​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Обзорная информация по выполнению и реализации коллективных договоров учреждений здравоохранения

Обзорная информация по выполнению и реализации коллективных договоров учреждений здравоохранения

06.04.2011

Действующая в настоящее время система коллективных договоров и соглашений в профсоюзе работников здравоохранения РФ включает в себя:

  • Генеральное Соглашение,
  • Отраслевое Соглашение с Минздравсоцразвития России,
  • Отраслевое Соглашение с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор),
  • Отраслевое Соглашение с Российской академией медицинских наук (РАМН),
  • 78 региональных отраслевых Соглашений,
  • 408 территориальных отраслевых Соглашений,
  • 11177 коллективных договоров.

В каждом году коллективно-договорная кампания проходит в своих отличительных условиях. Так, в 2009 году она проходила в условиях финансово-экономического кризиса, в 2010 году – в условия начавшихся преобразований в сфере здравоохранения, реорганизации, реструктуризации, модернизации медицинских учреждений.

Как показала практика, данные обстоятельства, как правило, вели к уменьшению финансирования и интенсификации труда. Поэтому коллективно-договорный процесс является важнейшим механизмом сохранения достигнутого уровня социально-трудовых прав и определения резервов для его повышения в дальнейшем.

Региональные организации Профсоюза добиваются не только массового заключения коллективных договоров первичными организациями Профсоюза, но и выступают представителями работников муниципальных учреждений здравоохранения при заключении территориальных отраслевых Соглашений в случае отсутствия на территории муниципального района городской или районной организации Профсоюза и нахождении первичных организаций Профсоюза в этом муниципальном районе.

Заключенные в учреждениях коллективные договоры приносят положительные результаты, т.к. остаются эффективным механизмом повышения уровня правовой и социальной защиты работников здравоохранения и являются правовой основой для развития договорного регулирования трудовых отношений.

Регулирование социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров, подготовку проектов коллективных договоров, организацию контроля за их выполнением обеспечивают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые в первичных организациях Профсоюза (Республики Бурятия, Саха (Якутия); Амурская, Московская, Ростовская и др. области).

Отличительной особенностью колдоговорной кампании 2010 года явилось также то, что она проходила в период введения в учреждениях здравоохранения новой системы оплаты труда, которая оказала влияние как на качественную составляющую колдоговорного процесса, так и на количество заключенных коллективных договоров.

В одних регионах переход на новую систему оплаты труда отрицательно повлиял на статистику заключения коллективных договоров (отложен срок перехода на НСОТ) (Архангельская область). В других – наоборот, актуальность коллективных договоров выросла после перехода на НСОТ: впервые в ходе колдоговорной кампании в ряде учреждений здравоохранения разработано и внедрено Положение о премировании (Амурская область), в других – стали производится различные дополнительные выплаты (Красноярский, Камчатский края; Воронежская, Вологодская, Омская, Ульяновская, Челябинская области), в третьих – выросло количество вновь заключенных коллективных договоров (Брянская область).

На примере отдельных региональных организаций Профсоюза можно обобщить наиболее значимые положительные моменты коллективно-договорной кампании 2010 года, характерные для большинства региональных организаций.

Профсоюзная сторона, как социальный партнер по региональному отраслевому Соглашению Архангельской области, взяла на себя дополнительное обязательство по новому направлению деятельности – защиту членов Профсоюза в случае совершения профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред здоровью гражданина, не связанный с небрежным и халатным выполнением профессиональных обязанностей. Та же норма включена и в коллективные договоры учреждений здравоохранения области.

Контроль со стороны региональных организаций Профсоюза показал, что заключение коллективных договоров в учреждениях здравоохранения проходит осознанно со стороны большинства руководителей учреждений здравоохранения и председателей профсоюзных организаций, с пониманием адресной защиты каждого работника в конкретном учреждении.

На основании макета коллективного договора, утвержденного президиумом ЦК Профсоюза, региональные организации разрабатывают макеты коллективных договоров с учетом региональных особенностей на базе заключенных региональных Соглашений (Республика Татарстан, Нижегородская, Пермская, Ростовская, Саратовская, Челябинская области).

Кроме того, региональные организации рекомендуют профкомам учреждений здравоохранения решать все возникшие разногласия на стадии переговоров, и коллективный договор принимать без протокола разногласий (Ростовская область).

Среди причин отсутствия коллективных договоров в ЛПУ региональные организации отмечают нежелание работодателей брать на себя дополнительные обязательства, связанные с дополнительными финансовыми расходами, дополнительными гарантиями, в связи с недостаточностью финансирования (Астраханская, Магаданская, Саратовская, Ярославская области); малочисленность организации (Республика Башкортостан, Магаданская, Нижегородская, Псковская, Свердловская область), недоработка профкома, смена работодателя (Камчатский край), а порой и пассивность работников (Удмуртская республика, Хабаровский край, Ярославская область).
Региональные организации Профсоюза проводят мониторинг лечебных учреждений, в которых заканчивается срок действия коллективных договоров и которым предстоит вести переговоры с руководителями о заключении коллективных договоров на новый срок. В соответствии с графиками проведения собраний и конференций в профорганизациях подводятся итоги выполнения коллективных договоров и контролируется их принятие на следующий период (Республика Татарстан, Воронежская, Свердловская области).

