​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

За что борется наш Профсоюз?

26.02.2020

Будущее за отраслевой системой оплаты труда

Новый министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко заявил, что в апреле этого года министерство представит план новой отраслевой системы оплаты труда. Такое поручение сформулировано в адрес министерства в поручениях, утвержденных по итогам Послания Президента России, ряда совещаний и Госсовета, посвященных вопросам модернизации первичного звена. У профсоюза, который занимается защитой прав медицинских работников, всегда было четкое видение концепции такой системы. Оно неоднократно выносилось на рассмотрение федеральных органов власти. И теперь профсоюз вновь направил конкретные предложения по структуре и размерам составных частей заработной платы в Минздрав и Минтруд, а также руководителям двух профильных Комитетов Государственной Думы РФ: по охране здоровья и по труду, социальной политике и делам ветеранов. О том, какие изменения поддерживает профсоюз, обозреватель «МГ» Алексей Папырин попросил рассказать председателя профсоюза работников здравоохранения РФ Михаила Кузьменко.

– Михаил Михайлович, в одном из интервью Вы заявляли, что необходимо в кратчайшие сроки сформировать «систему стандартов» по оплате труда работников с учётом специфики их деятельности. Если работа по созданию таких нормативов будет продолжена, как быстро она сможет завершиться? Но сначала, пожалуйста, поясните для читателей «МГ», что понимается под системой стандартов?

– Если изложить кратко смысл – труд работников, имеющих одинаковое образование, компетенции, трудовой стаж, работающих в аналогичных условиях по сложности и вредности, за такое же количество рабочих часов должен оплачиваться равноценно. Нельзя ущемлять медицинских работников только из-за того, что они работают в бедном субъекте Федерации. Фактически, системой стандартов должна стать отраслевая система оплаты труда, которая формируется сегодня. В нее необходимо включить установленные на федеральном уровне минимальные гарантии, как по размерам базовых окладов, так и по видам и размерам компенсационных и стимулирующих выплат.

Собственно, посылы Президента РФ, именно на это и нацелены. Если говорить о сроках, то они диктуются оперативным принятием мер по разрешению критической ситуации с кадровым обеспечением отрасли, которая определятся не в последнюю очередь именно заработной платой.

– На что Профсоюз обращал постоянно внимание всех уровней власти?

– Реальная заработная плата, подавляющей части медиков, принципиально далека от цифр, озвучиваемых руководителями. Кроме того, отмечается несовершенство самих моделей ее исчисления, которые не обеспечивают достойный ее гарантированный уровень. Плюс нет соответствующей компенсации специфических факторов профессиональной деятельности. По-прежнему отсутствует эффективный механизм стимулирования качества и результатов труда.

Профсоюз считает, что это, по сути, и есть одна из исходных точек кадровых проблем в отрасли. Именно отсюда идет – и снижение престижности профессии. В значительной степени этим обуславливается нежелание молодых людей работать по специальности, эмоциональное «выгорание» работающих с предельной нагрузкой специалистов.

Давайте уточним, что отсутствие единых, гарантируемых государством должностных окладов приводит к существенным различиям в уровне оценки труда. А дальше формируется заметная разница не только по регионам страны, но и между лечебными учреждениями территории. Таким образом, создается один из главных факторов региональной кадровой разбалансированности.

Именно эти объективные обстоятельства, в свою очередь, обуславливают сложность задачи, которая поставлена перед разработчиками Отраслевой системы. Очевидно, что введение ее повлечет за собой существенные изменения правовой базы формирования систем оплаты труда в бюджетной сфере. С нашей точки зрения, на этом этапе, на федеральном уровне, крайне необходимо обеспечение совместного рассмотрения концептуальных подходов и механизмов отраслевого регулирования оплаты труда медицинских работников всеми заинтересованными участниками процесса.

Профсоюз сформулировал свои предложения, исходя из логики Поручений и необходимости принципиальных перемен. И сегодня наши профсоюзные организации готовы представлять, обсуждать, отстаивать выработанные подходы на всех «площадках».

– Как вы уже сказали, в основе новой системы будет зaложен перечень нaдбaвок и компенсaций единый для всего государства. На Ваш взгляд, достижимо ли подобное выравнивание в масштабах огромной страны?

