​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Правительство планирует на треть уменьшить бюджетные расходы на здравоохранение

Правительство планирует на треть уменьшить бюджетные расходы на здравоохранение

17.10.2016

Расходы федерального бюджета на здравоохранение могут сократиться в 2017 году почти на 33%. Соответствующие изменения предполагает проект бюджета на следующий год, представленный Министерством финансов на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Так, в 2017 году всего на здравоохранение предполагается выделить 362 млрд рублей, тогда как в 2016 году цифра составляла 544 млрд рублей.

В профсоюзе работников здравоохранения РФ «Солидарности» подтвердили значительное снижение объёма государственных средств, выделяемых на медицину в рамках проекта бюджета. Четыре основных проблемы, на которые особо акцентируют внимание представители профсоюза, - это доля ВВП, выделяемая на здравоохранение, изымание средств из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, отсутствие индексации зарплат бюджетникам, а также невыполнение в установленные сроки «майских» указов президента по росту доходов медиков. При этом в профсоюзе подчеркивают, что в представленный проект бюджета с определенной долей вероятности будут внесены значительные правки.

- Пока мы проанализировали основные направления бюджетной политики и прогнозы оценки социальной политики. До 28 октября, до внесения в Госдуму, правительству дано указание его доработать, так что окончательная версия бюджета может отличаться от представленного проекта. Возможно, в него будут внесены изменения в соответствии с замечаниями, которые представители профсоюзов сделали в ходе заседания рабочей группы российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, - пояснила секретарь ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ, заведующая отделом экономической работы и оплаты труда Тамара Гончарова.

По мнению представителей отраслевого профсоюза, самый принципиальный вопрос для отрасли в разрезе проекта бюджета на ближайшие годы - это значительное уменьшение государственных расходов на здравоохранение. На сегодняшний день, на медицину тратится порядка 3,4% ВВП. В 2017-ом году этот показатель планируется снизить до 3,2% ВВП, а в течение последующих двух лет еще на 0,1%.

- 3,1% расходов ВВП на медицину - это почти вдвое меньше рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, по расчётам которой оптимальная сумма для цивилизованных стран должна составлять порядка 5-6% ВВП, - пояснила Гончарова.

Другая проблема состоит в том, что большая часть российского здравоохранения финансируется сегодня за счет средств фонда ОМС. Несмотря на то, что деньги фонда фактически принадлежат гражданам России, отчисляющим в него определенный процент с зарплат, часть средств ФОМС в последние годы напрямую перечислялась в федеральный бюджет. Только на 2016 год трансфер из ФОМС в бюджет определен в размере 91 миллиарда рублей. С 2017 года такое изъятие планируется прекратить, однако часть денег фонда все равно будет идти на не страховые случаи. Например, на оплату высокотехнологической медицинской помощи, не включенную в программу ОМС, которая гарантирована государством, но на которую не хватает бюджетных средств.

Значительные вопросы есть и к реализации «майских» указов президента Путина в отношении повышения зарплат медработников. Правительством была утверждена дорожная карта по повышению зарплат врачей и медработников. В соответствии с документом, выйти на контрольные показатели предполагалось уже к 2017 году. Однако, сейчас Минфин и Минэкономразвития сверстали проект бюджета таким образом, что реализация указов президента отодвигается как минимум на год. Интересно, что при этом в разработанную правительством «дорожную карту» и другие документы никаких изменений не вносилось, то есть финансисты решили «задним числом» отодвинуть повышение зарплат бюджетникам.

- Нормативная база под такое решение не подведена. Контрольные показатели хоть как-то стимулировали руководителей регионов и других чиновников предпринимать усилия по повышению заработков бюджетников. Теперь все это переносится на год, - поясняет Тамара Гончарова.

Кроме всего прочего, в бюджете не предусмотрена индексация зарплат для всех сотрудников государственных сфер в целом и медработкникам в частности. Таким образом, с учетом того, что медикам не индексировали заработки с 2014 года, отсутствие повышения выплат может затянуться на шесть лет. И это в условиях внушительных размеров ежегодной инфляции. Что, естественно, вызывает серьезную озабоченность в профсоюзной среде.

На данный момент в профсоюзе работников здравоохранения РФ готовят письмо с предложениями по внесению изменений в бюджет, которое будет направлено в Федерацию независимых профсоюзов России, отраслевые ведомства, а также представителям правительства. Более полный анализ происходящих изменений и соответствующую позицию в профсоюзе выработают по итогам рассмотрения проекта федерального бюджета депутатами Государственной думы РФ.