и должна способствовать этому.

Взаимодействие с Европейской инициативой по минимальной заработной плате

· ЕКП верит в солидарность поколений и справедливое обращение с молодежью, которая должна иметь такое же право на хорошо оплачиваемую, безопасную и качественную работу, как и другие работники. Минимальная заработная плата и неоплачиваемые стажировки для молодежи должны быть объявлены вне закона. Как указано в ответе, первая фаза консультаций с социальными партнерами в соответствии со статьей 154 ДФЭС о возможных действиях, направленных на решение проблем, связанных со справедливой минимальной заработной платой. Лучший инструмент для достижения справедливой заработной платы – это защита, укрепление и продвижение автономного отраслевого и межотраслевого коллективно-договорного регулирования. Любая инициатива ЕС в этой области должна способствовать укреплению национальных моделей коллективно-договорного регулирования при полном уважении автономии социальных партнеров. Это не должно вести к негативным последствиям для трудящихся и профсоюзов.

· ЕКП готова сделать свой вклад во второй этап консультаций, исходя из того, что мы будем решительно выступать против любого пересмотра политики жесткой экономии, заключающейся в сокращении заработной платы или ограничении коллективно-договорного регулирования, что уже наблюдалось молодыми работниками всей Европы в качестве средства работодателей от пандемии.

Взаимодействие с Европейским «зеленым» соглашением

· Чтобы охватить молодежь отдаленных районов, необходимо содействовать социальному диалогу на региональном и местном уровнях и создавать прочные связи с региональными стратегиями планов справедливого перехода. Эти планы должны включать создание качественных рабочих мест, а также укрепление общественных услуг и инфраструктуры. Уделение внимания лишь повышению предпринимательских навыков в отдаленных районах ограничено и не ведет к стабильному улучшению ситуации.

Взаимодействие с Европейским семестром

· В рамках Европейского семестра – цикла координации экономической, фискальной политики и политики занятости ЕС – следует уделять дальнейшее внимание положению молодых работников с точки зрения занятости и профессионального обучения, а также образования. Таким образом, Европейская стратегия занятости, реализуемая в рамках Европейского семестра, должна быть сосредоточена на качественных рабочих местах. Ее также можно использовать для мониторинга применения Критериев качества укрепления Молодежных гарантий с помощью Социального табло, которое также используется в рамках Европейского семестра в привязке к интеграции Европейской опоры социальных прав. Таким образом, нынешнее участие профсоюзов на европейском и национальном уровнях – также подлежащее укреплению – в Европейском семестре через ППСС (представителя профсоюзов по связям с семестром) позволяет усилить взаимодействие с Европейским семестром.

Взаимодействие с европейским социальным диалогом

· Можно наладить связь с Рабочей программой европейского социального диалога на 2019-2021 годы, учитывая внимание европейских социальных партнеров к вопросу улучшения работы рынков труда и социальных систем – с акцентом на НОТП, – а также профессиональных навыков и умений. Можно предусмотреть дальнейшее взаимодействие со следующей Рабочей программой европейского социального диалога на период после 2021 года, переговоры по которой еще не начались, в сотрудничестве с Комитетом социального диалога ЕКП.

Взаимодействие с Детскими гарантиями

· Укрепление Молодежных гарантий можно обеспечить путем взаимодействия с Детскими гарантиями, которые будут предложены Еврокомиссией в будущем, но уже предусмотрены в ее Рабочей программе, поскольку ключевой их частью станет образование. Что касается досрочного прекращения обучения, то связь между Детскими и Молодежными гарантиями может быть полезна для дальнейшего выявления и охвата молодежи, нуждающейся в поддержке, и для более эффективного решения проблемы НОТП, которая считается одним из их основных недостатков. Взаимодействие с Детскими гарантиями позволит также улучшить переход от учебы к трудовой деятельности.

4. Система критериев качества укрепления Молодежных гарантий

Свобода ассоциации и коллективно-договорное регулирование являются основной точкой доступа к достойным условиям труда и другим преимуществам, и во многих секторах это наиболее распространенный способ определения заработной платы. Доступ трудящихся к профсоюзам является стимулом для улучшения и применения всех других трудовых прав. Поэтому свобода ассоциации имеет решающее значение для предотвращения нестандартной занятости и улучшения условий труда лиц, занятых в условиях нестандартной занятости.

