​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Еще раз о спецоценке условий труда

12.09.2014

В связи с поступающими обращениями от работников организаций системы здравоохранения в выборные органы организаций Профсоюза по вопросам и проблемам, связанными с применением законодательства о специальной оценке условий труда на рабочих местах медицинских организаций бюджетной сферы, ситуацию комментирует Гузнаев Юрий Витальевич – главный технический инспектор труда ЦК Профсоюза.

В настоящее время медицинское сообщество и Профсоюз обеспокоены вопросами, связанными с проведением специальной оценкой условий труда в соответствии с вступившими в силу с 01.01. 2014 года федеральными законами от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О специальной оценке условий труда». Результаты спецоценки условий труда обуславливают предоставление гарантий и компенсаций медицинским работникам за работу на рабочих местах с вредными и опасными производственными факторами. Уже сейчас, при проведении спецоценки условий труда наблюдаются случаи необоснованного снижения классов условий труда и соответственно снижения или отмене ранее предоставляемых и гарантированных государством компенсационных мер (дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенные размеры оплаты труда, сокращенная продолжительность рабочего времени). Немаловажно и то, что оценка условий труда, проведенная некачественно, приостанавливает право досрочной пенсии ряду медицинских работников бюджетных медицинских организаций. Это повлечет в будущем массовости судебных разбирательств, необходимости повторных замеров, к проведению государственной экспертизы и к дополнительным затратам бюджетных средств, а также к социальной напряженности в трудовых коллективах.

Организации Профсоюза обеспокоены и качеством проведения мероприятий оценки условий труда в переходный период, возникновением не разрешаемых ситуаций, связанных с одной стороны со спецификой медицинской деятельности, с другой - несовершенством правовой, технической, разрешительной и лицензионной базами оценки условий труда.

Для Профсоюза важно, максимально объективное решение вопроса о предоставлении работникам компенсационных мер за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов на основании качественной оценки условий труда именно подготовленными и сертифицированными экспертами, легитимными организациями и лабораториями.

По замыслу разработчиков, процедура спецоценки условий труда должна была стать инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Необходимо отметить, что подходы в определении классов вредных условий труда на рабочих местах в рамках законодательства о специальной оценке условий труда вынуждают каждого работника быть заинтересованным в правильности применения к нему тех или иных норм, гарантий и компенсационных мер и их полноты, при реальных условиях труда, качественном проведении мероприятий, связанных со специальной оценкой условий труда (далее –СОУТ) по утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 года №33н Методике.

Однако в Методике проведения специальной оценки не учитываются ряд неустранимых факторов производственной среды и трудового процесса, присутствующих на рабочих местах медицинских работников и ранее учитывающихся аттестацией рабочих мест по условиям труда.

ЦК Профсоюза неоднократно обращалось внимание региональных организаций Профсоюза на то, что в настоящее время отсутствует целый ряд методик оценки вредных факторов (в том числе и напряженности трудового процесса), у большинства экспертов и организаций нет установленных законодательством сертификатов и аккредитаций, подтверждающих их компетентность и легитимность на проведение СОУТ, в организациях отсутствует страхование рисков нанесения ущерба своими действиями заказчику в ходе спецоценки, а поправки внесенные законодательством о СОУТ в Кодекс об административных правонарушениях не будут применяться до 01.01.2015 года, Методика проведения СОУТ может быть пересмотрена и изменена осенью 2014 года .

Профсоюз считал и считает недопустимым сужение круга исследований и исключения из Классификатора вредных и(или) опасных производственных факторов реально присутствующих на рабочих местах работников организаций и учреждений системы здравоохранения.

Действуя в рамках рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) Профсоюз неоднократно ставил вопросы перед Минтрудом России, указывая на несовершенство принимаемых нормативных правовых актов, в которых отсутствует оценка ряда вредных факторов производственной среды и трудового процесса, неустранимых и постоянно присутствующих в условиях труда работников медицинских организаций.

Профсоюзная сторона РТК письмом от 20.11.2013 № 104-109/48 направляла консолидированные замечания и предложения к проекту приказа об утверждении Методики в РТК и просила согласовать окончательный вариант Методики с Роспотребнадзором. Однако Методика не была согласована, и замечания профсоюзной стороны были учтены лишь частично. Требование профсоюзной стороны вопреки протокольному решению РТК от 26 июля 2013 года (п.1 пп.5) о рассмотрении проекта Методики на РТК были проигнорированы. Минтруд России утвердил Методику приказом № 33н от 24 января 2014 года и направил его на регистрацию в Минюст России.

Поднятый профсоюзной стороной РТК вопрос был рассмотрен на РТК 28.02.2014 года (протокол № 2). В решении РТК было отмечено, что сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, предложила провести у координатора Комиссии, Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец совещание по приказу в целях снятия разногласий.

В целях реализации поручений по итогам совещания от 3.04.2014 года у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец для дальнейшей корректировки приказа Минтруда России от 24.01.2014 г №33н сторонами социального партнерства до октября 2014 года проводится мониторинг реализации законодательства о СОУТ.

