​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Рассмотрение в суде апелляционной инстанции спора о включении в средний заработок дополнительных денежных выплат медицинским работникам

13.06.2012

Муниципальное учреждение здравоохранения «Северодвинская городская больница № 1» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании убытков, связанных с дополнительными денежными выплатами по оплате отпусков, командировок, больничных листов, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата, медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках национального проекта «Здоровье».

Определением от 06 сентября 2007 г. к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Российская Федерация в лице Минфина РФ, муниципальное образование «Северодвинск», Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Определением от 17 октября 2007 г. суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Российскую Федерацию в лице Минфина РФ, исключив ее из состава третьих лиц.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 ноября 2007 года исковые требования удовлетворены.

С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУЗ «Северодвинская городская больница № 1» взысканы убытки в заявленном в иске размере и расходы по государственной пошлине.

Минфин РФ с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить в части взыскания с Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В ходе судебного рассмотрения было установлено, что      порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Суд первой инстанции правомерно указал, что предъявленные к взысканию истцом убытки представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников в связи с ежемесячными доплатами в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание, истцом начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации с учетом вышеуказанных  доплат.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2006 году» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851, которым определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.

В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Фондом социального страхования в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, у истца возникли убытки.

Суд апелляционной инстанции в своем постановлении указал, что в связи с бездействием органов государственной власти Российской Федерации, не определивших источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, работники которых выполняли в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, на основании статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки истца подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

В связи с этим суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы Минфина РФ. 

В результате постановлением апелляционного суда взысканы с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации   в пользу муниципального учреждения здравоохранения «Северодвинская городская больница № 1» убытки в размере фактически выплаченных денежных средств по заработной плате медицинских работников и возмещение расходов по уплате государственной пошлины.