Был выявлен ряд проблем, связанных с реализацией Молодежных гарантий, различных в разных странах. Отсутствие критериев и контроля качества считалось основным препятствием на пути их успешной реализации. Принятие предложений в рамках системы Молодежных гарантий позволяет государствам-членам достичь своих статистических целей, но не является целью программы. На самом деле (см. раздел 2) это ведет к росту нестабильности на рынке труда и ослабляет позиции молодежи.

Предполагаемая цель Молодежных гарантий состояла в том, чтобы предоставить молодым безработным работу, ученичество, стажировки или дополнительное образование. Вместе с тем, часть задач была быстро забыта рядом государств-членов. В некоторых из них более 60% мероприятий, связанных с Молодежными гарантиями, касаются программ стажировки.[13]

В Структуре критериев качества, содержащейся в Приложении I к настоящему документу, перечислены минимальные требования, которые должны соблюдаться работодателями и учебными заведениями при рассмотрении вопроса предоставления субсидий. Чтобы гарантировать улучшение качества предложений в рамках схемы укрепления Молодежных гарантий, социальные партнеры должны обсудить и внедрить механизма контроля.

· ЕКП призывает, чтобы критерии качества стали требованием ко всем предложениям в рамках Молодежным гарантиям. Кроме того, механизм совместного программирования и контроля должен стать элементом укрепления Молодежных гарантий при активном участии социальных партнеров всех уровней в процессе разработки критериев и реализации механизмов контроля.

· Критерии качества предложений в рамках Молодежных гарантий должны быть обязательными для всех учебных заведений. Поскольку используются государственные деньги, первостепенное значение имеет контроль качества предложений. Молодежные гарантии – это политика, направленная на борьбу с безработицей среди молодежи, а не субсидирование работодателей.

· В государствах-членах с более высокой долей выпускников школ, досрочно прекративших образование, и НОТП с низким уровнем образования или без профессиональной квалификации, доля стажировок в общем количестве мер должна быть ограничена механизмом обусловленности, чтобы избежать «эффекта демпинга» для контрактов ученичества.

5. Финансовые ресурсы

Риторика восстановления экономики иллюстрировалось лишь ростом ВВП, а не повышением благосостояния трудящихся. Сейчас, когда экономика находится в рецессии, мы не можем повторить ранее апробированные и неудачные решения. Меры жесткой экономии все еще оказывают огромное негативное влияние на большинство секторов, включая общественное обслуживание. До пандемии у молодежи было меньше возможностей получить качественную работу. Высокий уровень НОТП в разных государствах-членах был явным признаком того, что трудный период для молодежи не закончился.

В свете нынешней пандемии и ее влияния на рынок труда и благосостояние граждан нам необходим европейский бюджет, способствующий построению социальной Европы.

Инициатива Молодежных гарантий и молодежной занятости была утверждена в 2013 году в качестве «мер по преодолению кризиса» для решения проблемы стремительного роста безработицы среди молодежи. Бюджет ЕС был разработан таким образом, чтобы дополнять национальные ресурсы. Однако недостаток финансирования привел к достаточно слабому охвату, низкокачественным предложениям и недостаточному мониторингу результатов. На этот раз проблемы молодежи, вероятно, будет намного более серьёзными, и мы не сможем справиться с ними, располагая меньшими ресурсами.

В МФПР на 2021-2027 годы Европейский социальный фонд должен продолжать играть ключевую роль как в поддержке создания новых качественных рабочих мест, так и содействии социальной интеграции. Мы считаем, что ЕСФ остается основным инструментом поддержки рабочих мест в ЕС, позволяющим людям всех возрастов получать лучшую работу и предоставляющим более справедливые возможности трудоустройства. В свете проблем, вызванных пандемией, финансирование ЕСФ должно быть существенно увеличено. Участие профсоюзов в реализации ЕСФ, предусмотренное Европейским кодексом поведения партнеров в рамках Европейских структурных и инвестиционных фондов, должно быть расширено на финансовый инструмент ЕС, предназначенный для укрепления Молодежных гарантий в МФПР на 2021-2027 годы. Это обеспечит совместное программирование и эффективный мониторинг их реализации и может быть использовано для мониторинга применения критериев качества.

