​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Помочь членам Профсоюза – основная задача (на примере работы правового инспектора труда ЦК Профсоюза по Республике Татарстан)

06.04.2011

Как и в прежние годы, в основе правозащитной деятельности региональных организаций Профсоюза лежала работа, которая во многом осуществлялась силами как штатной, так и внештатной правовой инспекции труда Профсоюза работников здравоохранения РФ. Общими для региональных организаций направлениями деятельности правовой инспекции были: оказание практической правовой помощи членам Профсоюза и профсоюзным организациям; проверки соблюдения трудового законодательства по месту работы членов Профсоюза, консультирование, досудебная и судебная защита прав и интересов работников учреждений (органов) здравоохранения; информационно-методическая работа по правовым вопросам.

Положительный опыт правозащитной работы отдельно взятой региональной организации Профсоюза на примере работы правового инспектора труда ЦК Профсоюза по Республике Татарстан в деле правовой и социальной защиты, характерен для многих региональных организаций Профсоюза и данное направление работы организации, кроме оказания действенной практической помощи медицинским работникам, напрямую влияет и на авторитет Профсоюза в целом.

Помогает правовому инспектору труда ЦК Профсоюза по Республике Татарстан внештатная правовая инспекция труда. Эти работники активно привлекаются к правозащитной работе и оказывают действенную помощь первичным организациям Профсоюза.

После создания в октябре 2010 года, внештатная правовая инспекция сразу приступила к работе. Под методическим руководством правового инспектора труда ЦК Профсоюза поРеспублике Татарстан Верхова О.А., внештатники организовали масштабную проверку 19 учреждений здравоохранения по соблюдения работодателями трудового законодательства в учреждениях и организациях здравоохранения республики.

В результате проверок были установлены следующие наиболее характерные нарушения работодателями трудового законодательства.

В ряде учреждений в коллективных договорах отсутствовали обязательства администрации по переобучению высвобождаемых работников, не определены критерии массового высвобождения работников в соответствии с отраслевым Соглашением (МБУЗ «Рыбно-Слободская ЦРБ», МУП «Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница», МБУЗ «Заинская ЦРБ»).

Отсутствовали дополнительные гарантии для работников предпенсионного возраста (п.4.4.1. Отраслевого соглашения), не предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выдачи заработной платы согласно ст.236 ТК РФ; в нарушение ст. 136 ТК РФ, не согласовывается с профсоюзным комитетом форма расчетного листа на начисление и удержание из заработной платы, в МБУЗ «Дрожжановская ЦРБ» для женщин, работающих в сельской местности, не установлен сокращенный рабочий день, предусмотренный постановлением ВС РСФСР от 1 ноября 1990 г. №298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», в котором для женщин, работающих в сельской местности, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами.

Нарушения в применении труда женщин выявлены также в МУП «Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница». По условиям коллективного договора данного учреждения женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, предоставляется один свободный день в месяц с оплатой 50% от тарифной ставки (оклада). Это противоречит
постановлению СМ ТССР №261 от 14.06.91г. «О дополнительных мерах по охране материнства и детства в ТССР», согласно которому женщинам, имеющим детей до 16 лет, предоставляется один свободный оплачиваемый день (либо 2 часа в неделю). Порядок оплаты конкретизируется учреждением (как правило, коллективным договором).

Как известно, в соответствии со ст.67 ТК РФ, трудовые договоры с работниками должны заключаться только в письменной форме. При этом данное требование относится и к работникам, принятым на условиях совместительства, как внешнего, так и внутреннего.
Вместе с тем, во многих учреждениях при приеме на работу трудовые договоры с работниками, принятыми на условиях внутреннего совместительства, в письменной форме не заключаются (МБУЗ «Кайбицкая ЦРБ», МУЗ «Центральная городская клиническая больница №18», МУЗ «Заинская ЦРБ», МБУЗ «Лаишевская ЦРБ», МБУЗ «Лениногорская ЦРБ», МБУЗ «Менделеевская ЦРБ»).

В   МУП   «Нижнекамская   центральная   районная многопрофильная больница», в нарушение ч.2 ст.57 ТК РФ, в срочном трудовом договоре, заключенном с работником, не указаны обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.

Приказом МУЗ «Городская поликлиника №1» уволена по п.2 ст.81 ТК РФ работница, которая является одинокой матерью, имеющей ребенка в возрасте 9 лет. Увольнение произведено с нарушением норм, предусмотренных ст.261 ТК РФ, согласно которой расторжение трудового договора с данной категорией работников по инициативе работодателя по п.2 ст.81 ТК РФ не допускается. По требованию правового инспектора работница восстановлена в занимаемой должности.

При проверке раздела «Оплата труда» было установлено, что задержка выплаты заработной платы в проверяемых учреждениях отсутствует, за исключением ГУП РТ«Всероссийский научно-исследовательский проектный институт медицинских инструментов». В связи с этим было направлено соответствующее обращение в органы прокуратуры. По результатам обращения приняты меры прокурорского реагирования, руководитель привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства.

В ряде учреждений было установлено, что дисциплинарные взыскания применяются с нарушением ст.193 Трудового Кодекса РФ, без истребования письменного объяснения работников – МБУЗ «Кайбицкая ЦРБ», МБУЗ «Нурлатская ЦРБ», МУЗ «Городская поликлиника №19 г.Казани».

В ГУЗ «Детский терапевтический санаторий №1» имело место неправомерное увольнение работника по инициативе работодателя по п.5 ст.81 ТК РФ, которая предусматривает увольнение работника за нарушение трудовой дисциплины, имеющего дисциплинарное взыскание. Данный работник был восстановлен в занимаемой должности в судебном порядке при непосредственном представлении интересов работника представителем РОПРЗ РФ.

К сожалению, не во всех коллективных договорах предусмотрены полномочия профсоюзного комитета по защите трудовых прав своих работников - при наличии такой нормы в коллективном договоре профком может инициировать процесс обращения в КТС, суды и быть представителем трудового коллектива и каждого работника в отдельности.

 В общей сложности в 2010г. правовым инспектором труда было направлено 28 представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства.

Результаты проверок правовых инспекторов труда были изучены в декабре 2010 года на Пленуме комитета Татарстанской республиканской организации Профсоюза и обобщенный опыт работы, в том числе внештатных правовых инспекторов, был распространен среди них для дальнейшей деятельности.

Компетентность, принципиальная позиция и активность правового инспектора труда ЦК Профсоюза по Республике ТатарстанВерхова O.A. не осталась незамеченной в органах судебной власти.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №10 от 10.01.2009г. правовой инспектор труда ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ Верхов O.A. утвержден Арбитражным заседателем Арбитражного суда Республики Татарстан.

 В этом качестве Верхов O.A. участвовал в 7 судебных делах Арбитражного суда РТ.

В Арбитражном суде РТ отстаивались интересы МУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Казани» по обжалованию предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, согласно которому, по мнению Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, произведены необоснованные выплаты денежных средств сотрудникам, относящимся к категории «Руководители» (главному врачу, заместителям главного врача, заведующим подстанций, главному фельдшеру), что привело к необоснованным расходам средств федерального бюджета в общей сумме 1196557,56 руб.

В результате активной деятельности правовой инспекции рескома по всем направлениям юридической помощи работникам отрасли в общей сложности выплачено свыше 11 млн. рублей, включая задолженность по заработной плате и других нарушений действующего законодательства.

Правовым инспектором проведено 5 семинаров профсоюзного актива отрасли по трудовому законодательству. Совместно с Министерством здравоохранения РТ проведено 6 семинаров по обучению работников кадровой службы отрасли.