​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года предусматривает решение кадровых проблем в здравоохранении

16.01.2019

ЦК Профсоюза своим письмом обратил внимание руководителей региональных организаций Профсоюза на необходимость активного участия в разработке и в обеспечении мониторинга реализации региональных кадровых программ, разработанных в соответствии с Указом Президента РФ.

 

Письмо ЦК Профсоюза № 01-03 Г/15 от 16.01.2019 года:

 

Уважаемые коллеги!

Обращаем Ваше внимание, что в рамках реализации Указа Президента РФ В. В. Путина от 07.05.2018г. № 204 Министерством здравоохранения РФ разработан Национальный проект «Здравоохранение», в структуре которого выделены 8 Федеральных проектов.

Для Профсоюза и его организаций принципиально важным является тот факт, что в числе стратегических целей и задач на предстоящий шестилетний период по направлению «Здравоохранение» Указом предусмотрено обеспечение ликвидации кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения, обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами, а также оптимизация работы первичного звена и завершение формирования сети медицинских организаций, в т.ч. на селе.

На решение этих вопросов, в первую очередь, направлен Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Кроме того, нормы, в той или иной степени отражающие вопросы кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, в первую очередь, по видам специализированной медицинской помощи, отражены также в Федеральных проектах «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям». Следует также учесть, что в соответствии с Методическими указаниями по разработке Национальных проектов, утвержденными Правительством РФ, Минздравом России, ответственным за разработку и реализацию Национального проекта « Здравоохранение», установлены целевые показатели, перечень задач и контрольные точки, обеспечивающие их полное достижение.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018г. № 3052-р утвержден порядок мониторинга достижения установленных показателей. При этом к компетенции Минздрава России отнесена отчетность о показателях укомплектованности амбулаторных организаций врачебным и сестринским персоналом; численности специалистов, охваченных непрерывным медицинским образованием; доли медицинских организаций, участвующих в создании и тиражировании "Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь": охвате граждан профилактическими медицинскими осмотрами.

Финансовое обеспечение Национального проекта и Федеральных проектов будет осуществляться за счет средств Федерального бюджета, средств обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов РФ, с уточнением размеров в рамках трехлетних «бюджетных циклов».

Принципиально важно отметить, что в целях достижения одной из важнейших норм Проекта - ликвидации кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения, в системе ОМС предусмотрены дополнительные финансовые средства для обеспечения оплаты труда вновь принятых в штат специалистов. Указанные средства предусмотрены в расходной части бюджета Федерального Фонда на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов и будут направлены в территориальные фонды ОМС (в нормированный страховой запас терфондов ОМС).

Для обеспечения целевого использования указанных средств в настоящее время разрабатывается приказ Минздрава России «Об утверждении порядка формирования средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, условий их предоставления медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, и порядка использования указанных средств медицинскими организациями». ЦК Профсоюза рассмотрен данный проект; в Минздрав России направлены соответствующие замечания и предложения по его доработке.

В то же время следует иметь в виду, что ответственность за достижение целей Нацпроекта и Федеральных проектов в его структуре возложена и на субъекты РФ, в части, предусмотренной в региональных сегментах Проектов.

Так, Паспортом Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» и Планом по его реализации предусмотрена ежегодная оценка эффективности реализации субъектами РФ мероприятий по привлечению и закреплению медицинских кадров на рабочих местах с обсуждением результатов на заседании итоговой коллегии Минздрава России и подготовкой соответствующих рекомендаций для каждого субъекта РФ.

С учетом предложений Профсоюза, высказанных в ходе обсуждения Проектов на федеральном уровне, в указанных документах отражены вопросы совершенствования систем оплаты труда работников медицинских организаций:

Так, Планом предусмотрен ежегодный мониторинг реализации в субъектах РФ мероприятий по увеличению доли окладов в структуре заработной платы до 55-60%; обеспечения поддержания достигнутых в 2018 году в субъектах уровней оплаты труда врачей и среднего медперсонала; мониторинг расходования средств нормированного страхового запаса терфондов ОМС в совокупности с приростом численности врачей и средних медицинских работников. Анализ фактической ситуации по указанным вопросам будет производиться на основании отчетов руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Региональные кадровые программы предусматривают также мероприятия по стимулированию и закреплению на рабочих местах как работающих, так и вновь приходящих в отрасль, включая предоставление медицинским работникам жилья, расширения мер социальной поддержки.

ЦК Профсоюза направлены в Минздрав России конкретные предложения по комплексу мер социальной поддержки, как требующих, так и не требующих дополнительного финансирования за счет бюджетов субъектов РФ, для рекомендаций органам исполнительной власти субъектам РФ по вопросам ликвидации дефицита кадров и ежегодной корректировке программ.

В связи с изложенным, считаем необходимым привлечь внимание представителей территориальных организаций Профсоюза к активному участию как в разработке, так и в обеспечении мониторинга реализации региональных кадровых программ по указанным выше и иным аспектам, затрагивающим трудовые, профессиональные и социально-экономические интересы работников здравоохранения.

 

 

Председатель Профсоюза
М.М. Кузьменко