Чтобы стать эффективным, регулирование рынка труда, направленное на сокращение нестандартной занятости, должно быть включено в более широкий политический пакет. Для обеспечения справедливого перераспределения и справедливых возможностей всем и каждому необходимы финансовые ресурсы, а также меры по ограничению влияния крупных корпораций на правительства.

· ЕКП призывает инвестировать соответствующие финансовые ресурсы из национальных бюджетов и бюджета ЕС для достижения реальной интеграции уязвимой молодежи в быстро меняющийся рынок труда. ЕКП приветствует предложение Европарламента инвестировать в рамках ЕСФ+ не менее 3% во всех государствах-членах и не менее 15% в тех странах, в которых уровень НОТП выше среднего по ЕС или равен 15%. Вместе с тем, мы призываем возобновить Европейскую инициативу по обеспечению занятости в качестве отдельной системы, позволяющей коалиции заинтересованных сторон (в частности, ППО, профсоюзам и НПО) осуществлять вмешательство в случае кризиса, а также предотвращать его.

· ВВП не является правильным показателем оценки благосостояния общества. Точно так же, часто используемый показатель НОТП нередко вводит в заблуждение информацией о положении молодежи в той или иной стране. Несмотря на то, что этот показатель информирует о количестве людей, не имеющих доступа к образованию, трудоустройству или профессиональной подготовке, он не предоставляет данные о большом количестве молодежи, работающей: 1) в условиях вынужденной неполной занятости;[14] 2) покинувшей страну в поисках достойной работы (вынужденная мобильность); 3) имеющей незадекларированную работу; 4) работающей, но живущей в бедности.[15] Молодежный комитет ЕКП призывает к трехстороннему диалогу с целью разработки и внедрения новых критериев перераспределения бюджетов ЕС, предназначенных для борьбы с безработицей среди молодежи.

· ЕКП продолжает выступать за введение налога на финансовые операции, который составит всего лишь 0,1% с операции с акциями, облигациями или деривативами, что сделает небольшие и высокоскоростные операции менее привлекательными, затронув главным образом высокочастотную торговлю.

· Сбалансирование государственных бюджетов не может быть достигнуто путем дальнейшего обнищания обездоленных. Учитывая, что состояние миллиардеров, которых в 2019 году в мире насчитывалось всего 2153 человека, превышает состояние 4,6 миллиарда человек,[16] налог на имущество и наследство должен учитываться в процессе перераспределения государственных бюджетных средств и финансирования инклюзивных обществ.

· Настало время закрыть налоговые убежища, повысить прогрессивность налогообложения, обеспечить соблюдение налогового законодательства, увеличить налог на прирост капитала и расширить базу налогообложения. Это необходимо для того, чтобы сократить разрыв между частным капиталом и обнищавшими слоями населения. Налоговая конкуренция и налоговые льготы, ведущие к нарушению трудовых прав, а также погоня за иностранными инвестициями должны быть прекращены и заменены согласованной налоговой политикой, в особенности в отношении многонациональных компаний. Финансовые учреждения, принимающие участие в обеспечении уклонения от налогов или работающие в налоговых убежищах, должны быть лишены государственных субсидий и отстранены от управления государственными средствами, в том числе пенсионными фондами.

Государство, в большинстве обществ, является крупнейшим закупщиком и инвестором. Оно нередко предоставляет большое количество льготных кредитов бизнесу. Помимо законных механизмов продления, государственные контракты должны использоваться для содействия качественной занятости. Компании, нарушающие свои обязательства работодателей или использующие субподряды для подрыва трудовых стандартов, должны быть исключены из всех государственных тендеров.

6. Выводы

Евросоюз вновь находится под пристальным вниманием и решительным давлением, поэтому должен продемонстрировать гражданам, что проект ЕС основан не только на едином рынке, но скорее на солидарности и обществе, в котором мы вместе сильнее и сообща сможем предложить стратегии преодоления последствий пандемии.

