​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Мнение Профсоюза об инициативе Правительства РФ по ограничению пенсионных прав работающих пенсионеров

23.03.2015

20 марта Председатель Профсоюза принял участие в совещании у Министра труда и социальной защиты РФ М.А.Топилина по вопросу реализации направления Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, предусматривающей комплексное преобразование системы досрочных пенсий.

На совещании с министром присутствовали представители Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ М.М.Кузьменко, Г.И.Меркулова, Г.П.Порошин, а также заместитель председателя ФНПР Д.М.Кришталь, первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ Л.И.Чижик и Статс-секретарь-заместитель Министра труда и социальной защиты РФ А.Н.Пудов.

В ходе совещания обсуждались вопросы совершенствования пенсионной системы, в том числе комплексное преобразование системы досрочных пенсий работников бюджетной сферы.

По итогам совещания было принято решение создать рабочую группу из представителей профсоюзов работников непроизводственной сферы и Минтруда России по выработке подходов, связанных с реализацией Стратегии долгосрочного пенсионного развития.

Следует напомнить, что в 2015 году в рамках второго этапа реализации Стратегии, Минтруд России подготовил очередные меры по развитию законодательной базы, направленной на дальнейшее совершенствование пенсионной системы, в том числе комплексное преобразование системы досрочных пенсий. В настоящее время нормативно закреплено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии для отдельных категорий работников, включая тех из них, которые осуществляют свою деятельность в педагогической, медицинской и творческой сферах. Анализ ситуации показывает, по мнению Минтруда России, что пенсия утратила функцию замещения заработка и, по сути, превратилась в доплату к заработной плате, поскольку большинство работников бюджетной сферы продолжают работать после назначения досрочной пенсии.

В этой связи Минтруд России предлагает продолжительность стажа, необходимого для досрочного назначения пенсии педагогическим и медицинским работникам, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивать: с 1 января 2016 года по 31 декабря 2019 года – на 3 месяца, а с 1 января 2020 года – на 6 месяцев. Указанное постепенное увеличение «специального» стажа должно распространяться в отношении всех вышеперечисленных работников. При этом увеличение необходимого для досрочного назначения пенсии «специального» стажа осуществляется до уровня, при котором нивелировались бы отличия по возрасту выхода на пенсию при досрочном назначении пенсии соответствующему лицу с назначением пенсии в общеустановленном возрасте.

Минтрудом России утвержден План общественного обсуждения предложений, касающихся совершенствования пенсионного обеспечения лиц из числа работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию с учетом «специального» стажа. Данный План содержит детальное описание мероприятий, направленных на широкое общественное обсуждение этих предложений, в том числе с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, профсоюзов, работодателей. До 1 декабря 2015 года Минтруду России необходимо будет представить доклад о результатах общественного обсуждения предложений, касающихся совершенствования пенсионного обеспечения лиц из числа работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию с учетом «специального» стажа.

Мнение Профсоюза работников здравоохранения РФ об инициативе Правительства РФ по ограничению пенсионных прав работающих пенсионеров.

Предложенный к обсуждению законопроект «Об особенностях выплаты пенсии работающим пенсионерам», одобренный Правительством РФ, не может найти поддержки со стороны Профсоюза работников здравоохранения РФ.

Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение. Конкретное содержание (наполнение) права на социальное обеспечение и механизмы его реализации устанавливаются законодателем.

Вместе с тем, Конституция РФ очерчивает границы, в которых должен действовать законодатель с тем, чтобы не нарушались конституционные права граждан.

Некоторые такие принципы, вытекающие из положений Основного Закона, обозначены в решениях Конституционного Суда РФ. Так, например, были признаны нарушающими конституционные права граждан законоположения, определяющие прекращение начисления и выплаты трудовых пенсий тем гражданам РФ - пенсионерам, которые выехали с территории РФ на постоянное местожительство за границу до 1 июля 1993 г. либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории РФ; исключающие возможность назначения пенсии по старости гражданам РФ, приобретшим право на ее получение, но не имеющим регистрации по месту жительства в России; некоторые другие нормы законодательства о социальном обеспечении.

Для пенсионного законодательства ввиду его особой значимости и специфики предмета регулирования, обеспечение определенной стабильности, гарантирование преемственности в его развитии, являются особенно важными, поскольку пенсионные права формируются на протяжении многих лет и право на назначение пенсии гражданин приобретает, как правило, спустя длительное время после начала трудовой деятельности, избирая которую, он принимает во внимание, в том числе существующие правила пенсионного обеспечения.

Пенсии, кто бы ни являлся их получателями, это не какие-то пособия или временные выплаты, а обязательства государства перед каждым гражданином, который честно работал, уже выполнил свои обязательства перед страной, заработал свою трудовую пенсию.

Наказание граждан за продолжение работы является нелогичным. Стремление правительства сэкономить на работающих пенсионерах может вызвать ответную реакцию. После достижения пенсионного возраста у человека уже не останется стимула работать за белую зарплату, теряя при этом пенсию. Зарплаты начнут прятать в тень, государство недосчитается взносов, в том числе, и отчислений в бюджет Пенсионного фонда РФ. Не заплатить заработанное – может стать прецедентом для отмены подобных решений.

Обращает на себя внимание тот факт, что ни Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, ни предложенным законопроектом не предполагается лишения государственных пенсий таким высокооплачиваемым гражданам как депутатам Госдумы, членам Света Федерации, представителям силовых структур, госслужащим и некоторым другим категориям. Между тем, размер пенсий этих граждан не 10-20 тысяч рублей, а порядка 50 тысяч рублей и выше. В отношении работников здравоохранения необходимо отметить, что если совокупный годовой доход медицинских работников со всеми надтарифными выплатами, в том числе с учетом районных коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также дополнительной работой (совместительство от 1,2 - 2 ставок) плюс пенсией составит сумму, оговоренную в законопроекте, то на них также распространит свое действие предложенная в законе норма, об отказе в выплате пенсии. В 2015 году выросли цены на продукты питания, лекарства, ежегодно растет оплата жилищно-коммунальных услуг. Выход один – продолжать работать, пока есть силы и умение.

Несправедливость провоцирует социальный конфликт.