​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Обещанное на три года: Бюджет России как бы представили социальным партнерам

Обещанное на три года: Бюджет России как бы представили социальным партнерам

12.10.2016

Про бюджет на следующие три года Минфин пока не распространяется - 13 октября все будет ясно на заседании правительства. Известно лишь, что инфляция заложена в проект бюджета на уровне 4%, спрогнозированная цена нефти - 40 долларов за баррель. Минэкономразвития уверяет, что заметило рост экономики, а Фонд медицинского страхования тем временем ищет деньги на повышение зарплат медикам. Индексировать пенсии работающим пенсионерам не будут.

Проект почти не виден

Минфин и Минэкономразвития на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК) 7 октября не смогли представить проекты ни экономического прогноза, ни федерального бюджета. Было оговорено, что документы разработаны, но еще нигде не обсуждались. Глава Минтруда Максим Топилин пояснил, что проекты рассмотрят на заседании правительства 13 октября, а если не успеют, то еще 20-го и, возможно, 27 октября. В любом случае, по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева, проект бюджета на следующую трехлетку должен быть внесен в Госдуму до 28 октября.

Впрочем, основные цифры представители ведомств огласили.

Прогнозируемый доход федерального бюджета в 2017 году - 13,5 трлн рублей, в 2018 году - 14 трлн и в 2019 году - 14,8 трлн. В процентном отношении к ВВП это означает снижение с 16% (в текущем году) до 15% (к 2019 году). По словам замминистра финансов РФ Алексея Лаврова, “это обусловлено снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП”. Цена нефти на все три года заложена в размере 40 долларов за баррель.

- У нас есть целевые параметры сокращения дефицита бюджета. С 3,7% ВВП нам нужно выйти на 3,2% в 2017 году, 2,2% в 2018 году и 1,2% в 2019 году. У нас нет возможности финансировать дефицит, - сообщил Лавров.

Он пояснил, что в этом году из Резервного фонда возьмут 2,1 трлн рублей, в следующем году - еще 1,1 трлн, после чего деньги в нем закончатся, и правительство вскроет Фонд национального благосостояния. “Но на трехлетний период средств хватает”, - обнадежил Лавров.

Таким образом, Минфин высчитал предельный объем расходов, который правительство может профинансировать. В 2017 году - 16,2 трлн рублей, в два последующих года - по 16 трлн рублей, что означает снижение расходов по отношению к ВВП с 19,8% (в текущем году) до 16,1% (к 2019 году). Вот из этих денег и будут оплачивать все социальные обязательства, сокращая по ходу дела “неприоритетные расходы”. Какие именно расходы Минфин считает неприоритетными, Лавров не сообщил, однако заверил: на все три года предусмотрена индексация пенсий и социальных пособий на уровень инфляции.

С индексацией, правда, не все просто. Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Ведев заявил, что в прогноз его ведомство закладывает инфляцию на три года в размере 4%. Именно на эту величину будут индексироваться пенсии и социальные выплаты. На нее же возрастет и стоимость жилищно-коммунальных услуг.

- Мы отстояли позицию, при которой все тарифы [на продукцию естественных монополий] рассматриваются по новому принципу - “инфляция минус”, и он касается как предприятий, так и населения. Совокупный платеж граждан за коммунальные услуги не превысит инфляцию на всем периоде. Это принципиально иная ситуация, - говорит Алексей Ведев. - Необходимо разорвать инфляционную спираль, когда мы инфляцию прошлого года воспроизводим в тарифах нынешнего. Поэтому берется не прошлогодняя инфляция, а прогнозная, ожидаемая.

На прямой вопрос председателя ФНПР Михаила Шмакова, следует ли из этого, что тарифы на ЖКХ для населения не будут повышены более чем на 4%, Ведев ответил однозначно - да.

Оптимистическая погрешность

Замминистра экономического развития был благодушен, и даже о плачевной ситуации в российской экономике говорил,будто это достижение. Самым важным, по мнению министерства, стало “последовательное замедление спада в экономике и ВВП”. Цифры, близкие к статистической погрешности, преподносились как нечто оптимистичное. Всем, конечно, хотелось верить, что так оно и есть, но не у всех социальных партнеров это получалось.

