​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

На доработку в кулуары

На доработку в кулуары

03.02.2014

Первое в наступившем году заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений прошло 24 января. Большинство вопросов повестки дня были согласованы еще в рабочих комиссиях, однако два из них вызвали споры, которые местами можно было назвать даже ожесточенными. В результате вопросы об усилении наказания работодателей, задерживающих зарплату, и о необходимости бизнеса потратиться на создание доступной среды для инвалидов принципиальным образом смогут решиться (если смогут) только на спецсовещаниях у вице-премьера Ольги Голодец.

ШТРАФОВАТЬ НЕЛЬЗЯ ОТКЛАДЫВАТЬ

Министерство труда и социальной защиты РФ выступило с предложением повысить ответственность работодателей за задержку заработной платы. Соответствующий проект презентовала замминистра труда Любовь Ельцова на заседании Российской трехсторонней комиссии в пятницу, 24 января. Предложение ведомства предусматривает постепенное увеличение штрафов для работодателей в зависимости от срока задержки выплат, а также увеличение срока, в течение которого работник может обратиться в суд по данному вопросу, до года. Несмотря на то, что к началу текущего года отмечено снижение общей задолженности работодателей перед работниками, в Минтруде склонны считать это сезонным явлением.

- На 1 января текущего года мы наблюдаем резкое сокращение объемов невыплаченной заработной платы по сравнению с состоянием на 1 декабря 2013 года. В то же время, если брать объемы за январь прошлого года, в текущем году их рост - на 25%, - пояснила Ельцова.

Планы ведомства предполагают внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Если поправки будут приняты, задержка выплат на срок более двух месяцев повлечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. до 100 тыс. рублей. (В настоящее время до 5 тыс. рублей - на должностных лиц, до 50 тыс. рублей - на юридических лиц.)

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что чиновники Гострудинспекции в прошлом году провели более 47 тыс. проверок работодателей-должников. В результате около 390 тыс. работников получили примерно 7,5 млрд рублей. Несоответствие предполагаемых сумм штрафов гигантским объемам средств, недополучаемых работниками, настроило профсоюзную сторону на скептический лад. Председатель ФНПР Михаил Шмаков напомнил, что невыплата заработной платы по факту является принудительным кредитованием работником своего работодателя. И если уж на то пошло, то и штрафы нужно исчислять исходя из ставок по потребительским кредитам. Поддержки у соцпартнеров, впрочем, это предложение ожидаемо не нашло.

В то же время и Минтруд пока что является единственным сторонником своего предложения: ни работодателей, ни профсоюзы идея в ее нынешнем виде не устраивает. Так, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин выразил обеспокоенность судьбой предприятий-банкротов, для которых ужесточение наказания обернется еще большими долгами, хотя дополнительных денег им взять все равно неоткуда.

В РСПП считают законопроект неаргументированным. И это несмотря на то, что на сегодня долги организаций и предприятий по заработной плате перед российскими работниками составляют около 1,9 млрд рублей. А действующие ныне механизмы защиты работников предприниматели считают вполне достаточными. В минувшем году, кстати, девять работодателей были привлечены к уголовной ответственности. Проще говоря, отправлены за решетку. Вряд ли на этом фоне их коллеги на свободе должны с энтузиазмом относиться к планам Минтруда, особенно с учетом увеличения штрафных санкций вдвое при задержке зарплаты на срок свыше двух месяцев.

Позиция РСПП не претерпела значительных изменений и после того, как Любовь Ельцова несколько раз пояснила, что законопроект, по замыслу его авторов, банкротов не коснется. Опасения предпринимателей вызывает, например, вероятность того, что обманутые работники специально станут тянуть с обращением в суд весь отведенный проектом год, чтобы увеличить сумму штрафа в свою пользу.

- Вы не смешиваете (случаи с банкротством и без. - П.О.), а я смешивал и буду смешивать! - обратился с возражениями к замминистра председатель Росуглепрофа Иван Мохначук, говоря о том, что бывшие работники обанкротившихся предприятий имеют те же права на заработанные деньги, что и все остальные. И добавил, что работникам должно быть дано право на приостановку работы уже на следующий день после невыплаты заработной платы в положенный срок.

Справедливости ради добавим, что РСПП не зацикливается только на вопросах банкротства. В организации считают, что “в целом добросовестные” работодатели, имеющие временные экономические трудности, “окажутся в еще более тяжелом положении”. В переводе на русский это означает “не смогут кормить работников “завтраками”. Есть в заключении РСПП и разумная мысль о том, что ужесточение наказания все равно не поможет выплатить долги. Но и ее следовало бы дополнить: не поможет само по себе. А вот вкупе со страхом наказания, помноженным на грамотность планирования бизнеса, - почему бы и нет? Не зря, видимо, Ельцова несколько раз повторила: вести бизнес нужно так, чтобы никакого банкротства не было вовсе.