Молодежь и работники, особенно пострадавшие от кризиса COVID-19, должны признать, что европейское решение принесет необходимое облегчение и что меры, принимаемые государствами-членами, призваны поддержать их благополучие и стремление к стабильности.

Чтобы добиться долгосрочных социальных изменений, профсоюзы должны оставаться в центре и возглавить социальные движения, требующие перемен. Несмотря на глубокий экономический кризис, появилась возможность объединить массовые протесты и мощную институциональную власть и опыт, чтобы превратить недовольство и разочарование в реальных переменах.

ЕКП и ее членские организации готовы бороться за право всех трудящихся на достойные рабочие места. Мы хотим продолжить наше успешное сотрудничество с национальными и европейскими институтами и воспользоваться этим моментом, чтобы предложить качественные рабочие места, ученичество, стажировки или дополнительное образование молодым безработным в ситуации, которую многие прогнозируют лишь в виде мрачных сценариев. Мы извлекли уроки из прошлого, и на этот раз не должны никого оставить в стороне!

Молодежные гарантии – это инструмент с большим потенциалом, но он может быть успешным лишь в том случае, если оценка текущей программы будет приниматься всерьез и в ее разработке, реализации и отчетности в будущем будут участвовать отраслевые, национальные и европейские социальные партнеры.

 

Приложение I. Комплекс критериев оценки качества укрепления Молодежных гарантий

Критерии субсидирования занятости и стажировок

Ввиду отсутствия европейской правовой базы обеспечения качества стажировок, отсутствия интеграции в учебные курсы и перспективы сертификации навыков, стажировки, выходящие за рамки официальных требований к образованию, потенциально увеличивающие нестабильное положение молодежи и оказывающие «эффект демпинга» на стандартные трудовые соглашения (например, замена работников на постоянных контрактах стажерами), должны контролироваться, предотвращаться и наказываться. Поэтому мы предлагаем следующие критерии, которые должны выполняться каждым работодателем, получающим субсидии на создание качественных рабочих мест.

Чтобы иметь право на участие в программе Молодежных гарантий, работодатель должен:

· соблюдать законодательство и коллективные соглашения (отсутствие недавних нарушений);

· соблюдать налоговое законодательство;

· соблюдать ограничение количества субсидий в зависимости от общего числа занятых работников;

· нанять определенное количество работников, прежде чем получить право на очередную субсидию;

· назначить ответственного за начальную подготовку и прогресс каждого нового работника;

· не использовать субсидии для найма молодого работника на должность ​​(для выполнения обязанностей), с которой ранее был уволен постоянный работник.

Чтобы иметь право быть предложенными в рамках Молодежных гарантий, работа или стажировка должны отвечать следующим обязательствам:

· Соглашение в письменном виде

· Продолжительность работы.

· Ожидаемое рабочее время или время присутствия на работе.

· Описание роли и задач.

· Зарплата (работника)/компенсация (стажера).

· Оценка результатов обучения в соответствии с Европейской и национальными рамочными программами повышения квалификации (в случае стажировки).

· Информация о действующих коллективных трудовых соглашениях и профсоюзах, представленных на рабочих местах.

• Зарплата работника

В случае полной занятости заработная плата не должна быть ниже чем заработная плата, установленная коллективным соглашением, медианным доходом или национальной или отраслевой минимальной заработной платой, чертой бедности ЕС, в зависимости от более благоприятного варианта.

В случае неполной занятости заработная плата должна быть адаптирована в соответствии с отработанным рабочим временем.

• Рабочая среда и условия труда

Работодатель должен обеспечить достойные условия труда, включая приспособленное и доступное рабочее помещение со всеми необходимыми инструментами и материалами. Если того требует работа, выполняемая работником, принимающая организация должна предоставить средства индивидуальной защиты. Рабочее место должно соответствовать стандартам охраны труда в соответствии с национальным законодательством, коллективными и/или отраслевыми соглашениями, иными обязательными документами.