ЦК Профсоюза, руководители региональных организаций, первичные организации и специалисты Профсоюза в сфере охраны труда в своих обращениях, поднимают проблемные вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях мероприятий по оценке условий труда и реализацией законодательства о СОУТ, которое не позволяет измерять (исследовать) в факторе напряженности производственного процесса у медицинских работников, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, высокую концентрацию и ответственность при оказании экстренной медицинской помощи, эмоциональное истощение при ведении амбулаторного приема, угрозу жизни или здоровью медицинских работников при возникновении ДТП, или со стороны агрессивно настроенных больных и родственников, со стороны лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. При установлении класса условий труда по биологическому фактору нет четкого разъяснения учета вынужденного, в рамках должностных инструкций, постоянного контакта с больными людьми, при случаях оказания медицинской помощи больным с не уточненным эпиданамнезом, наличия у медицинских работников высокой степени опасности инфицирования сложными и трудноизлечимыми заболеваниями(туберкулез, ВИЧ, гепатит и др). При применении пункта 29 Методики проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н, возникают трудности в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317 "О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах", лицензирование организаций предоставляющих медицинские услуги не проводится. А значит, оценка биологического фактора на рабочих местах в соответствии с Методикой будет не полностью отражать условия труда медицинских работников.

ЦК Профсоюза и региональными организациями обращалось внимание первичных организаций Профсоюза и участвующих в комиссиях по проведению спецоценки (если было начато её проведение) представителей Профсоюза и самих работников на принципиальный подход к обязательным измерениям(исследованиям) биологического, химического факторов и оценке напряженности производственного процесса, как основных факторов, неустранимых (связано с осуществлением медицинских услуг) и имеющих место практически на всех рабочих местах медицинских работников в той или иной степени.

Какая конкретная работа ведется Профсоюзом в этом направлении сегодня?

Существующие проблемы в применении законодательства о СОУТ в организациях системы здравоохранения вызывают крайнюю обеспокоенность у представителей Профсоюза. Это послужило причиной направления коллективных обращений региональными организациями Профсоюза, представителями Профсоюза в федеральных округах, первичными организациями Профсоюза в адрес Президента Российской Федерации В.В.Путину, вице-премьеру РФ, координатору Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений О.Ю.Голодец, министру труда и социальной защиты М.А. Топилину, министру здравоохранения В.И.Скворцовой, председателю ФНПР, координатору профсоюзной стороны в РТК М.В.Шмакову. ЦК Профсоюза направлены письма в субъекты РФ по вопросам, применения федерального закона от 28.12.2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и качественного проведения подготовительного этапа СОУТ. Разработано информационное пособие с профсоюзным комментарием «Внимание! Специальная оценка условий труда», которое поступит в виде приложения к журналу «Профсоюзная тема» практически в каждую первичную организацию Профсоюза.  Профсоюзом в настоящее время проводится мониторинг проблем возникающих в ходе проведения специальной оценки условий труда в медицинских организациях и выявления случаев некачественного проведения оценки условий труда экспертами и организациями, оказывающими данный вид услуг. Проводится обобщение предложений представителями Профсоюза в федеральных округах для выработки консолидированных предложений для внесения изменений и дополнений в Методику проведения СОУТ, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 года №33н.

В рамках законодательства о СОУТ представители ЦК Профсоюза участвует в совместных консультациях с представителями Минтруда России и Минздрава России по реализации постановления Правительства РФ от 14.04.2014 года №290 "Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей". Проектом приказа Минтруда России должны быть определены особенности проведения спецоценки условий труда на рабочих местах медицинских работников непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации, на рабочих местах медицинских работников, расположенных в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные), на рабочих местах медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.

Кроме этого, ЦК Профсоюза считает необходимым разработать дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (измерению) при проведении специальной оценке условий труда (п.4 ст. 13 Закона), учитывающий повышенные психофизиологические нагрузки, обусловленные спецификой и характером лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. О данной позиции Профсоюза в Минздрав России было направлено соответствующее обращение. Также направлены предложения о включении этого вопроса в план работы Общественного Совета при Министерстве здравоохранения РФ на 2014 год и предложением о рассмотрении возможности установления гарантированных размеров компенсационных мер в заключенном с Минздравом России Соглашении.

В настоящее время создана совместная рабочая группа Профсоюза и Минздрава России и ведется активная работа по разработке проекта приказа, расширяющего перечень исследуемых(измеряемых) вредных факторов производственной среды и трудового процесса при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников..

Ряд документов планируется обсудить в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений уже в конце этого года.

В связи с тем, что несмотря на несовершенство нормативных правовых документов, отсутствие нормативных документов отраслевой направленности в ряде медицинских организаций все же начато проведение специальной оценки условий труда с участием представителей организаций Профсоюза

ЦК Профсоюза еще раз обращает внимание организаций Профсоюза, профсоюзного актива, работников медицинской организаций:

1. На возможное снижение классов условий труда по результатам проводимой специальной оценки условий труда и соответственно снижения предоставляемых компенсационных мер работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Данные изменения могут иметь место в связи с внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ поправками в Трудовой кодекс РФ. 

При этом, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ предусмотрено, что реализация статей Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационные меры, направленные на ослабление негативного воздействия на здоровье работников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Аргументами для установления размеров компенсационных мер и гарантий могут также служить положения статьи 350 Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, в том числе Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» и Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», устанавливающих гарантированные государством конкретные размеры для отдельных категорий медицинских работников дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращенной продолжительности рабочего времени в зависимости от занимаемой должности и характера выполняемой работы.

2. На обязанность работодателя, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, письменно знакомить с её результатами и не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

 3. На контроль за проведением подготовительного этапа специальной оценки (ст.9 Закона о СОУТ) и непроведении специальной оценки условий труда, если сроки действия (пять лет) ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда не прошли.

Документы