​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

18.10.2016

В конце сентября глава Центра стратегических инициатив, экс-министр финансов России Алексей Кудрин предложил отложить выполнение «майских» указов президента Владимира Путина в части повышения зарплат бюджетникам. По его мнению, выполнение указов должно коррелировать с реальным ростом доходов государства. А сейчас обеспечивать их реализацию нечем. То есть, чтобы выполнять указы президента, регионам придется брать на это средства из других бюджетных статей, например, пускать на это деньги, предназначенные на лекарственное обеспечение пациентов.

Небедные люди

Идею тут же раскритиковали профсоюзы. По их оценкам, предложение спровоцирует волну народного возмущения. Ведь зарплаты в отрасли и так не высокие. По данным, которые были представлены Росстатом в первом полугодии, средняя зарплата врачей в отрасли в России составляла 48 946 руб.

К тому же, в ЦК профсоюза работников здравоохранения считают, что следует иметь в виду тот факт, что средняя зарплата рассчитывается не на ставку, а на физическое лицо, и в условиях кадрового дефицита достигается за счет совместительства. А в 2015 году коэффициент совместительства в отрасли составлял 1,43. То есть фактически практически каждый российский врач работал на полторы ставки.

«Наша позиция по поводу предложения Кудрина отменить выполнение «майских указов» резко негативная, это недопустимо. Мы считаем, что этот вопрос вообще нельзя даже поднимать, тем более что рост зарплат медиков обеспечен указами президента», - заявил «МВ» председатель профессионального союза работников здравоохранения Москвы Сергей Ремизов.

В первом полугодии 2016 года, по данным Росстата, среднестатистический врач в Москве зарабатывал в месяц 80 759 рублей. При этом динамика роста зарплат была позитивной.

По данным профсоюза, за первое полугодие 2016 года по сравнению с первым полугодием 2015 года в Москве в учреждениях Департамента здравоохранения у врачей и работников организаций, имеющих высшее образование, рост заработной платы составил 10,9%, у среднего, в том числе, фармацевтического персонала - 8,5%, у младшего персонала - 6,6%. В федеральных медицинских учреждениях зарплаты выросли у врачей на 8%, у среднего медицинского и фармацевтического персонала – на 6,7%, у младшего медицинского персонала - на 5,8%. «То есть динамика есть и если ее отменить, будут большие проблемы в коллективах», - полагает Сергей Ремизов.

А деньги где?

Но что будет дальше, непонятно. В пояснительной записке к разработанному Минздравом России проекту федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» сказано, что расходная часть бюджета ФОМС не обеспечивает реализацию указа президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по повышению заработной платы медицинских работников». На эти цели бюджету ФОМС требуется 70,7 млрд рублей в 2017 году, 196,6 млрд - в 2018 году и 219,5 млрд рублей - в 2019 году.

Как возможное решение данной проблемы Минздрав предлагает использовать дотацию ФОМС на сбалансированность, которая предоставляется федеральному бюджету в объеме 91,2 млрд рублей и перечисляется в федеральный бюджет после исполнения текущих расходных обязательств бюджета федерального фонда. Однако перечисление дотации может быть осуществлено только в последний банковский день текущего финансового года. Из-за этого федеральный бюджет не сможет использовать указанные средства в 2016 году. Но их можно будет использовать в 2017 году и частично в 2018 году.

В здравоохранении на сегодня в рамках существующей бюджетной политики прогнозируется некое снижение динамики роста оплаты труда

Как пояснил «МВ» заместитель председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения Геннадий Щербаков, обсуждаемые проектировки бюджетной политики на предстоящие три года, действительно, направлены на сужение социальных расходов по обеспечению бюджетной сферы. По его словам, в здравоохранении на сегодня в рамках существующей бюджетной политики прогнозируется некое снижение динамики роста оплаты труда. И связано оно, прежде всего, с отсутствием в течение ряда лет индексации фондов оплаты труда учреждений и с корректировкой сроков достижения целевых показателей, которые регламентированы в «майских» указах президента. Для их исполнения было два документа – программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2012-2018 год и «дорожная карта», которая утверждена решениями правительства.

Однако на июньском совещании у заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец были достигнуты некие договоренности: в 2017 году повышение зарплат в отрасли должно составить: по врачам – 180%, среднему медицинскому персоналу – 90%, младшему медицинскому персоналу – 80%. В 2018 году: по врачам – 200%, среднему и младшему медицинскому персоналу – 100%.

«То есть, по данному «согласованному сценарию» сроки реализации Указов президента РФ для медицинского персонала отодвигаются на год. Хотя такие разговоры ведутся, пока никаких изменений в принятые решения не вносилось. Но поскольку в бюджете Федерального фонда ОМС средств явно недостаточно, нас ждет, в общем-то, ухудшение положения, что, безусловно, может сказаться и на уровне оплаты труда медицинского персонала», - пояснил Геннадий Щербаков.

При этом он подчеркивает, что в ряде регионов по сравнению с первым полугодием ситуация уже сейчас усложняется. «Мы с Минздравом пошли на то, чтобы закрепить в структуре зарплаты обязательную часть выплаты 55-65%. Однако отсутствие средств на стимулирующие выплаты в фонде оплаты труда приводит к тому, что работники начинают получать меньшую заработную плату, чем в начале года», - отметил Геннадий Щербаков.

Непосильная ноша

На встрече с Владимиром Путиным 13 сентября министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил, что за семь месяцев этого года зарплаты в образовании увеличились на 4,5%, в здравоохранении – на 5,8%. «Зарплаты врачей за первое полугодие составили уже порядка 49 тыс. рублей, это 154%, где-то около планового показателя на этот год, и у меня не сомнений, что мы по этой категории выполним в этом году указы», – заявил министр. По его словам, сейчас многие регионы прикладывают максимально возможные усилия для того, чтобы исполнять указы.

Эксперты выражают сомнения в возможности сохранения положительной динамики этого процесса. Как отмечает директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лариса Попович, проблема в том, что с самого начала не были просчитаны возможности государства в части выполнения «майских» указов. Тем не менее, если задача по их выполнению будет поставлена как приоритет, она будет реализовываться, пусть даже и формально. Например, через изменение системы подсчета заработной платы или за счет сокращения количества медработников. Возможно и снижение средней зарплаты в других отраслях экономики региона, с тем, чтобы обеспечить повышение у врачей.

«Система ОМС обеспечивает ту часть зарплаты, которая зарабатывается в рамках выполнения территориальной программы ОМС. А вот обязательства по росту зарплат бюджетникам, это обязательства регионов, бюджетов. Целесообразность их выполнения подвергается критическому осмыслению разными экспертами. Но если такую задачу поставил президент, значит, она будет выполняться. Пусть даже и за счет других расходных статей», - комментирует ситуацию Лариса Попович.

В 2016 году, дефицит бюджета ФОМС закладывался в размере 26 млрд рублей. С учетом предлагаемых в настоящее время изменений в утвержденный бюджет фонда, по итогам текущего года он будет бездефицитным, более того, планируется его профицит. Однако для исполнения «майских» указов в следующем году нужен еще 71 млрд рублей. И источник этих средств пока так и не найден.