​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Предложения по реализации закона о страховых пенсиях

25.02.2014

В связи с принятием нового пенсионного законодательства в рамках Стратегии долгосрочного пенсионного реформирования до 2030 года, которое вступит в действие с 1 января 2015 года, Ассоциация Профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ направила обращения в Госдуму Федерального Собрания РФ и Правление ПФР, поскольку нерешенных вопросов остается немало,  в частности,  в нем не определены организационные и финансовые механизмы для реализации права медицинских работников на досрочное пенсионное страхование и некоторые другие вопросы.

Текст обращения:

Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ (далее – Ассоциация) выражает свою обеспокоенность фактическим ограничением прав работников бюджетной сферы – членов профсоюзов на выбор варианта своего пенсионного обеспечения.

Согласно Федеральным законам «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ досрочные трудовые пенсии в бюджетной сфере гарантированы, и предоставляются за работу во вредных и/или опасных условиях труда (для работников здравоохранения); за физическую, психо-эмоциональную нагрузку.

Также сохранен пенсионный ценз, при этом новая формула расчета размера пенсии установила, что стаж работы будет исчисляться в баллах и будут устанавливаться коэффициенты. По новым правилам обращение за назначением пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста позволит увеличить страховую часть пенсии, а фиксированная выплата будет увеличена на соответствующие коэффициенты.

Размер пенсии будет устанавливаться не ниже 40% от утраченного заработка (Конвенция МОТ № 102), но условием реализации данной нормы является выработка 30-летнего стажа работы.

Для работников здравоохранения, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в городе, это означает, что врач, выработав по завершении обучения в ВУЗе 30 лет, достигает 55-летнего возраста,  общеустановленного в стране для женщин (основную долю работников в здравоохранении составляют женщины).

Таким образом, досрочная трудовая пенсия как один из видов льготной пенсии в здравоохранении не реализуема, а для получения более высокого размера пенсии ему предстоит отработать еще 5-10 лет, соответственно увеличив фиксированную и страховую выплаты.

В этой связи считаем целесообразным установить в отношении работников здравоохранения иные стимулы более позднего выхода на пенсию, применяя повышенные баллы и коэффициенты.

Специфика деятельности в здравоохранении обуславливает наличие вредных опасных и тяжелых факторов, которые не учитываются при аттестации рабочих мест и не могут быть устранены организационно-техническими мероприятиями: психо-эмоциональное напряжение, обусловленное постоянным контактом с больными людьми, высокой ответственностью за результаты своей деятельности, риском заражения, подверженностью насилия со стороны больных; оказание экстренных медицинских манипуляций для спасения жизни пациентов.

При этом статьей 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ в отношении Списков профессий, должностей, учреждений №1 и № 2 не делается исключения для работников государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, и на эти учреждения возлагается дополнительная финансовая нагрузка по уплате страховых взносов по повышенным тарифам наравне с учреждениями сектора реальной экономики.

Для реализации установленной нормы требуется законодательно закрепить соответствующее увеличение финансового обеспечения оказания медицинских услуг из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т.ч. обязательного медицинского страхования, что требует разработки серьезных организационных и финансовых механизмов для реализации этого направления пенсионного законодательства.  

Определенные трудности в реализации требований пенсионного законодательства вызывает ситуация, связанная с введением Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2013 № 410-ФЗ, которым установлен новый порядок подачи заявления застрахованным лицом о переходе из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд (далее–фонд). Ранее Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ предусматривал установление личности и проверку подлинности подписи застрахованного лица на вышеуказанном заявлении органом (организацией), с которым Пенсионным фондом РФ заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей (п.4 статьи 36.7).

В связи с принятием Федерального закона № 410-ФЗ эта норма фактически сохранена только при переходе застрахованного лица из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд России.

В результате граждане России, в т. ч. работники бюджетной сферы, для реализации своего права на переход из ПФР в НПФ должны лично явиться в территориальный орган ПФР, тогда как ранее за них это делал тот фонд, в который они предполагали перейти. Территориальные отделения ПФР, как правило, расположены в областных и районных центрах. Граждане, проживающие за пределами этих мест, в том числе на значительном отдалении, будут вынуждены затратить немалое время, денежные средства на оплату проезда для реализации своего намерения.

Мы расцениваем такое изменение законодательства как искусственное создание препятствий гражданам в осуществлении их намерения иметь накопительную пенсию и передавать ее в управление тому фонду, которому гражданин отдает предпочтение. Иначе как можно объяснить, по сути, сохранение прежней нормы при переходе застрахованного лица из одного негосударственного пенсионного фонда в другой фонд, в том числе и в ПФР.

Возникает ситуация, при которой, с одной стороны, мы слышим заверения органов власти о сохранении права гражданам иметь накопительную пенсию, а с другой стороны, осуществляются действия, которые заметно затрудняют гражданам реализацию этого права.

При этом необходимо отметить, что выбор страховщика по обязательному пенсионному страхованию в 2014-2015 г.г. напрямую связан с выбором варианта пенсионного обеспечения.

Ассоциация выступала и выступает в поддержку позиции Президента Российской Федерации предоставить гражданам право выбора: иметь накопительную пенсию или направить все средства на страховую пенсию.

Работники бюджетной сферы не могут компенсировать отсутствие накопительной пенсии корпоративной или личной негосударственной пенсией по вполне понятным причинам и поэтому возможность формирования накопительной пенсии мы расцениваем как положительный фактор в вопросах совершенствования пенсионного обеспечения работников образования.

В связи с вышеизложенным, просим Вас оказать содействие по внесению изменений в действующее законодательство, в т.ч. внести в Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ следующее изменение:

Пункт 4 статьи 36.7 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

"5) органом (организацией), с которым Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей. Прием заявлений застрахованных лиц и передача их в электронной форме в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Типовая форма указанного соглашения утверждается Банком России".

Мы надеемся, что Вы поддержите нас в восстановлении законодательно установленных условий для реализации законных прав работников бюджетной сферы на формирование своей пенсии.

С уважением,
Президент Совета Ассоциации,
Председатель профсоюза
работников здравоохранения РФ
М.М.Кузьменко