– Надтарифные выплаты, как компенсационные, так и стимулирующие, нацеленные на материальную оценку специфических факторов профессиональной деятельности работников отрасли, во многом определяют размер заработной платы в целом. Именно поэтому регламентация и этих выплат должна стать составной частью новой системы оплаты труда, элементом ее стандартизации. В первую очередь, в едином Перечне надо зафиксировать наименования выплат. Мы считаем, что на государственном уровне должны быть прописаны и минимальные гарантированные размеры этих выплат.

На субъекты РФ должно быть возложено обеспечение и контроль соответствия заработной платы на местах федеральному стандарту. При этом, с нашей точки зрения, должны быть сохранены права субъектов РФ и учреждений на установление более высоких размеров составных частей зарплаты, или введение некоторых дополнительных выплат, исходя из местной специфики.

Да, процесс введения единых подходов к организации заработной платы в регионах будет непростым, ведь в целом ее многокомпонентность определяет взаимозависимость всех составных частей и требует очень взвешенного подхода к изменению сложившейся сегодня структуры заработной платы.

Нельзя допустить, чтоб повторилась ситуация предыдущих лет, когда увеличение тарифной части заработной платы до 55-60 % практически повсеместно осуществлялось за счет сокращения компенсационных и стимулирующих (надтарифных) выплат. При этом «ревизия» «ночных» и «стажевых» выплат в значительной части регионов вызвала затяжные социальные конфликты.

– Михаил Михайлович, многие больницы зарабатывают значительную часть доходов по внебюджетной деятельности. Могут ли быть установлены какие – то четкие общие правила распределения этих доходов, в том числе и отчисления на заработную плату руководства клиник?

– Регламентация уровня заработных плат главных врачей – тема, действительно, актуальная. На это направлено установление нормативными правовыми актами соответствующей планки максимально допустимого соотношения размера среднемесячной заработной платы руководителя учреждения и работников больниц и поликлиник, что предусмотрено Трудовым кодексом РФ. Для лечебных учреждений субъектов РФ рекомендуется устанавливать указанное соотношение в кратности от 1 до 6 – эта норма в течение ряда лет предусмотрена Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемыми Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально трудовых отношений. При этом в основу определения этого соотношения в каждом конкретном случае закладываются объективные показатели: уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд, численность прикрепленного населения, численность работников и т.д.

Внебюджетная деятельность, как и в целом финансовые средства, направляемые в фонд оплаты труда учреждения из всех разрешенных источников, их расходование должно быть регламентировано соответствующими Положениями. Они утверждают в конкретных лечебных учреждениях по согласованию с первичной профсоюзной организацией. Мы нацеливаем наших работников, актив на обеспечение объективности, прозрачности распределения средств, направляемых на оплату труда, в частности, установления стимулирующих выплат по соответствующим показателям и критериям. Не надо скрывать, что существуют перекосы на местах и в этих вопросах. Разумеется, в каждом конкретном случае это должно стать предметом пристального внимания администрации учреждения и профсоюзной организации.

– Уже более года реализуется национальный проект «Развитие здравоохранения». Как Вы оцениваете его первые итоги?

– Нацпроект должен помочь в решении многих проблем, сложившихся в отрасли. Достаточно сказать, что в восьми федеральных проектах в его структуре охватываются разные аспекты организации оказания медицинской помощи. Более того, кадровые вопросы в той или иной степени нашли отражение во всех федеральных проектах. Безусловно, наиболее предметно они прописаны в федеральном проекте «Обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами».

Оценивать первые итоги реализации нацпроекта одновременно и трудно и просто. Сложно – потому что, как любой многоплановый комплексный объемный проект, он требует всестороннего глубокого анализа, в том числе не только достигнутых показателей, но и с точки зрения создания реальных предпосылок для достижения отдаленных результатов. С другой стороны – просто – если оценивать с точки зрения конкретного пациента или медицинского работника, врачебного сообщества. Учитывая, что я представляю Профсоюз, значит, и оценка наша – фактически оценка медицинских работников. А коллеги пока не могут сказать о конкретных шагах, предпринятых в этой сфере.