Работникам должно предоставляться время отдыха в соответствии с национальным законодательством или отраслевым коллективным соглашением. Ограничение продолжительности рабочего дня в неделю, перерывы на отдых, минимальный период ежедневного и еженедельного отдыха должны соответствовать принципу 10 Европейской опоры социальных прав (здоровая, безопасная и надлежащим образом адаптированная рабочая среда и защита данных), статьям 2 (о праве на справедливые условия труда) и 31 (о честных и справедливых условиях труда) Хартии основных прав Европейского союза и Директивы ЕС о рабочем времени (2003/88/EC).

В случае отпуска по уходу за ребенком, несчастного случая или продолжительной болезни работники имеют право вернуться на работу в принимающей организации на изначальную или подходящую альтернативную должность.

Работники должны иметь доступ к системам рассмотрения жалоб, чтобы иметь возможность сообщать о нарушениях. Системы рассмотрения жалоб должны быть обеспечены принимающей организацией, представителем профсоюзов на предприятии или третьей стороной.

• Социальная защита и страхование

Работники должны быть включены в систему социального обеспечения независимо от срока действия договора. Все работники на субсидируемой должности должны иметь право на:

· пособие по безработице;

· медицинскую страховку;

· оплачиваемый отпуск по болезни;

· страхование от несчастных случаев.

Критерии качественного образования

Обеспечение надлежащей среды обучения, переподготовки и повышения квалификации бенефициарам Молодежных гарантий должно быть надлежащим образом согласованно с учреждениями профтехобразования, системами социального обеспечения и политикой занятости на государственной службе для стимулирования недостаточно представленных или слабых категорий на рынке труда с гарантией переоценки заработной платы в случае повышения квалификации. В процессе предложения возможностей получения образования бенефициару или укрепления Молодежных гарантий должен также учитываться ряд нижеследующих критериев.

• Профориентация и мониторинг

В процессе предложении возможностей получения образования или обучения бенефициару должен быть исключен единый подход для всех. Молодежь представляет собой достаточно разноликую категорию, которая, с одной стороны характеризуется как наиболее образованное поколение в истории,[17] а с другой стороны включает в себя представителей наиболее уязвимых и маргинализированных категорий населения. Предложение по дальнейшему образовании должно учитывать предыдущую профессиональную подготовку и навыки каждого заявителя и предлагать профессиональную подготовку, которая должна повысить его шансы получить постоянную работу в выбранном им регионе. Отраслевые социальные партнеры имеют наилучшие возможности для поиска действенных решений, оказывающих реальное влияние. В процессе укрепления Молодежных гарантий необходимо подчеркивать важность производственных отношений и роль социальных партнеров.

Бенефициары, получающие образование, автоматически исключаются из статистики НОТП, поэтому их прогресс не контролируется. В соответствии с докладами Европейского суда аудиторов[18] и государственных служб занятости,[19] ЕКП призывает выделять ресурсы для мониторинга бенефициаров после получения ими предложений. Это позволит лучше оценить предложения возможностей получения образования, доступные в рамках укрепления Молодежных гарантий.

Подтверждение и признание

Чтобы мотивировать бенефициара к дальнейшему образованию и обучению, необходима согласованность между индивидуальной ответственностью и индивидуальными правами (например, оплата труда, рабочее время, социальное обеспечение во время обучения). Профессиональная подготовка должна открывать доступ к диплому или сертификации, которые должны рассматриваться в качестве вклада в отрасль и расширять возможности трудоустройства.


[1] 15% молодежи (15-24) и 6% взрослых (24-64). Евростат. Уровень безработицы в зависимости от пола, возраста и гражданства (%), 06.01.2020.

[7] Кеннеди, Джефф. (2018). Жесткая экономия, реформа рынка труда и рост нестабильной занятости в Греции во время кризиса в еврозоне. Труд. 9. 258-279.

[12] Селенко, E. И Пилс, K., 2017. Последствия безработицы среди молодежи: более уязвимые получат меньше от программ Молодежных гарантий. Экономическая и индустриальная демократия.

[13] Доклад Commitato Di sorveglianza, CGIL, май 2019 года.

[14] Евростат. Процентное соотношение вынужденной частичной занятости и общей частичной занятости в зависимости от пола и возраста (%), 06.01.2020.

[15] Евростат. Уровень риска бедности работающих в зависимости от возраста и пола. Обзор EU-SILC, 11.03.2020.