​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Выступление В.В.Путина в г.Иваново на совещании по региональным программам модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации

Выступление В.В.Путина в г.Иваново на совещании по региональным программам модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации

09.11.2010

Пожалуйста, слово – министру здравоохранения Голиковой Татьяне Алексеевне.

Т.А.Голикова:

Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! Продолжая вступительное слово, я хотела бы чуть более подробно остановиться на тех аспектах, которые прозвучали в выступлении Владимира Владимировича, и на тех задачах, которые предстоит решать в обозримой среднесрочной перспективе – в ближайшие два года и до 2015 года.

Но прежде я хотела бы сказать о том, что, конечно – и это было отмечено во вступительном слове, – национальный проект «Здоровье» дал свои позитивные результаты, которые отразились на показателях смертности, рождаемости, младенческой смертности. И так же та большая профилактическая работа, которая была и которая есть сегодня в регионах и которая проводится и в рамках нацпроекта, и в рамках обычной повседневной работы органов управления здравоохранением, привела к тому, что у нас возросла динамика выявления общей заболеваемости по Российской Федерации, то есть мы стали лучше выявлять заболевания и стали оказывать помощь на первоначальных этапах.

Но по-прежнему у нас остаётся очень большой разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин: он составляет, по данным за 2009 год, 10 лет. Это пока достаточно существенный показатель. К сожалению, у нас средняя продолжительность жизни мужчин пока составляет 62,8 года.

Не могу не сказать о том, что у нас достаточно высокие показатели смертности при очень высоких показателях рождаемости сохраняются на селе. На селе сегодня проживают 38,2 млн наших граждан – это 27% общей численности населения. А убыль сельского населения практически в 5 раз превышает убыль, которая фиксируется по России в целом.

Не могу также не повторить ещё раз, что сложная ситуация у нас складывалась в июле и августе 2010 года. Июль и август 2010 года продемонстрировали, что первичное звено здравоохранения и его работа должны быть существенно усилены, особенно в аномальных, чрезвычайных ситуациях, хотя я не могу не отметить, что сентябрь показал выправление ситуации и мы снова фиксируем снижение смертности по Российской Федерации.

Характеризуя возрастную структуру населения Российской Федерации, хочу сказать, что 62% всего населения приходится сейчас на трудоспособный возраст. Наибольший процент населения трудоспособного возраста отмечается в таких регионах, как Мурманская, Тюменская области, Камчатский край, Магаданская область. Большая доля пожилого населения сегодня проживает в Воронежской, Ивановской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Псковской областях и городе Санкт-Петербурге. В этой связи продолжающаяся тенденция к росту пожилого населения – это вызов системе здравоохранения и это необходимость перестройки, достройки тех технологий, которые мы создаём сейчас.

Не могу не сказать о проблемах, которые мы на сегодняшний день имеем, и частично Владимир Владимирович эти проблемы затронул. Тем не менее хочу обратить внимание, что сегодня сложившаяся структура медицинских учреждений и подразделений характеризуется наличием дефицита учреждений и подразделений, оказывающих первичную медицинскую помощь, в частности на селе, и в то же время избыточностью учреждений, оказывающих стационарную помощь населению.

На сегодняшний день численность коечного фонда превышает потребность почти на 10%, то есть на 114 тыс. коек, при недостатке или избытке отдельных профилей. На слайде вы видите, что мы испытываем недостаток онкологических, ортопедических коек для взрослых и наркологических коек. При этом есть избыток по тем профилям, которые приведены на слайде.

При этом не могу не сказать о том, что у нас в ряде регионов наблюдается серьёзная избыточность коек. Это Костромская область, город Москва, Ярославская область, Тульская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Саха (Якутия), Амурская область. При этом есть недостаток коек в Республике Татарстан, Ульяновской, Ленинградской, Челябинской областях и Пермском крае.

При этом у нас, в Российской Федерации, по статистическим данным (и мы это видим), наблюдается дефицит врачей (более чем 27%), среднего и младшего медицинского персонала. Как я уже сказала, и по этому показателю тоже больше всего страдает сельское население, сельское здравоохранение, где почти в 3 раза меньше врачебных кадров, чем в городе.

Но вот этот дефицит врачебных кадров – не такой уж и дефицит, как кажется исходя из статистических показателей. Внутри структуры отмечен дисбаланс врачей в пользу ряда специальностей, в ущерб наиболее приоритетным.