– Приближается съезд профсоюза. Будет ли обсуждаться тема повышения заработной платы на главном профсоюзном форуме?

– Разумеется, вопросы повышения уровня заработной платы и совершенствования системы оплаты труда, зафиксированные в Постановлении предыдущего – VI съезда Профсоюза (2015 г.), в отчетный период находились в центре внимания наших организаций всех уровней.

Естественно, перечисленные вопросы обсуждались на первых этапах выборной кампании – на отчетно-выборных собраниях, конференциях первичных и региональных организаций Профсоюза в подавляющей части субъектов РФ. И безусловно, оценка ситуации по этому вопросу будет дана на предстоящем съезде Профсоюза. Не менее важно – мы определим задачи на предстоящий период! А как следует из всего вышесказанного – предстоит огромная работа по отстаиванию прав и интересов работников в аспекте реализации и нацпроекта и Поручений Президента РФ. Краткий смысл этой нашей работы можно выразить несколькими словами: «Работникам здравоохранения – справедливую и достойную оплату труда!»

– Как идет в целом подготовка к VII съезду Профсоюза?

– Только что закончились отчеты и выборы в региональных организациях Профсоюза, мы вплотную подошли к логическому завершению отчетно-выборной кампании – VII съезду профессионального союза работников здравоохранения РФ. На этом форуме, который созывается 20 – 21 мая 2020 г., делегаты подведут итоги пятилетней деятельности, определят цели и задачи на предстоящий период.

Нельзя забывать, что прошедший период был насыщен важными событиями в жизни многих региональных организаций Профсоюза, в том числе и юбилейных дат в истории региональных организаций. Мне импонирует, что хорошей традицией стало проводить организационно-уставные мероприятия в торжественной обстановке, где профсоюзные лидеры не только анализируют пройденный путь, но и советуются с профсоюзным активом по вопросам дальнейшей деятельности, совершенствования форм и методов работы.

В 2019 г. завершена отчетно-выборная кампания в региональных организациях. Это означает, что первичные, территориальные организации выполнили уставную норму – провели отчетно-выборные собрания, конференции. Отрадно отметить, что деятельность выборных органов всех 80 региональных организаций признана «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЙ». Прежде всего, хотел бы отметить, что на заседаниях высших органов первичных, местных, региональных организаций активно обсуждались проблемы, касающиеся основных направлений деятельности Профсоюза и темы, волнующие медицинскую общественность. В первую очередь – совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, обеспечение безопасных условий труда, повышение социальной защищенности медицинских работников, совершенствование коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и многие другие. И, безусловно, эти вопросы будут в центре внимания в мае 2020 г. на очередном съезде.

К его подготовке мы приступили давно – еще в 2018 г. На заседаниях Президиума ЦК Профсоюза его члены неоднократно обсуждали вопросы, связанные с подготовкой предстоящего форума. Они рассмотрели и утвердили перечень документов и проектных материалов, которые будут представлены на съезд, подходы к их формированию, участие в работе съезда представителей других отраслевых профсоюзов и их объединений, представителей законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации и многие – многие другие.

За эти два с лишним года мы провели два этапа совещаний в федеральных округах с руководителями региональных организаций, в 2020 г. – с участием делегатов съезда. На них рассматривались вопросы, связанные с подготовкой нашего форума, подходами к избранию профсоюзных органов нового созыва, количеством и наименованием постоянно действующих комиссий ЦК Профсоюза и тех изменений и дополнений, которые планируется внести в Устав Профсоюза.

Кроме того, в ходе отчетно-выборной кампании региональные организации выдвинули кандидатов на должность Председателя Профсоюза, среди них и моя кандидатура. Я дал согласие о выдвижении меня на должность Председателя Профсоюза.

Мы уверены, что съезд пройдет на должном уровне, а принятые на нем документы и Программа действий Профсоюза на 2020 – 2025 гг., лягут в основу действий выборных профсоюзных органов всех уровней в следующий отчетный период.

– Что с профсоюзным членством: оно увеличивается или уменьшается? Каким Профсоюз подходит к очередному съезду?