Наибольшее влияние на положительную динамику за восемь месяцев оказали сельское хозяйство (рост на 3,4%) и промышленное производство (рост на 0,4%). Множество отраслей промышленности остались в минусе, но несколько - химическая, пищевая, лесопромышленный комплекс - “вытянули” в плюс всю промышленную сферу за счет своего роста.

Ситуация с реальными располагаемыми доходами населения неблагополучна - это замминистра признал. Люди ограничивают потребление, что отражается на розничной торговле. Зато с платными услугами ситуация лучше, “снижение всего лишь на 0,6%”. И вообще, в 2017 году рост реальной зарплаты составит до 0,5%!

Инфляция тоже радует министерство, всего 4,1%. Это абсолютный рекорд за последние двадцать лет! Все - благодаря тому, что цены на продовольственные товары почти не выросли.

Есть, правда, одна нерадостная цифра: прогноз ВВП в текущем году пришлось изменить с 0,4% на 0,6%. Нет, не роста, а падения. Но в министерстве и тут находят повод для оптимизма. Их расчеты показывают, что “экономика адаптировалась к новым ценовым коридорам” и ожидается “рост экономики уже в четвертом квартале этого года. ВВП выйдет в плюс уже в первом квартале 2017 года”.

- Мы оцениваем прошедший и текущий года как адаптацию к новым ценовым условиям и смотрим позитивно на перспективы роста экономики и повышения всех социальных показателей, - такими словами завершил выступление замминистра.

Все бы ничего, если бы Ведев, отвечая на вопросы членов РТК, не затронул вопрос о производительности труда. Кто ходит на заседания регулярно, знает - лучше об этом молчать. Иначе разнесут в пух и прах. Но Ведев редко представляет концепцию своего ведомства перед профсоюзами… Если коротко, он заявил, что доля фонда оплаты труда в ВВП в России очень велика, а это говорит о низкой производительности труда.

Первой не выдержала вице-премьер.

- Большие издержки говорят о низкой фондовооруженности и об очень низких инвестициях! Не надо путать одно с другим! - возмутилась Ольга Голодец и потребовала не выдавать больше подобного.

(Фондовооруженность - экономический показатель, показывающий оснащенность работников предприятий основными производственными фондами).

Тут же на Ведева обрушился с критикой председатель ФНПР Михаил Шмаков:

- А может, у нас ВВП низкий? Может, заняться другой частью этой формулы, а не ссылаться на издержки, связанные с трудом? Они формируются не только производительностью труда, но зависят еще и от стоимости жизни. В рабовладельческом обществе люди работали за похлебку. Это низкие издержки. Можно и так построить общество с точки зрения экономики. Сейчас вы за достижение выдаете, что у нас замедление спада экономики! Какие меры предусматривает Минэкономразвития для повышения ВВП?

Ответ Ведева ситуацию не прояснил. Он говорил о снижении стоимости кредита, хотя и “не до уровня европейских стран”, о “повышении инвестиционной активности”, источниками которой, однако, станут собственные средства предприятий.

Один из бюджетообразующих параметров - это курс рубля, и тут у Шмакова возникла дискуссия с замминистра финансов.

- Когда я сказал, что ЦБ с Минфином уронили курс рубля вдвое, я был объявлен врагом правительства. Но сейчас вы меня поддержали, сказав, что это один из важнейших параметров, который позволяет наполнить бюджет, - сказал Шмаков.

Лавров тут же поправился:

- Я этого не говорил. Был вопрос, является ли курс рубля важным фактором, влияющим на бюджет. Я сказал: да, является. Предпринимают ли Минфин и ЦБ целенаправленные усилия для изменения курса рубля, чтобы добиться бюджетных целей? Нет!

- Конечно, это случайно произошло... - хмыкнул председатель ФНПР.

Индексации и заморозки

На заседании РТК обсуждались и бюджеты социальных фондов. Самым беспроблемным оказался Фонд пенсионного страхования. Кратко охарактеризовал основные параметры бюджета фонда его глава Антон Дроздов:

- Базовый тариф не меняем, льготы новые не даем, старые не продлеваем. Накопительную пенсию морозим на три года. Индексация пенсии - по инфляции. Маткапитал не индексируем.

