​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Аукционные болезни медицины

Аукционные болезни медицины

19.07.2012

Еще одна аналогичная история случилась с тем же ЗАО "МАК БРАЗЕРС" в Санкт-Петербурге, где в рамках программы модернизации здравоохранения проводились закупки рентгенодиагностических комплексов. Аукцион со стартовой ценой 191,1 млн рублей проводился в августе прошлого года. Схема действий "МАК БРАЗЕРС" напоминала "пензенскую": в техзадании заявитель указал, что поставит технику в полном соответствии с требованиями. Отличие, впрочем, существенное: дистрибьютор в заявке не указал, что именно за оборудование он поставит по конкурсу - ни марки, ни модели, ни производителя товара.
Аукционная комиссия запросила у "МАК БРАЗЕРС" уточнения, а также направила запрос в Росздравнадзор о регистрации товара, предлагаемого компанией. Выяснилось, что в качестве товара предлагается "Комплекс рентгенодиагностический телеуправляемый с доп. комплектацией". Однако регистрационного свидетельства на это медицинское изделие в Росздравнадзор не поступало, как и сведения о регистрации товара на территории РФ.
Аукционная комиссия отстранила "МАК БРАЗЕРС" от участия в конкурсе, но на этот раз дистрибьютор решил осложнить и без того непростую жизнь региональных здравоохранительных органов, обжаловав решение комиссии в региональном управлении Федеральной антимонопольной службы. УФАС потребовал у организаторов аукциона навести порядок в процедурном соблюдении закона о размещении заказов. По требованию антимонопольщиков аукционная комиссия более детально оформила подтверждение факта недостоверности сведений, содержащихся в заявке "МАК БРАЗЕРС". Однако после этого дистрибьютор еще раз обжаловал действия аукционной комиссии в УФАС, и на этот раз антимонопольная служба признала в действиях аукционной комиссии признаки нарушения федерального закона о размещении заказов.
В результате появились три судебных процесса: два из них были инициированы заказчиком аукциона ГУЗ "Мариинская больница" и победителем аукциона - ведущим российским производителем; и одно, инициированное УФАС СПб.
Судебная тяжба с многочисленными кассациями и апелляциями продлилась целый год и закончилась тем, что суды разных инстанций приняли сторону аукционной комиссии, признав правомочным отстранение "МАК БРАЗЕРС" от участия в аукционе. В результате всех судебных процессов заказчик и победитель подтвердили свою правоту. Однако все это время сотрудники петербургских больниц-заказчиков (а в этом аукционе были объединены заказы 20 ЛПУ) были вынуждены ходить по судебным инстанциям, отвлекаясь от своих профессиональных обязанностей.
Случай в Пензенской области, когда заказчик провел столь серьезную работу по проверке на соответствие предоставляемых участниками процедуры сведений, к сожалению, пока является достаточно редким прецедентом. История Санкт-Петербурга, с другой стороны, является одной из самых типичных. Причем, даже если в одном регионе бдительная конкурсная комиссия уличит поставщика в недобросовестности и предоставлении ложных сведений, в соседнем регионе менее бдительная комиссия может не только допустить такого поставщика к участию, но и заключить с ним контракт на поставку оборудования.
Участвовать в конкурсах недобросовестным поставщикам позволяет российское законодательство о госзакупках, в котором не предусмотрены жесткие санкции в отношении таких участников торгов.
Оперативное вмешательство
Программа модернизации здравоохранения 2011-2012 годов стала пилотным проектом по улучшению ситуации в отечественном здравоохранении. Совершенно очевидно, что из федерального бюджета будут и дальше выделяться средства на различные программы по здравоохранению.
Ход реализации программы модернизации здравоохранения позволил выявить ключевые ошибки и недочеты в организации процесса освоения бюджетных средств. Результат реализации любого проекта напрямую зависит от грамотного распределения средств внутри него и контроля над качеством закупаемой продукции оказываемых услуг.
В первую очередь необходимо, чтобы недобросовестные поставщики, уличенные в нарушениях однажды, допускались к участию в других конкурсах только после тщательной проверки подаваемых ими документов либо же не допускались вовсе.
Необходимо также решить проблему с затяжными судебными разбирательствами между заказчиками, участниками конкурса и ФАС. Ограничить количество подаваемых апелляций и кассационных жалоб, конечно же, будет невозможно. Но зато возможно усовершенствовать механизм обжалования результатов конкурсов, который защитил бы заказчиков и добросовестных поставщиков-победителей конкурса от нападок со стороны недобросовестных участников торгов, которые всеми способами пытаются добиться отмены результатов конкурса.
Проблема недобросовестных поставщиков остро стоит в закупках в любой сфере. Однако в сфере здравоохранения эта проблема приобретает совершенно иной оттенок. Граждане Российской Федерации имеют право на доступ к высокотехнологичной медицинской помощи. Жизнь пациента напрямую зависит от возможности своевременной и оперативной постановки диагноза. Многие болезни невозможно обнаружить без использования специализированного высокотехнологичного медицинского оборудования.
Поставляя некачественное или не соответствующее потребностям ЛПУ оборудование, недобросовестные поставщики наносят ущерб здоровью пациентов этого медицинского учреждения. Невозможно посчитать, скольких пациентов можно было бы спасти, если бы ЛПУ располагали всем необходимым оборудованием, поставленным в максимально оперативные сроки без задержек на судебные разбирательства и без долгих месяцев простоя из-за регулярных поломок.