– Мне приятно отметить, что за прошедшие годы, Профсоюз организационно окреп, в целом была выстроена работоспособная структура, умножены кадровые, информационные, финансовые ресурсы. Как показывает жизнь, мы продолжаем подтверждать наши возможности противостоять различным внешним вызовам и угрозам. Безусловно, это способствует повышению авторитета Профсоюза среди медицинской общественности. Напомню, что основными приоритетами в его деятельности были и остаются – представительство и защита законных прав и интересов членов Профсоюза.

Безусловно, как и в других отраслевых Профсоюзах, у нас сохранялась тенденция снижения охвата профсоюзным членством. Однако в прошедший период ее удалось преодолеть и даже в 2018 г. обеспечить некоторое увеличение данного показателя. К съезду Профсоюз идет сильной, независимой, эффективно действующей организацией, объединяющей в своих рядах более 2,2 миллионов работников отрасли. Я уверен, что, несмотря на любые трудности, он сумеет гарантировать коллегам справедливую заработную плату, безопасные условия труда и сильную юридическую защиту.

– Что можно сделать еще для того, чтобы наша общественная организация стала более привлекательной для молодежи?

– В отчетный период профсоюз и его организации реализовывали принятую на VI съезде Профсоюза в мае 2015 года резолюцию – «Молодежь – стратегический ресурс Профсоюза». Согласно этому документу мы ежегодно наращиваем темпы по вовлечению молодёжи во все наши социально значимые акции и мероприятия. Это – спортивный фестиваль «Бодрость и здоровье» (он уже многое годы проводится профсоюзом в Краснодарском крае). Речь идет и о различных образовательных форумах, слётах, конкурсах профессионального мастерства, а также и художественной самодеятельности, КВН.

Мы уверены, что развитие новых направлений информационной работы, направление молодежи на обучение в образовательные учреждения по квоте ФНПР привлекают молодежь в наши ряды. А такая форма поощрения, как присуждение профсоюзных стипендий студентам очной формы обучения за отличную успеваемость, успехи в научно-исследовательской работе и активное участие в деятельности профсоюзной организации не только повышает наш имидж, но и является существенной финансовой поддержкой.

В отчетный период мы сумели привлечь молодежь к работе территориальных трехсторонних комиссий по урегулированию социально-трудовых отношений, к разработке молодежных разделов для региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров в крупнейших учреждениях системы здравоохранения. В итоге на сегодняшний день в 56-ти региональных отраслевых соглашениях существуют разделы по работе с молодежью, а в остальных – вопросы социально-экономических интересов молодежи отражены в разных разделах документа.

Реализация молодежной политики, активизация работы молодежной комиссии ЦК Профсоюза дали свои плоды. В цифрах это выглядит так: на 01 января 2019 г. охват профсоюзным членством среди молодежи: работающих – 62,3%, обучающихся – 85,6%.

Заслуживает одобрения практика проведения школ молодых профсоюзных лидеров и семинаров для совместного обучения молодых профактивистов медицинских организаций и образовательных учреждений. Эта работа будет совершенствоваться и развиваться.

Особо подчеркну, что молодежные мероприятия профсоюза в отчетный период имели стратегическое значение и стали основой для формирования команды молодых, перспективных активистов, кадрового резерва, что во многом, способствует повышению имиджа нашей организации.

– Профсоюзы во всем мире имеют консервативный имидж. Власти ждут от защитников прав трудящихся обычно неприятностей – забастовок, акций протеста. С другой стороны, трехсторонние комиссии помогают находить взаимоприемлемые решения сложных вопросов между Правительством РФ, Администрациями и медицинским сообществом. На ваш взгляд, почему форма договариваться сегодня более предпочтительна?

– Отвечая на ваш вопрос о том, что же, по моему мнению, лучше – переговоры или коллективные действия, считаю, что всегда можно найти мирные способы разрешения любых конфликтов. Мы осознаем ответственность за жизнь и здоровье пациентов, поэтому считаю невозможным допустить, чтобы в результате коллективных действия, а тем более акций протеста пострадали обычные граждане, пациенты. Коллективные действия – это всегда конфликт, давление на работников, а также непрогнозируемые последствия для всех сторон конфликта.

