​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Выступление В.В.Путина в г.Иваново на совещании по региональным программам модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации

Выступление В.В.Путина в г.Иваново на совещании по региональным программам модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации

09.11.2010

Теперь что касается системы оказания медицинской помощи на основе стандартов, то есть третьей составляющей региональных программ.

На сегодняшний день все стандарты, которые существуют и приняты на федеральном уровне – их 612 для взрослых и детей, – носят рекомендательный характер. На основе этих стандартов регионы Российской Федерации принимают медико-экономические стандарты, которые являются основой для оплаты. Новая система меняет этот подход и говорит о том, что содержательно стандарты должны быть одинаковыми по всей территории Российской Федерации. Безусловно, их финансовое обеспечение зависит от уровня жизни в соответствующем регионе и от того, сколько там стоят соответствующие услуги. На основании этих стандартов формируются клинические протоколы для муниципальных учреждений, учреждений региона и федеральных учреждений. В основу стандарта закладывается определённый набор медицинских услуг, который на сегодняшний день нами сформирован, по сути, на базе тех стандартов, которые сегодня имеются и которые предполагается вводить в течение ближайших двух лет.

Для характеристики ситуации мы специально привели расчётную на сегодняшний день стоимость услуг, входящих в федеральные стандарты медицинской помощи, которые будут вводиться в течение двух лет, и стоимость такой услуги во Франции, Германии и Соединенных Штатах.
При этом я хочу сказать, чтобы коллеги не пугались разницы между первой и второй колонками. Дело в том, что сейчас фактическая стоимость услуги – это только пять статей, которые входят в систему обязательного медицинского страхования. Это заработная плата с начислениями, медикаменты, продукты питания, расходные материалы и мягкий инвентарь.
Вторая колонка – это пока проекты стандартов, но уже по полному тарифу, куда входит всё то, что сегодня финансируется из соответствующих бюджетов, и то, что будет обеспечиваться, начиная с 2013 года, за счёт тех 2%, которые уже не будут направляться на программы модернизации, а будут идти в полном объёме в систему обязательного медицинского страхования, а также за счёт платежа на неработающее население.

Почему я привела эту стоимость? Дальше мы привели структуру стоимости федерального стандарта на примере резекции желудка. С левой стороны – это фактическая структура по пяти статьям. Следующая – это уже структура по полному тарифу, которая предполагается с 2013 года.

Здесь по Вашему поручению мы пока оценочно, без учёта всего того, что мы в течение двух месяцев сейчас будем нарабатывать с регионами, сделали оценку изменения структуры тарифа, с одной стороны. С другой стороны, возможное увеличение, в том числе заработной платы, – то, чего на самом деле от нас на сегодняшний день ждёт всё врачебное сообщество.

Дальше я скажу об этом увеличении, но хочу обратить внимание на следующее. Сегодня действующая ситуация выглядит таким образом, что в рамках системы ОМС на оплату медицинской помощи было затрачено 483,9 млрд рублей. (Следующий слайд, пожалуйста.) На оплату случаев лечения в стационаре – 290,1 млрд рублей. При этом число случаев госпитализации у нас – почти 31 млн, количество заболеваний на одного жителя – 1,6, при этом в 28,6 случае – это экстренная помощь и 71,4 – это плановая помощь. Дальше чётко написано, что в среднем на один случай лечения в стационаре у нас в 2009 году приходилось 9,4 тыс. рублей. Всем понятно, что это достаточно маленькая цифра для того, чтобы вписаться в ту необходимую медицинскую помощь, которую надо оказать.

Мы предварительно просчитали стандарты стационарной помощи – те будущие, которые будут в полном объёме вводиться с 2013 года. Объём финансирования, по нашим оценкам, составил 744 млрд рублей. При этом мы считаем, учитывая, что мы поэтапно входим в процесс: первое, что мы должны сделать, – мы должны обратить внимание на оказание помощи в экстренном порядке, потому что это больные, которые нуждаются в неотложной помощи, это больные в оказании помощи которым участвуют все специалисты. И поэтому при поэтапном вхождении в эту систему в течение трёх лет в 2013 году мы можем добиться увеличения зарплаты, вовлекая врачей всех специальностей на 35%, без какого-либо директивного увеличения, с точки зрения просто индексации, как мы это делаем.

На этом слайде представлена сложившаяся система оплаты, но понятно, что все зелёненькие столбики – это сложившаяся система оплаты стандартов на основе отдельных видов вмешательств, которая сегодня осуществляется только по пяти статьям. А в бордовой колонке показан проект стандартов по этим же заболеваниям, но уже по полному тарифу. И вы видите, что по некоторым регионам стоимость стандарта по пяти статьям выше, чем стоимость будущего федерального стандарта, который по полному тарифу. И здесь речь идёт о том, что нужно эффективно управлять теми средствами, которые сегодня функционируют и в системе ОМС, и в бюджетной системе.

Способы оплаты медицинской помощи предполагается осуществлять по пяти направлениям. По такому графику (я не буду повторять, это у всех есть) к 2015 году мы планируем выйти на оплату по единым клинико-статистическим группам по стационарной помощи.

Главным результатом наших действий должно быть продолжение снижения показателей заболеваемости и смертности. Но что нам казалось бы очень важным – целевые показатели должны быть учтены во всех бюджетах, во всех программах всех регионов.

Это увеличение объёмов амбулаторной помощи и рост числа посещений, перераспределение объёмов медицинской помощи в сторону стационарозамещающих технологий, уменьшение средней длительности лечения в стационаре и так далее по тем показателям, которые здесь приведены. При этом я хочу отметить, что вот эти показатели – это показатели, которые посчитаны нами для целей двухлетнего периода. Но это неидеальные показатели – это только первый шаг, который мы должны сделать. На самом деле, даже если сегодня перевести наши показатели в сопоставимые с методологией ОЭСР показатели европейских стран, то они существенно более оптимальные, и нам предстоит этих показателей добиться в той самой среднесрочной перспективе, о которой я сказала, – до 2015 года.

И в заключение я хочу сказать, что регионы уже проделали достаточно большую работу по обсуждению этих программ. Но мне бы хотелось выразить пожелание, чтобы эта работа не останавливалась на этапе обсуждения проектов программ, чтобы эта работа была продолжена на этапе их реализации и чтобы граждане каждого субъекта Российской Федерации знали по сути график реализации тех мероприятий, которые будут утверждены в рамках региональных программ.

Спасибо.

* * *