Если мы посмотрим вот на этот слайд, то увидим, что у нас – и это, кстати, повсеместно по регионам – наблюдается дефицит врачей-ревматологов, кардиологов, педиатров. А если мы посмотрим в стационарном звене медицинской помощи, то увидим переизбыток по отдельным профилям и врачей, и коек. И в то же время, например, видим, существенный избыток коек по патологии беременности на 57%, хотя обеспеченность врачами составляет только 38,3%.

Я не буду повторять эти данные – они у всех есть на слайдах, – но я позже скажу, как мы предлагали бы ликвидировать этот дисбаланс. Он, естественно, влияет на эффективность работы всей системы здравоохранения и приводит к недовыявляемости заболеваний. Мы привели на слайде данные на сегодняшний день низкой обеспеченности врачами и, соответственно, высокой заболеваемости и неблагоприятной эпидситуации; низкой заболеваемости и в то же время низкой доступности для населения врачебной помощи – здесь приведены регионы, которые эти показатели демонстрируют.

В итоге мы на сегодняшний день фиксируем все те недостатки, которые я уже обозначила, и то, собственно, на что будет настроена наша работа в рамках реализации региональных программ по модернизации здравоохранения.

Теперь я хочу остановиться как раз на кадрах. На сегодняшний день у нас врачей-терапевтов в стационарах на 55,4% выше потребности. В то же время по врачам-терапевтам имеется дефицит в амбулаторном звене на 8,9%. И вот видно, в стационарном и амбулаторном звеньях - дефицит врачей-кардиологов, врачей-ревматологов, врачей-эндокринологов. В этой связи в рамках региональных программ мы предлагаем самостоятельный раздел, который будет посвящен, с одной стороны, переподготовке кадров и перепрофилированию тех же самых врачей-терапевтов и дополнительному обучению на новые узкие специальности. И кроме тех средств, которые вкладывают в это регионы Российской Федерации, мы бы считали возможным, Владимир Владимирович, в рамках реализации региональных программ на рынке труда выделить один самостоятельный сегмент, который касается переподготовки в случае необходимости врачей на врачей узких специальностей. Причём это несущественные денежные средства – мы укладываемся в те деньги, которые в бюджете уже предусмотрены. Просто делаем это самостоятельным направлением. Мы буквально вчера посчитали этот показатель, и такой максимальный показатель переподготовки по всей Российской Федерации составит порядка 7032 специалистов.

Следующий слайд – не буду на нём останавливаться – это слайд, который Вы охарактеризовали в своём вступительном слове, о техническом состоянии зданий медицинских организаций. Хочу только сказать, что мы просим регионы Российской Федерации, когда они заявляют расходы на капитальный и текущий ремонты, обосновывать это надлежащим образом. А там, где речь идёт о капитальном ремонте, ещё у нас есть достройка в случае 80-процентной готовности строящихся или реконструируемых учреждений предоставлять соответствующие сметы, заверенные в установленном порядке.

Тема, которая тоже является темой модернизации внутри программ, – это оборудование. Здесь охарактеризована та ситуация, в которой мы находимся, с учётом того, что было поставлено в рамках нацпроекта. Мы переоснастили 25% парка медицинского оборудования. На сегодняшний день в замене нуждается более 112 тыс. единиц медицинского оборудования совершенно разного уровня. Понимая, что это невозможно реализовать и на это никогда не хватит тех денежных средств, которые у нас есть, и всё это надо делать постепенно, мы выбрали самые приоритетные направления и соответствующим образом ориентировали регионы.

Первое, что в качестве приоритета избирается, – это лидеры в структуре заболеваемости и смертности. Как правило (это свойственно всем регионам), это кардиология, сердечно-сосудистая хирургия, онкология, акушерство и гинекология и так далее. По этим направлениям мы, ещё начиная с 2009 года, разработали соответствующий порядок оказания медицинской помощи, и сегодня регионы на этот порядок ориентируются с точки зрения оснащения тем или иным оборудованием. И самое важное – что это оборудование поставляется именно в те учреждения, которые участвуют в программе модернизации здравоохранения.

Я не буду подробно останавливаться на информатизации. Основные ключевые моменты Вы обозначили. Буквально вчера мы посовещались с Министерством связи и договорились о том, что в ближайшие дни мы направим типовые рекомендации регионам Российской Федерации для того, чтобы они были ориентированы на то, какую работу им осуществлять в 2011 и 2012 годах. Дело в том, что у нас этот блок информатизации входит составной частью в программу информатизации, которая не так давно была одобрена на заседании Правительства как государственная программа.