Вице-премьер Ольга Голодец (она председательствовала на заседании РТК), в свою очередь, предложила созвать у себя специальное совещание по обсуждаемому вопросу и пригласить на него нескольких представителей предприятий-должников. Общение должно состояться в течение недели, после чего на обсуждение РТК будут вынесены поправки к законопроекту.

Отметим также, что профсоюзная сторона, аргументируя недостаточность прописанных в проекте мер, ссылалась и на то, что предложения Минтруда не отображают в полной мере поручений президента Путина, который в октябре минувшего года и предложил повысить ответственность работодателей. Это обстоятельство отображено в решении РТК по обсуждавшемуся 24 января вопросу.

БИЗНЕС С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Другим пунктом в повестке дня, который вызвал довольно напряженный диалог, стало внесение изменений в отдельные законы по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции об их правах. Соответствующий законопроект Минтруд внес на рассмотрение правительства еще в октябре прошлого года. Кабмин запланировал обсуждение на 20 марта, и ведомство поспешило узнать мнение партнеров по РТК.

Если коротко, то предлагаемые изменения касаются обеспечения людям с ограниченными возможностями этих самых возможностей. То есть Минтруд намерен законодательно закрепить обязанность государства и работодателей создавать для инвалидов доступную среду и комфортные условия. Прежде всего - комфортные условия перемещения. Хотя инициатива министерства вызывает некоторое удивление. В том смысле, что права инвалидов прописаны в законах и так. Но судя по тому, что дело с мертвой точки почти не сдвигается, это как раз тот случай, когда поднимать тему нужно снова и снова.

Больше всех, кажется, испугались работодатели-транспортники. По крайней мере, основным критиком законопроекта выступило объединение работодателей “Желдортранс”. “Нельзя согласиться с содержанием законопроекта, возлагающего существенные финансовые расходы на работодателей, в частности, железнодорожной отрасли, которая и так работает в условиях дефицита средств, а у компаний железнодорожного транспорта отсутствуют источники средств для реализации норм законопроекта”, - взахлеб рассказывается в письме объединения, адресованном ответственному секретарю РТК.

По мнению железнодорожников, законопроект “существенно и необоснованно” расширяет положения Конвенции и... “не предусматривает реализацию ее норм в целом”. Например, они пеняют коллегам по РТК на то, что инвалиды до сих пор не всегда и не везде обеспечены помощниками и посредниками, “в том числе за счет их предоставления по доступной цене”. Складывается ощущение, что, например, компания “РЖД” предпочла бы торговать услугами помощников, нежели увеличить количество вагонов, доступных для колясочников, или банальных пандусов на вокзалах и станциях.

Между тем, например, в аэропорту Домодедово круглосуточно работает бригада специально обученных людей, которые помогают пассажирам с ограниченными возможностями. Автор имеет основания утверждать, что если инвалиды и дают им какие-то деньги (в основном это делают иностранцы), то только по своей воле и в качестве чаевых. Зарплату обслуживающий персонал получает у администрации аэропорта - и ничего, Домодедово не жалуется. Тем более что доступность инфраструктуры аэропорта для инвалидов несколько повышает количество потенциальных клиентов авиакомпаний.

ОАО “Российские железные дороги”, к чести компании, имеет некоторое количество вагонов со специальными купе и тамбурами, приспособленными под нужды колясочников. Однако выдвигая аргументы против законопроекта, представитель “Желдортранса” сетует на то, что “места есть, но загружаемость малая”. То есть социально значимый проект обязан приносить прибыль? Хороший подход.

Как сказал при обсуждении предыдущего вопроса вице-президент Российского союза строителей Григорий Веретельников, “избаловали мы своих горожан и сельчан”. Это на вопрос Ольги Голодец, зачем российские предприниматели нанимают так много гастарбайтеров, когда сограждане сидят без работы. Избаловали, возможно, по логике некоторых работодателей, и инвалидов: раньше не платили, а теперь вдруг подавайте им... И все это - “осознавая безусловную важность реализации на уровне государства политики социальной защиты инвалидов”. Притом что ОАО “РЖД”, на секундочку, государственная компания.

- Вы сейчас нарушаете закон, не обеспечивая (доступной среды для инвалидов. - П.О.) и не тратя на это денег, - неожиданно напал на представителя “Желдортранса” обычно тихий и вкрадчивый министр труда Максим Топилин.

Как бы то ни было, но этот вопрос тоже должен быть обсужден - и, по-видимому, решен на отдельном совещании у Ольги Голодец. Учитывая, что гостеприимная вице-премьер в целом, кажется, была солидарна с коллегой Топилиным, можно рассчитывать на позитивный результат для россиян с ограниченными физическими возможностями. Правда, и она не все одобряет в представленном законопроекте. Так, в нем параллельно представлены пункты как об организации доступного пространства, так и о наличии тех самых помощников. По мнению Голодец, стремиться нужно именно к первому, что должно привести к отсутствию всяких помощников за ненадобностью. Позиция столь же правильная, сколь и идеалистичная, но, как говорится, верной дорогой... Только хотелось бы, чтобы важные вопросы российской жизни решались именно в РТК, а не за дверями кабинета вице-премьера.