По словам Дроздова, в следующем году сложится уникальная ситуация: прожиточный минимум пенсионера станет ниже, чем в нынешнем. Но те, кто сейчас получают доплату до прожиточного минимума, могут не волноваться, доплата уменьшаться не будет. При этом решение о заморозке накопительной части пенсии принимал не Пенсионный фонд, а бюджетная комиссия.

Глава Минтруда Максим Топилин добавил, что индексация пенсий для неработающих пенсионеров запланирована в соответствии с инфляцией за прошлый год. Для работающих пенсионеров индексация, так же как и в этом году, не предусматривается.

В 2019 году средняя пенсия составит 14,6 тыс. рублей, социальная пенсия сравняется с прожиточным минимумом.

Проблема возникла с бюджетом Фонда социального страхования. Глава фонда Андрей Кигим пояснил, что дефицит по временной нетрудоспособности и материнству было решено закрывать за счет средств, накопленных по несчастным случаям на производстве.

Он напомнил, что этот вид страхования всегда был дефицитным, ранее Минфин выделял на его покрытие по 80 млрд рублей в год. Сейчас, по оценке соцстраха, дефицит средств по временной нетрудоспособности будет составлять по 42 млрд рублей в год. По словам Кигима, это связано с тем, что по временной нетрудоспособности действует плоская шкала тарифа - 2,9%.

Стороны профсоюзов и работодателей не поддержали маневр, посчитав его допустимым только на 2017 год и только с возмещением средств из бюджета РФ.

- Тогда давайте запишем, что в случае массовых аварий и гибели людей на производстве у федерального бюджета будет обязательство по закрытию этих выплат. А так мы сейчас весь профицит направим на текущие нужды, и не дай бог у нас будет серьезная авария на производстве! - возмутился Шмаков.

Максим Топилин напомнил, откуда взялась такая проблема:

- Разделение на два вида страхования и погружение в один фонд - вещь искусственная. Работодатели нам предлагали: давайте понизим тариф по несчастным случаям, а по нетрудоспособности повысим. Мы слышали и другие предложения. Мы отстояли решение, что с 2017 года не будет уменьшения обязательств по временной нетрудоспособности. Но мы не готовы менять тарифы и снижать обязательства. Представить себе, что федеральный бюджет даст трансферт в 120 млрд на балансировку одной части бюджета при наличии профицита в другой, - это невозможно.

Андрею Кигиму осталось добавить: фонд “не оставляет надежду, что нам вернут часть денег”.

Единственный из всех социальных фондов, бюджет которого еще не сформирован - это Фонд медицинского страхования. Вице-премьер Ольга Голодец пояснила, что выполнение майских указов президента РФ Владимира Путина - приоритетная задача правительства, но бюджету медстраха не хватает средств на повышение зарплат медикам в рамках этих указов. В настоящее время источник финансирования обсуждается.

В ходе заседания сторона работодателей обратила внимание на то, что в проекте бюджета фонда ОМС не заложена индексация отчислений за неработающее население. Представитель фонда пояснила, что субъекты РФ, перечисляющие взносы, находятся в критическом финансовом положении, поэтому было принято решение не увеличивать их финансовую нагрузку. Однако все три стороны социального партнерства заявили, что такой подход нарушает принципы социального страхования. Как подчеркнул председатель ФНПР, нужно решать, где регионам брать деньги на эти выплаты, а не ломать страховую систему.

На вопрос Ольги Голодец, сколько денег получит фонд, если индексация взносов за неработающее население все-таки произойдет, представитель медстраха ответить не смогла. Вместо нее об этом рассказала сотрудник Минфина. По ее оценке, сумма составит 32 млрд рублей.

* * *

Заседание Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям проходило 7 октября в рамках Всемирного дня действий “За достойный труд”. В этот день в большинстве регионов страны состоялись заседания трехсторонних комиссий, на которых соцпартнеры обсудили наиболее острые региональные проблемы в сфере труда и социальной защиты. В отдельных регионах помимо заседаний профсоюзные объединения организовали коллективные действия. Так, в Псковской и Курганской областях состоялись массовые митинги. В Пскове основной темой акции протеста стали общие социально-экономические проблемы жителей региона. В Кургане - требование вести капремонт жилья за счет государства, а не населения.