К сожалению, учитывая строгое целевое назначение бюджетных средств, учреждения здравоохранения ограничены в предоставлении дополнительных льгот работникам в рамках коллективного договора, поэтому степень дополнительной социальной защищенности в учреждениях значительно разнится. Не все учреждения здравоохранения могут позволить дополнительные льготы за счет экономии фонда оплаты труда и хозрасчетных услуг.
Как отмечают региональные организации Профсоюза, анализ отчета коллективно-договорной кампании 2010 года показал, что в связи со сложной финансово-экономической обстановкой в регионах, произошло снижение социальных гарантий, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. Но и в этих условиях на основании заключенных коллективных договоров работникам производятся доплаты за продолжительный непрерывный стаж работы в учреждениях здравоохранения, за работу в ночное время, за тяжелые и (или) опасные условия труда, др. (Республика Башкортостан, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Удмуртия; Забайкальский, Краснодарский, Камчатский края; Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Магаданская, Новосибирская, Свердловская, Саратовская Тверская, Тульская, Ульяновская области). В коллективных договорах ряда учреждений Республики Татарстан предусмотрены обязательства по установлению мер поощрения для работников, ведущих здоровый образ жизни, без вредных привычек, в т .ч. отказавшихся от табакокурения. В Республике Саха (Якутия) стимулирующие выплаты производятся в том числе и совместителям.

В случаях тяжелого материального положения, других чрезвычайных обстоятельств, в связи с юбилейными датами работникам оказывается материальная помощь (Чувашская Республика; Владимирская, Воронежская, Вологодская, Омская, Рязанская, Ростовская, г.Санкт-Петербург и Ленинградская области).

Работникам предоставляются дополнительные отпуска за полную отработку рабочего времени без больничного листа, родителям первоклассников, за активное участие в спортивных соревнованиях и конкурсах, по различным семейным обстоятельствам (Республики Бурятия, Башкортостан, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Удмуртия, Чувашская Республика; Красноярский, Краснодарский, Приморский края; Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Вологодская, Кемеровская, Новосибирская, Нижегородская, Орловская, Омская, Рязанская, Свердловская, Самарская, Саратовская, Тульская, Ульяновская области).

В коллективных договорах учитываются интересы молодых специалистов. Так, в Амурской области в ОГУЗ «Амурская областная клиническая больница» принято Положение «О молодом специалисте», в котором предусмотрено получение навыков практической работы, материальная поддержка, обязанность отработать в больнице не менее 5 лет. Дополнительные льготы и гарантии молодым специалистам, в том числе обеспечение жильем и выплата стимулирующих надбавок и единовременных пособий, предусмотрены в Республике Татарстан; Забайкальском, Камчатском краях; Владимирской, Воронежской, Вологодской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской, Рязанской, Ростовской, Свердловской, Тверской областях. Для женщин, вышедших из декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком, осуществляется профессиональная подготовка и повышение квалификации в течение первого года работы (Республика Татарстан).

В учреждениях принимаются Положения «О ветеране труда». При получении статуса ветерана труда больницы сотрудник имеет право проходить лечение, обследование в больнице и получать материальную помощь (Амурская, Ульяновская области).

В условиях реформирования здравоохранения важное место в коллективных договорах занимают дополнительные гарантии работникам учреждений здравоохранения при сокращении численности или штата: этим работникам дополнительно устанавливается преимущественное право на оставление на работе для лиц предпенсионного возраста; для проработавших в учреждении свыше 10 лет; одиноким матерям, имеющим детей до 16-летнего возраста; отцам, воспитывающим детей без матери; приостанавливается прием новых работников; предоставляется возможность поиска новой работы в рабочее время; организуется обучение персонала новым профессиям (Республики Башкортостан, Мордовия; Красноярский, Краснодарский, Камчатский, Приморский края; Воронежская, Владимирская, Магаданская, Рязанская, Ростовская, Самарская, Саратовская области).

В рамках коллективных договоров сотрудникам предоставляется право бесплатного или льготного прохождения всех видов диагностических исследований, проводящихся в ЛПУ, госпитализации, лечения и реабилитации, вакцинации в группах риска (Республики Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашская Республика; Приморский край; Волгоградская, Воронежская, Магаданская, Новосибирская, Оренбургская, Омская, Тульская области).
В коллективных договорах учреждений здравоохранения предусматривается обеспечение условий деятельности не освобожденных председателей и членов профкома, а также компенсация их дополнительной общественной нагрузки: им предоставляются дополнительные отпуска без сохранения заработной платы, сохраняется средний заработок при участии в профсоюзных мероприятиях, предоставляется дополнительное время для участия в общественной работе, производятся доплаты за счет средств работодателя (Республики Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Удмуртия; Красноярский, Краснодарский, Камчатский края; Владимирская, Волгоградская, Магаданская, Орловская, Самарская, Тамбовская, Тверская, Ярославская области).

В целях повышения эффективности профсоюзного контроля за выполнением положений колдоговоров по защите трудовых, социально-экономических, правовых интересов работников здравоохранения и укрепления роли колдоговоров по сохранению социальных гарантий, льгот для работников отрасли, а также обобщения опыта работы по коллективно-договорному регулированию трудовых отношений, региональные организации Профсоюза самостоятельно проводят либо принимают участие в проводимых совпрофами или региональными органами управления здравоохранением конкурсах «Лучший коллективный договор » (Республики Адыгея, Татарстан, Чувашия; Краснодарский, Приморский края, Владимирская, Омская, Ростовская, Свердловская, С-Пб и Ленинградская, Тамбовская, Томская области).

Вопросы выполнение коллективных договоров рассматриваются на профсоюзных собраниях, Пленумах, Коллегиях региональных министерств, хозяйственных активах (Республика Адыгея, Бурятия, Дагестан, Удмуртия; Красноярский, Приморский края, Воронежская, Магаданская, Новосибирская, Псковская, Саратовская, Тамбовская, Ярославская области).

Информация о колдоговорной кампании освещается в местных средствах массовой информации (Сахалинская область).
В целом, можно отметить, что коллективно-договорная кампания не стоит на месте и каждый год развивается с учетом складывающихся экономических условий, что, безусловно, приносит положительные плоды.