В здравоохранении как отрасли социально-значимой, любые действия направленные на блокирование деятельности больниц и поликлиник запрещены законом. Поэтому я считаю, что, в первую очередь, необходимо доносить до власти свою аргументированную позицию.

Надо системно выстраивать процесс переговоров, как на стадии возникновения, так и урегулирования любых, в том числе трудовых конфликтов. Поэтому для нас важно действовать в рамках активного взаимодействия с Минздравом России, как с нашим основным социальным партнером. И этот процесс, действительно, налажен. Скажу, что действует практика, когда проекты нормативных актов министерства, которые затрагивают интересы работников, в обязательном порядке проходят согласование с Профсоюзом.

Наше активное участие в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений позволяет решать многие сложные вопросы. Профсоюз имеет представительство почти во всех ее рабочих группах, нам удается, и в том числе с Минздравом России, влиять на принятие тех или иных актов, которые касаются социально-экономических и трудовых прав медицинского сообщества.

Приведу только один пример, все слышали о так называемой «регуляторной гильотине», в рамках которой планировалось отменить большое количество правовых актов СССР и РСФСР и их отдельных положений. Нам удалось не дать отменить ряд важных для отрасли актов. Среди них: список 1974 года, дающий право на дополнительный отпуск за вредные или опасные условия труда, акты, в соответствии с которыми в настоящее время медицинские работники имеют право на дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы, а также иные нормативные документы, предусматривающие особенности организации труда.

Завершая ответ на ваш вопрос, я бы хотел привести старую истину, которая очень четко позволяет ответить на Ваш вопрос – «лучше плохой мир, чем хорошая война». Поэтому в современных условиях Профсоюз, представляющий более 2 млн работников здравоохранения, использует любые возможности отстаивания интересов медицинских работников, в том числе допуская возможность и активных коллективных действий, если наша позиция не будет услышана. Но мы отдаем все-таки предпочтение возможности договориться.

– Какие вопросы вызывают наибольшие противоречия в подходах между профсоюзом и Минздравом России? Как Вы считаете, учитывает ли руководство министерства здравоохранения РФ позицию профсоюза?

– Все вопросы, относящиеся к компетенции Минздрава России, связанные с кадровой темой, рассматриваются с участием профсоюза. Формирование Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников, пересмотр структуры профессиональных квалификационных групп, разработка профессиональных стандартов, работа над отраслевой Рамкой квалификаций, участие в Аттестационных и Аккредитационных Комиссиях, в Комиссиях по выборам ректоров ВУЗов, разработка типовых норм труда – вот сфера нашей сегодняшней активной совместной деятельности.

Но, по большому счету, круг вопросов по организации, финансированию деятельности учреждений, решению проблемы дефицита кадров, оплаты труда медицинских работников, их социальной защиты – относятся не столько к Минздраву и к людям, руководящим отраслью, а требует принципиального изменения государственной политики в этой сфере. В первую очередь, в части финансового обеспечения. Мы многократно, в том числе и на страницах «Медицинской газеты», говорили о сложных вопросах, о нерешаемых проблемах. Однако они и сегодня остаются! С другой стороны, очевидно требование времени в расширении полномочий министерства. Чтобы обеспечить единство подходов к организации медицинской помощи, Профсоюз неоднократно высказывался о поддержке введения элементов «вертикализации» управления здравоохранением. Штабу отрасли пора предоставить действенные рычаги управления процессами. И определенные шаги в этом направлении уже делаются. Важным моментом является формирование на федеральном уровне требований к Отраслевым системам оплаты труда медицинских работников. Завершая тему, связанную с оплатой труда, хочу особо отметить, что на федеральном уровне процесс ее разработки идет достаточно сложно. Впрочем, как и любой процесс, основанный на принципиальном изменении подходов к выстраиванию системы, ее правовой базы и требующий определенных финансовых вложений. Как я уже говорил, свои предложения Профсоюз уже выработал. Будем обсуждать, искать компромиссные решения, но твердо отстаивать выработанные позиции… Слегка перефразируя общеизвестную истину, «поработаем-увидим» – во сколько государство сегодня, в лице «нового» Правительства страны, готово оценить труд медицинского работника! В общем, предстоит большая и ответственная работа.