​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Анатолий Домников: «Мы выступаем за кардинальный пересмотр подхода к вопросу оценки труда работников здравоохранения»

27.10.2021

12-15 сентября в Минске проходила международная конференция «Влияние глобальных экономических вызовов на социально-трудовые права человека», собравшая участников из 15 стран мира.

Выступление президента Международной конфедерации профсоюзов работников здравоохранения, председателя Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Анатолия Домникова было одним из центральных на диалоговой площадке конференции. В интервью журналу «Вестник экономики Евразийского союза» он прокомментировал ключевые моменты своего выступления, касающиеся влияния экономики на здоровье населения, демографические процессы, положение медиков и размер оплаты их труда на постсоветском пространстве.

Анатолий Иванович, за последние годы в нашем лексиконе прочно закрепилось слово «санкции». По вашей оценке, насколько губительны они для экономик отдельных стран, мировой экономики в целом?

В условиях глобальной экономики в мире все шире устанавливаются взаимоотношения экономического сотрудничества государств, степень которых может быть разной. Ограничение такого сотрудничества из-за санкционных решений приводит к отрицательным последствиям, влияя на различные сферы экономики, особенно промышленного комплекса. Все негативные явления, произошедшие в мировом экономическом пространстве, в значительной мере сказались и на уровне развития республик бывшего Советского Союза. Согласно оценкам экспертов Аналитического кредитного рейтингового агентства, результатом применения различных санкций (в частности, по отношению к России) явились изменения в бюджетной политике, которая стала проводиться жестче из-за необходимости поддержания устойчивости экономики страны.

По мнению экспертов, процессы глобализации и социально-экономического развития государств усиливают значимость демографического аспекта. Согласны?

Конечно. Тонким индикатором социально-экономических условий общества, материального положения граждан является демографическая ситуация, которая характеризуется динамикой численности и половозрастной структуры населения, а также демографическими процессами, протекающими в государствах. История знает массу случаев, когда глобальные экономические и политические вызовы приводили к провалам в демографии целого ряда стран.

До сих пор страны Содружества независимых государств испытывают последствия демографических ударов Великой Отечественной войны, 90-х годов (распада СССР), когда экономики республик рушились, а народ нищал. Тяжелым бременем для них явился каскад кризисов мировой экономики 1998 и 2008 годов. И теперь, когда мы столкнулись с эпидемией COVID-19, с учетом последствий названных периодов, демографические процессы в ряде государств СНГ складываются далеко не просто.

Мы прекрасно понимаем: чтобы сформировать эффективную демографическую политику, направленную на последовательное повышение продолжительности жизни населения, его готовности к воспроизводству, требуется не только устойчивое экономическое развитие, но и сильная социальная политика государства. Наличие этих условий позволяет поднять уровень и качество жизни граждан, обеспечить достойные условия труда и его оплаты. Конечно, не менее важны решение жилищных вопросов, предоставление людям доступной и качественной медицинской помощи.

В процессе развития общества развивается и здравоохранение, которое в немалой степени зависит от уровня его финансирования. В свою очередь финансирование здравоохранения зависит от развития экономики, главным ресурсом которой являются кадры, обладающие трудо– и дееспособностью...

Фактически речь идет о внешних условиях функционирования здравоохранения. Но без его развития невозможно решить задачи государства, связанные с увеличением продолжительности жизни населения, сокращением заболеваемости социально обусловленными болезнями, снижением уровня инвалидности трудоспособных граждан, профилактикой заболеваний и др.

Если говорить о финансовом обеспечении здравоохранения республик бывшего СССР, то картина не очень радужная. По данным Межгосударственного статистического комитета стран СНГ, за последний ряд лет госрасходы на здравоохранение в процентах от ВВП составили: в Азербайджане, Армении, Казахстане — от 1% до 2%, в Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане — от 2% до 3%, в России — до 3,4%, в Беларуси и Молдове — до 4,2%. Если сравнивать с показателями западных стран, то разница окажется в разы меньше.

Такие расходы не позволяют в полной мере обеспечивать медицинские организации современным оборудованием и расходными материалами, а население — бесплатными лекарствами. Проблематично соблюдать современные стандарты лечения и реальные объемы потребности граждан в качественной медпомощи, создать оптимальную структуру медкадров, обеспечить достойный уровень оплаты труда и социальную защищенность медработников.

В связи с этим хочется напомнить рекомендации ВОЗ, в которых определено, что размер расходов на охрану здоровья не может быть менее 5% от ВВП, а критической считается граница в 3%, ниже которой система здравоохранения становится малоэффективной. Но, как показала последняя проверка жизнеспособности систем здравоохранения стран нашего региона, преподнесенная пандемией, пусть с определенными сложностями, при значительных дополнительных мерах, отрасль выдержала и продолжает довольно успешную борьбу как с недугом, так и с его последствиями.

