​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

21.09.2016

Росстат опубликовал данные об уровне средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций с высшим медицинским и фармацевтическим или иным высшим образованием в первом полугодии. Данные представлены по организациям государственной и муниципальной форм собственности, оказывающим медицинские услуги.

По итогам первых шести месяцев этого года средняя зарплата врачей по России достигла 48 946 руб., что оказалось выше средней по экономике, составившей 35 700 руб. В федеральных медучреждениях средняя зарплата работников с высшим образованием оценивается в 48 838 руб., в медучреждениях субъектов Федерации — в 49 734, в муниципальных — в 40 454 руб.

Перезагрузка

Меньше всех медики зарабатывают в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии — Алании и в Калмыкии. Ну а топ пяти регионов, где средняя зарплата может превышать отметку в 80 тысяч рублей, возглавили такие субъекты, как Чукотский автономный округ, Камчатский край, Магаданская, Сахалинская области и Москва. В столице в первом полугодии среднестатистический врач зарабатывал в месяц 80 759 руб.

Самой низкой зарплата оказалась в муниципальных учреждениях Владимирской области — 6548 руб. и Калмыкии — 7375 руб.

Впрочем, в ЦК профсоюза работников здравоохранения призвали критически оценивать информацию, указывая, что средняя зарплата рассчитывается не на ставку, а на физическое лицо, и в условиях кадрового дефицита достигается за счет совместительства, дополнительных видов работ. В 2015 году коэффициент совместительства в отрасли составлял 1,43. Таким образом, получается, что большинство медицинских работников трудятся на полторы ставки. И это только официальный показатель без учета переработок, которые вообще никак не учитываются и не документируются, поясняют в профсоюзе.

— Почти треть медицинских работников признается, что продолжительность их рабочего времени по основному месту работы, не оформленная документально, превышает 39 часов в неделю. То есть тот уровень оплаты, который заявлен Росстатом, достигается через интенсификацию труда. Если говорить о контрольных показателях по выполнению «дорожных карт» в целом по здравоохранению, то в большинстве субъектов Российской Федерации они достигнуты. Однако тут есть некое лукавство, так как механизм статистического анализа повышения заработной платы прямо ориентирован на сокращение расходов бюджетов всех уровней и фактически на корректировку майских указов президента, — заявил заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Геннадий Щербаков.

По его словам, в каждом регионе есть план, в соответствии с которым зарплата медработников должна повышаться год от года. К 2018 году зарплата врачей должна в два раза превысить среднюю зарплату по экономике. Однако снижение финансирования не позволяет обеспечить выполнение этих показателей. В итоге некоторые регионы проводят корректировку плана и смещают повышение зарплат на более поздние периоды. В связи с этим рост уровня средней заработной платы в отрасли по сравнению с первым полугодием прошлого года в значительной степени номинальный.

— По итогам первого полугодия 2016 года по сравнению с 2015 годом некий рост уровня оплаты труда есть. Но если сравнивать с предыдущим годом, то это повышение всего на 1072 рубля. Вы понимаете, что это небольшая величина в условиях кризиса и инфляции, — уточнил Геннадий Щербаков.

Кроме того, после выхода постановления Правительства РФ №698 от 11 июля 2015 года произошла замена понятия «средняя заработная плата» на «среднемесячный доход от трудовой деятельности». В среднемесячном доходе учитываются также и выплаты социального характера и иные выплаты, что, понятно, несколько увеличило итоговые показатели. В результате в официальных отчетах уровень заработной платы оказался выше фактического.

В профсоюзах уверяют: чтобы обеспечить достойный уровень оплаты труда, нужно повышать гарантированную, базовую ее часть. Как уточнил Геннадий Щербаков, профсоюз уже не один год ставит перед правительством вопрос об установлении базовой ставки и окладов, которые были бы гарантией для медицинских работников. В частности для первой профессиональной квалификационной группы работников базовый оклад приравнять к величине МРОТ.

— Сейчас базовая часть для первой профессиональной квалификационной группы в большинстве регионов ниже МРОТ. Но работодатель не может платить работникам, какую бы должность он ни занимал, ставку меньше, чем МРОТ, который устанавливается на федеральном уровне. Чтобы этого не делать, он из фонда оплаты труда должен доплачивать некую сумму до гарантированного уровня оплаты труда, что отвлекает средства на обеспечение стимулирующих выплат специалистам. Кроме того, для младшего медицинского персонала должны быть достигнуты индикативные показатели средней зарплаты, установленные в региональных «дорожных картах», но из-за дефицита финансовых средств в медицинских организациях корректируются штатные расписания и вместо санитарок вводят уборщиц или переходят на аутсорсинг. О каком качестве медицинской помощи тут говорить? — спрашивает эксперт.

Вопреки регламенту

С мая по сентябрь текущего года профсоюз совместно с Академией труда и социальных отношений провел мониторинг по научно-исследовательской оценке действующей системы оплаты труда и условий труда медработников в период реформирования здравоохранения. Каждый пятый медик из числа опрошенных отметил, что с учетом дополнительной занятости продолжительность его рабочего времени превышает 60 часов в неделю. В том, что продолжительность их рабочего времени по основному месту работы, причем документально не оформленная, превышает 39 часов в неделю, признались треть респондентов. При этом было установлено, что регламентированная законодательством продолжительность трудовой недели — не более 39 часов — соблюдается далеко не у всех респондентов. Всего в исследовании приняли участие более 1,5 тысячи медицинских работников из числа врачей, медицинских сестер и младшего медперсонала амбулаторно-поликлинического и стационарного звена.

Учитывая все вышеперечисленное, совсем неудивительно, что в отрасли наблюдается дефицит врачей. По данным Росстата, в первом полугодии в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения, образования, науки, культуры и социального обслуживания работали 571 312 врачей и работников с высшим образованием, предоставляющих медицинские услуги, и 1 388 612 человек среднего медицинского (фармацевтического) персонала. По сравнению с первым полугодием 2015 года численность врачей сократилась незначительно — на 1324 человека. Число работающих в госучреждениях сотрудников со средним медицинским и фармацевтическим образованием — на 18 тысяч.

Кадровый дефицит врачей в настоящее время оценивается экспертами в 9%. Такие расчеты приводит директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. По его словам, реальная обеспеченность врачами в отрасли составляет 36,6 на 10 тыс. населения. Показатель рассчитан исходя из данных Росстата и численности населения России. Тогда как в постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» плановый показатель обеспеченности врачами на 2015 и 2016 годы указан на уровне 40,2.

Росстат уполномочен заявить

На запрос «МВ» о том, каким образом рассчитывается средняя зарплата медработников, ответила начальник Управления статистики труда Росстата Зифа Зайнуллина.

— Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. №2190-р в составе Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 годы (приложение №5 к Программе).

В соответствии с п. 3 вышеуказанной методики расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.

Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Фонд начисленной заработной платы включает все суммы выплат независимо от источников их финансирования, статей смет и предоставленных налоговых льгот, включая оплату труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; единовременные поощрения (гранты) работников за счет средств бюджетов; оплату стоимости бесплатно (полностью или частично) предоставленных работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации жилых помещений и коммунальных услуг или суммы соответствующего денежного возмещения компенсации; суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников (не предусмотренные законодательством Российской Федерации) по оплате жилого помещения (квартирной платы, места в общежитии, найма) и коммунальных услуг.

В фонд начисленной заработной платы не включаются пособия и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников, их семей и т.п., страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемые за счет средств организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за первые три дня временной нетрудоспособности.