​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Запрос ЦК Профсоюза Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

07.02.2011

В ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации обращаются региональные организации Профсоюза за разъяснением в связи с противодействием работодателями осуществлению контроля Профсоюза за соблюдением норм трудового законодательства в учреждениях здравоохранения.

При этом работодатели ссылаются на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и отказываются предоставлять представителям работников выборных органов первичных организаций Профсоюза при согласовании локальных нормативных актов, в которых содержатся сведения об условиях и оплате труда работников учреждений здравоохранения, трудовые книжки, трудовые договоры, расчетные листки, тарификационные списки и др.

Аналогичная ситуация возникает и в период осуществления контроля правовыми и техническими инспекторами труда Центрального Комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Отсутствие такого контроля приводит к негативным последствиям для работников здравоохранения при назначении досрочных трудовых пенсий, начислении заработной платы, предоставлении ежегодных отпусков, иных льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда, контролировать которые призван Профсоюз.

Кроме того, на основании указанной информации заключается коллективный договор. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 88, обязывает работодателя при передаче персональных данных работника «передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями функций».

Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора ведет к административной ответственности работодателя в соответствии со статьей 5.29 КоАП.

Право осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде предусмотрено в статьях 17, 19 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и в статье 370 Трудового кодекса Российской Федерации (в общей сложности – в более 20 статьях ТК РФ).

Данными федеральными законами предусмотрено право органов профсоюза на бесплатное и беспрепятственно получение от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информации по социально-трудовым вопросам, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза.

При этом работодатели, в соответствии с частью 2 статьи 370 ТК РФ, обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

Для осуществления контроля, в соответствии с указанными федеральными законами, профессиональные союзы могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями, и имеют право на бесплатное и беспрепятственное получение от работодателей информации по социально-трудовым вопросам (соблюдения трудового законодательства, выполнения условий коллективных договоров и соглашений, статья 370 ТК РФ).

В результате, в связи с отказом предоставления необходимых документов представителям работников, которыми являются выборные органы первичных организаций Профсоюза и его инспекторы труда, нарушаются нормы материального права, касающиеся прав Профсоюза на осуществления контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Профессиональный союз работников здравоохранения Российской Федерации является организацией, представляющей интересы более 2,5 миллионов работников одной из важных социально-значимых отраслей и призванной, в соответствии с указанными выше законами и Уставом Профсоюза, защищать социально-трудовые, экономические и иные права и интересы членов Профсоюза, которой государство предоставило право беспрепятственного осуществления контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства.

Учитывая выше изложенное, просим разъяснить, имеет ли Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» приоритет перед Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ограничивает ли данный Федеральный закон права представителей работников выборных органов первичных организаций Профсоюза и профсоюзных инспекторов труда на получение у работодателей необходимых документов, содержащих сведения о персональных данных, необходимых при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде.

С уважением,

Председатель профсоюза работников здравоохранения РФ,

академик АМТН, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ

М.М.Кузьменко