Основная нагрузка по борьбе с COVID-19 и ее последствиями ложится на плечи работников здравоохранения и требует от них высшей степени профессионализма, мужества, неимоверного напряжения и колоссальной отдачи сил. Между тем с самого начала пандемии стало ясно, что медучреждения оказались не в полной мере готовы к таким вызовам. На какие из выявленных проблем вы бы обратили внимание в первую очередь?

На проблемы в вопросах законодательного закрепления специфики работы в особых условиях как предстадии чрезвычайной ситуации. Прежде всего я имею в виду проблемы, связанные с организацией охраны труда. В частности, средства индивидуальной и коллективной защиты срабатывали малоэффективно, а на первых порах их вообще не было в требуемом количестве, и приходилось с колес где-то закупать или организовывать кустарное производство. Оснащенность медицинских организаций соответствующей аппаратурой оказалась явно недостаточной, и решение вопросов ее закупки, а также обучение персонала нужно было решать экстренно.

Имелись и другие проблемы, которые зачастую решались, попирая всякие права работников здравоохранения на безопасный и достойный труд. Возьмем хотя бы режим труда в «красных зонах», где продолжительность рабочей смены доходила до 18 часов. И так 7 дней в неделю, что сказывалось на здоровье, заболеваемости и даже не единичных случаях смертности среди медиков.

И сегодня мы должны признать: одним из уроков пандемии, несомненно, является изменение требований к законодательству о чрезвычайной ситуации применительно к здравоохранению в части развития сети медицинских учреждений, подготовки кадров, сбалансированного наращивания мощностей. Вместе с этим требуется решение задач в области охраны труда, сохранения здоровья и жизни работников здравоохранения.

Еще один вопрос, актуальный практически для всех стран СНГ, — оплата труда работников здравоохранения. Как можно его решить и тем самым обеспечить доступность и повысить качество медицинской помощи гражданам?

В большинстве государств Содружества оценка труда работников здравоохранения сформирована еще в 90-е годы прошлого столетия. Она была занижена изначально. Последующая политика сдерживания роста зарплаты и меры, связанные с «латанием дыр», не смогли устранить дисбаланс в оценке стоимости труда медиков.

В 2020 году соотношение средней зарплаты работников здравоохранения и средней зарплаты по отраслям экономики в странах нашего региона колебалось, и разница составляла от 1,% в Армении и до 40% в Кыргызстане. Спрашивается, почему значительная часть медиков, стоящих на страже самого дорого — здоровья человека, в вопросах оплаты труда находится в более плохом положении, чем представители других сфер? Да, за последнее время в связи с пандемией зарплата работников здравоохранения по отдельным специальностям существенно выросла. Но это тоже временная мера, которая не устраняет сложившегося дисбаланса.

Профсоюзы работников здравоохранения стран СНГ выступают за кардинальный пересмотр подхода к вопросу оценки труда медиков, разработку механизма реального повышения зарплаты соразмерно ответственности, значимости, квалификации, качеству и другим особенностям трудовой деятельности наших коллег.


Досье. Анатолий Домников Родился 22 марта 1959 г. в Калужской области. В 1985 г. окончил педиатрический факультет 2-го Московского государственного медицинского института по специальности «педиатрия», в 1987 г. — клиническую ординатуру Московского областного научно-исследовательского клинического института по специальности «педиатрия», в 2007 г. — Российскую академию госслужбы при президенте РФ по специальности «государственное и муниципальное управление», в 2010 г. — Академию труда и социальных отношений по специальности «менеджмент общественной организации». Имеет более чем 35-летний трудовой стаж. В 2006-2021 гг. — председатель Московской областной организации Профсоюза работников здравоохранения России. В апреле 2021 г. на VII Съезде Профсоюза работников здравоохранения РФ в ходе тайного голосования большинством голосов избран председателем профсоюза. В мае 2021 г. на X Съезде Международной конфедерации проф– союзов работников здравоохранения избран ее президентом. Кандидат медицинских наук. Автор более 40 научно-методических трудов. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетными грамотами Минздрава и Минздравсоцразвития России. Заслуженный работник здравоохранения России и Московской области.


Международная конфедерация профессиональных союзов работников здравоохранения — международное общественное объединение, созданное профсоюзами работников здравоохранения независимых республик постсоветского пространства в сентябре 1990 г. Сегодня это одна из крупнейших организаций отраслевых профсоюзов, объединяющая 10 членских организаций из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана общей численностью более 3,4 млн человек. Основные функции конфедерации: обеспечение взаимодействия и координация деятельности членских организаций в сфере коллективных интересов, выработка и представление солидарной позиции на межгосударственном и межправительственном уровнях по вопросам защиты профессиональных, социально-трудовых и иных прав членов профсоюзов, изучение социально-экономического положения работников здравоохранения, студенческой и учащейся молодежи, выработка рекомендаций и тактики действий по его улучшению.