​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Все о потребительской корзине – 2018

Все о потребительской корзине – 2018

17.01.2018

Что входит в потребительскую корзину современного россиянина? Как менялся ее состав и соотношение продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг? В чем суть последних предложений правительства, направленных на изменение пропорций состава потребкорзины, и какой позиции по этому вопросу придерживаются профсоюзы? Обо всем этом в материале «Солидарности».

 

ЧТО ЭТО?

Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Исходя из стоимости этого набора, Росстат ежеквартально подсчитывает величину прожиточного минимума. (Читайте «Все о прожиточном минимуме»).

В России потребительская корзина вычислена, согласно закону «О Потребительской корзине в целом по Российской Федерации», принятому 3 декабря 2012 года. Корзина включает три главные части и составляется отдельно для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Первая группа - продукты питания, составляющие около 50% всей стоимости. Вторая группа - непродовольственные товары: лекарства, обувь, одежда, включая головные уборы и белье. Третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

 

Продукты питания

Наименование Единица Трудоспособное население (объем в год) Пенсионеры (объем в год) Дети (объем в год)
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые) кг 126,5 98,2 77,6
 Картофель  кг 100,4   80,0 88,1 
 Овощи и бахчевые  кг 114,6  98,0 112,5
 Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1
 Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар  кг 23,8  21,2  21,8 
 Мясопродукты  кг 58,6  54,0   44,0
 Рыбопродукты  кг 18,5 16,0  18,6 
 Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко  кг  290,0 257,8   360,7
 Яйца  штук  210  200 201 
 Масло растительное, маргарин и другие жиры кг  11,0 10,0  5,0 
Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,5

 

Непродовольственные товары

Наименование 

 Единица

Трудоспособное население (объем в год)

Пенсионеры (объем в год)

Дети (объем в год)

Верхняя пальтовая группа 

 

Штук/лет

 

3/7,6

3/8,7 

3/2,6

 Верхняя костюмно-платьевая группа

Штук/лет 

8/4,2 

8/5,0 

11/2,0

Белье 

 Штук/лет 

9/2,4

10/2,9

 11/1,8

  Чулочно-носочные изделия

 Пар/лет 

7/1,4 

4/1,9 

6/1,3

 Головные уборы и галантерейные изделия

Штук/лет

 5/5,0 

 3/2,6 

4/2,8

Обувь

Пар/лет

 6/3,2

6/3,5 

 7/1,8 

Школьно-письменные товары

Штук/лет

 3/1,0

 3/1,0

27/1,0 

 Постельное белье

 Штук/лет

 14/7,0

14/7,0 

 14/7,0

 Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения 

 Штук/лет 

19/10,5 

19/10,5 

19/10,5

 Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

Процент от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц 

10 

 15

12

 

 

Услуги

Наименование

Единица измерения

Трудоспособное население (объем в год)

Пенсионеры (объем в год)

Дети (объем в год)

Жилье

Кв. м общей пл.

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

Л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

Куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

КВт ч. в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

Поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

Процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

Процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15

 

ИЗ ИСТОРИИ

В потребительской корзине времен СССР (1970 - 80-е годы) больший процент потребления составляли: мясо (84 вместо 58,6 кг), рыба (20 вместо 18,5 кг), яйца (280 вместо 210 штук), молоко (380 вместо 290 кг), фрукты (80 вместо 60 кг) и овощи (146 вместо 114 кг). А вот современным россиянам предлагают увеличить потребление хлебобулочных изделий (126,7 вместо 110 кг).

31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ». Он утратил силу в связи с принятием Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года. Существующие с тех пор состав и объем корзины останутся неизменными до 2021 года. Такое решение правительство РФ приняло 28 сентября 2017 по предложению Министерства труда и социальной защиты.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин на съезде партии «Единая Россия» 21 января 2017 года сообщил, что в 2017 году будет пересмотрен состав потребительской корзины.

- По закону потребительская корзина пересматривается через каждые пять лет, поэтому нам предстоит сделать это в 2017 году. Но нужно быть крайне аккуратными, чтобы не нарушить зыбкое финансовое равновесие, которое может повлиять на ВВП, - подчеркнул министр.

Тем не менее, 28 сентября правительство приняло решение о «замораживании» состава и объема потребкорзины до 2021 года. При этом Кабмин отказался от разработанных ранее корректировок состава потребительской корзины. Предполагалось изменить набор продуктов за счет увеличения доли фруктов, овощей, мяса и снижения доли круп и хлебопродуктов. Корзину «заморозили» на фоне планов уравнять МРОТ и прожиточный минимум, так как последний рассчитывается по действующей продуктовой корзине. Позднее было принято решение о поэтапном уравнивании МРОТ и прожиточного минимума (с 1 января 2018 года - до 85% от ПМ, с 1 января 2019 года - до 100%).

9 января 2018 года глава Минтруда Топилин вернулся к планам необходимости пересмотра и улучшения состава потребительской корзины. В частности, по мнению министра, нужно более тщательно проработать ее баланс.

- В действующей корзине «перебор» хлебных продуктов и картофеля. И, наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов. Приблизить набор продуктов питания к оптимальному - главная задача новой потребительской корзины, - заверил глава ведомства.

Также в министерстве рассчитывают изменить пропорции между продуктами питания, непищевыми товарами и услугами. По словам Топилина, в правительстве готовы обсудить законопроект, по которому прожиточный минимум будет пересматриваться, исходя из медианного среднедушевого дохода, а не из стоимости потребительской корзины.

 

ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ

Еще на стадии обсуждения нового закона о потребительской корзине в 2012 году ФНПР отказалась от его поддержки. По мнению профсоюзной стороны РТК, выраженном в письме зампреда ФНПР Нины Кузьминой, проект предполагал, что расходы на питание составляют половину потребительских расходов домохозяйств, а это говорит о крайне неблагополучной социально-экономической ситуации. «Зафиксированный в приложениях к проекту почти нищенский статус большинства населения РФ необходимо преодолевать, а не законодательно закреплять», говорилось в письме. По мнению ФНПР, необходимо переходить на минимальный потребительский бюджет, так как предложенный правительством «новый» метод расчета корзины и прожиточного минимума – несправедлив.

Олег Соколов, секретарь ФНПР:

- Потребительская корзина должна соответствовать реальным расходам. Правительство внесло два связанных друг с другом законопроекта, которые нас не устраивают. В них занижен прожиточный минимум как для работающих, так и для неработающих. По нашему мнению, в потребительской корзине для трудоспособного человека расходы на продовольствие должны составлять не более 30%, тогда как сейчас правительство предлагает установить, что расходы на питание будут составлять 50% корзины, что характерно не для развитых, а для бедных стран. На остальное – непродовольственные расходы и особенно услуги – остается очень мало, тогда как должно быть не менее 60%, это стандартный показатель для развитых стран. Особенно беспокоит ситуация с услугами в условиях, когда они повсеместно становятся платными и стоимость их растет. По нашему мнению, в состав корзины должны быть также включены страховые выплаты и сбережения, без которых существование гражданина представить себе трудно. (Тем не менее, в правительственном проекте этого нет.) Размер потребительской корзины должен быть минимум в два раза больше, чем предложенный правительством.

В ходе прямой линии 13 октября 2017 года председатель ФНПР Михаил Шмаков так сказал о дальнейших действиях профсоюзов после уравнивания МРОТ и прожиточного минимума:

- Мы должны требовать пересмотра и актуализации методики расчета потребительской корзины. Это – одна из приоритетных задач для профсоюзов после того, как МРОТ будет-таки доведен до прожиточного минимума, - заверил Шмаков.