​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Cостоялся очередной VII съезд Международной конфедерации профсоюзов работников здравоохранения

02.07.2012

Следует уделять должное внимание этой социальной проблеме и принимать упреждающие меры по ее смягчению через переподготовку высвобождаемых работников, создание специальных фондов, разработку отраслевых программ содействия занятости, а главное – эффективно влиять на формирование и реализацию государственной политики в вопросах занятости.

В этой ситуации возрастает роль правозащитной функции профсоюзов, направленной на предотвращение фактов ограничения трудовых прав и ухудшения положения работников отрасли.

С целью совершенствования национальных систем здравоохранения принимаются соответствующие государственные проекты. В связи с выполнением данных программ в большинстве независимых государств несколько увеличилось бюджетное финансирование здравоохранения, бывшее долгие годы дефицитным. Несмотря на увеличение реальных расходов на здравоохранение, практически везде сохраняется долгосрочный недостаток финансирования, износ инфраструктур, старение кадров, что привело к снижению качества предоставляемой медицинской помощи. Неслучайно в Казахстане и России это направление выдвинуто в качестве национального приоритета.

Вопрос финансирования здравоохранения для нас и сегодня остается ключевой проблемой. В независимых государствах цифры финансирования колеблются от 1,5% в Азербайджане до 3,6% в Узбекистане и 3,7% в России. И лишь в Молдове этот показатель составляет 5,6 % (в странах ЕС – 9,1%).

Введение в ряде стран обязательного медицинского страхования, платных медицинских услуг в силу реальных экономических особенностей, к сожалению, не стали для учреждений здравоохранения решающим источником финансирования. Аптечные учреждения полностью приватизированы. Стремительно развивается сеть частных медицинских организаций.

В то же время следует отметить, что в республике Беларусь здравоохранение сохранило государственный характер и социальную направленность. Его реформирование осуществляется по медико-экономической модели, адаптированной к социально-экономическим условиям республики, с сохранением бюджетного финансирования без введения обязательного медицинского страхования и гарантией реализации прав граждан на охрану здоровья через систему государственных социальных стандартов. Правовой основой для этого стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах». В области здравоохранения к ним относятся нормативы обеспеченности: врачами первичного звена, койками стационаров с круглосуточным пребыванием, аптеками, бригадами скорой медицинской помощи. Разработаны и выполняются территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи.

В Грузии же проводимая реформа здравоохранения, по сути, свелась к масштабной приватизации – продаже всех государственных больниц, как правило, без сохранения профиля. Сопровождается эта «реформа» массовым увольнением работников здравоохранения, их тотальной дискриминацией в глазах общественности. Исполком Конфедерации в апреле прошлого года направил письмо Премьер-министру Грузии, в котором осудил проводимую в стране «реформу здравоохранения» и призвал Правительство республики безотлагательно сесть за стол переговоров с нашей членской организацией – Независимым профсоюзом работников медицины, фармации и социальной защиты Грузии, чтобы совместно найти выход из сложившейся ситуации.

Наряду с проблемами финансирования отрасли остро стоит вопрос крайне низкого уровня оплаты труда медицинских работников, когда основным механизмом государственного регулирования оплаты труда продолжает оставаться минимальная заработная плата. Ее крайне низкие размеры устанавливаются, как правило, исходя из финансовых возможностей правительств, и являются существенным тормозом для повышения общего уровня оплаты труда. Размер минимальной заработной платы составлял на начало текущего года от 15 долларов США – в Кыргызстане до 192 доллара – в Грузии.

В настоящее время встречаются случаи, когда зарплата работников установлена на уровне ниже минимального, что является прямым нарушением трудового законодательства. Есть в этих группах и работники здравоохранения.

Среднемесячная реальная заработная плата по независимым государствам в пересчете на доллары США в 2011 году составила: в Азербайджане – 459; в Армении – 309; в Беларуси – 343; в Казахстане – 614; в Кыргызстане – 203; в Молдове – 272; в России – 802; в Таджикистане – 100 долларов.

В здравоохранении показатель средней заработной платы значительно ниже и характеризуется большим разбросом: менее 100 долларов – в Таджикистане; 375 – в Казахстане, 286 - в Беларуси и 588 долларов в России.

В последние годы реальная заработная плата работников бюджетных отраслей несколько возрастала. Но, учитывая, что этот рост шел от крайне низкого базового уровня, темпы индексации нельзя признать достаточными для нормализации создавшегося положения.

В настоящий момент уровень оплаты труда работников здравоохранения, образования, культуры, составляющих основу интеллектуального потенциала и будущего государств, остается крайне низким, не соответствующим степени социальной значимости их деятельности.

Так в Кыргызстане около 50% медицинских работников получают заработную плату ниже прожиточного минимума и это в условиях, когда неудержимо растут цены на товары первой необходимости, энергоносители и услуги. Установленный же в стране размер минимальной заработной платы (15,2 доллара США) составляет лишь 16,3 % прожиточного минимума (92,4 доллара США).

Нельзя также забывать, что в бюджетных отраслях, в основном, заняты женщины, и низкий уровень заработной платы здесь является одной из основных причин гендерного неравенства в оплате труда.

Низкий уровень заработной платы в здравоохранении становится одной из основных причин массовой миграции специалистов в другие страны. Из Молдовы, к примеру, ежегодно уезжает около 8 тысяч медицинских работников. Таджикские врачи работают в других странах СНГ, Афганистане и в некоторых арабских государствах. В то же время в Молдове отмечается явный недостаток семейных врачей, что, естественно, негативно отражается на качестве первичной медицинской помощи. В Таджикистане же для нормального функционирования учреждений здравоохранения не хватает около 10 тысяч врачей и средних медицинских работников.

И такая настораживающая ситуация имеет место в ряде других государств Содружества. Учитывая отсутствие конкретной государственной политики в вопросах достойной оплаты труда работников, обеспечивающих национальную безопасность государств, отраслевые профсоюзы, входящие в Конфедерацию, вынуждены добиваться принятия мер по приближению минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума, установлению работникам здравоохранения заработной платы на уровне средней по промышленности, стремиться к повышению доли основной заработной платы, доведению удельного веса оклада (тарифной части) в структуре заработной платы не ниже 60%. В Казахстане законодательно закреплена возможность установления тарифной части заработной платы на уровне 75%.

В 2009-2011 гг. минимальный размер оплаты труда был увеличен, практически, во всех независимых государствах. Сократился разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Но достичь основной цели солидарной кампании, об установлении минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума, которая проводится с ноября 2004г., удалось пока только в Казахстане и Беларуси.

Следует подчеркнуть, что в результате проведенных коллективных действий членским организациям Конфедерации удалось добиться повышения заработной платы медицинских работникам, что не может не радовать на фоне внедряемых по всей Европе мер жесткой экономии. В ряде стран Евросоюза заработная плата работников общественного обслуживания сокращалась от 20 процентов в Греции до 40 процентов в Румынии.