​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Заседание комитета ЕФПОО по здравоохранению и социальному обслуживанию

24.10.2013

15 октября 2013 г. в Люксембурге состоялось 39-е заседание Постоянного комитета ЕФПОО по здравоохранению и социальному обслуживанию, в работе которого приняли участие представители профсоюза работников здравоохранения РФ.

При обсуждении социального диалога в больничном секторе члены постоянного комитета проголосовали по «Руководству ЕФПОО-HOSPEEM по решению вопросов, связанных со старением рабочей силы и примерами передового опыта» и обсудили предложения ЕФПОО о задачах и мероприятиях для включения в План работы ЕФПОО-HOSPEEM на 2013-2015 гг, который планируется принять на Пленарном заседании 10 декабря 2013г. В рамках встречи так же состоялось обсуждение документа ЕФПОО по ключевым вопросам и по потенциальным приоритетным направлениям и задачам ЕФПОО.

По оценке участников, в большинстве европейских стран службы социального обслуживания и здравоохранения страдают от хронической нехватки финансирования. Приватизация учреждений общественного обслуживания с целью сокращения затрат на здравоохранение и получения прибыли частным сектором зачастую сопровождается ухудшением условий труда работников предприятий, а также качества предоставляемых населению услуг в  целом. Данная тенденция наблюдается уже давно, но в настоящее время она особенно обострилась на фоне финансово-экономического кризиса в Евросоюзе.

С ростом числа частных и государственных/муниципальных организаций  здравоохранения, сопровождающимся фрагментацией рынка и недостаточным  признанием их усилий, усложняется задача профсоюзов по воздействию на работодателей с целью повышения доступности профессиональной подготовки их сотрудников, а также внедрения новых ролей и форм организации труда.

В отдельных профессиях на региональном уровне отмечается ощутимая нехватка квалифицированных специалистов, которую в долгосрочной перспективе невозможно компенсировать лишь за счет трансграничной трудовой миграции (либо такая миграция крайне негативно отразится на ситуации в странах-донорах). Она будет лишь обостряться по мере роста спроса на данные услуги и изменения демографической ситуации. Кроме того, трудовая миграция из определенных стран приводит к ухудшению ситуации со здравоохранением и соцзащитой в этих странах в целом, снижению качества соответствующих учреждений и услуг (в частности, к нехватке квалифицированных кадров и «утечке мозгов») и условий работы (в частности, увеличению трудовой нагрузки и «утечки специалистов по уходу»).

Миграция внутри стран Евросоюза приводит к нехватке ресурсов здравоохранения и социальных услуг в странах с низким уровнем условий жизни и труда. В странах, принимающих трудовых мигрантов, это привело к демпингу заработных плат и вынужденному согласию работников на более низкую заработную плату и социальный пакет ради сохранения рабочего места на рынке труда, на котором ранее обеспечивалась занятость для высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых специалистов.

Миграция работников здравоохранения в страны Евросоюза из стран не входящих в ЕС осложняется трудностями с переаттестацией и признанием дипломов о высшем медицинском образовании. Дмитрий Закусилов, представляющий интересы профсоюза работников здравоохранения РФ в Постоянном комитете ЕФПОО по здравоохранению и социальному обслуживанию, предложил рассмотреть вопрос о признании Российской врачебной квалификации в странах Евросоюза, приведя в пример взаимовыгодное сотрудничество медицинских университетов г. Ростов-на-Дону и г. Кельн в Германии. Было предложено вынести данный вопрос на обсуждение в рамках Россия-ЕС и разработать план действий по внедрению данной практики.

Нехватка квалифицированных специалистов в основном происходит по внутренним причинам, вследствие недальновидности работодателей и органов власти отдельно взятых стран. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку во многих профессиональных сферах недостаточны, поскольку работодатели и власти стремятся сократить расходы. Наиболее серьезно от этого пострадала подготовка врачей и среднего медперсонала. После получения диплома специалисты работают по специальности очень недолго, либо переходя в другие сферы, либо досрочно уходя из профессии в связи с ухудшением здоровья.

В учреждениях здравоохранения ЕС наблюдаются сокращения штатов, концентрация нагрузки и реорганизация схем разделения труда. Проблему нехватки медперсонала пытаются решить путем передачи служебных обязанностей врачей другим работникам. Средний медперсонал и другие кадры медучреждений принимают на себя эту дополнительную нагрузку без увеличения штата. Рабочие процедуры (в частности, служебные обязанности квалифицированного сестринского персонала) разбиваются на отдельные компоненты с перераспределением последних между менее квалифицированными работниками по новым схемам («тейлоризация»). Служебные обязанности среднего медперсонала делятся на навыки различных уровней с целью снижения издержек. Последствия такого перераспределения обязанностей и создания новых должностей для кадровой структуры и системы профобразования пока не получили достаточно точной оценки, и по ним не проводилось долгосрочного планирования.

В целях перераспределения обязанностей, обычно выполняемых врачами высшей квалификации (консультанты), или уменьшения нагрузки сестринского персонала создаются новые должности весьма узкого профиля (например, так называемые ассистенты сосудистой хирургии, чья задача — подготавливать сосуды пациента к операции, или флеботомисты — специалисты по забору крови). В то же время, крайне трудо- и навыкоемкие виды работ выполняются менее квалифицированными специалистами, например, уход за пациентами, страдающими деменцией, в Германии осуществляет медперсонал, не имеющий опыта сестринской работы или подготовки, помимо специального 16-недельного курса обучения.

Перераспределение обязанностей и новые требования к специалистам в сфере медицинских услуг позволяют расширять круг профессиональных задач для ряда должностей, например, предоставляют специализированному среднему медперсоналу дополнительные возможности в части выписки лекарственных средств и предоставления консультаций. Однако сужение профессиональных задач приводит к утрате или размыванию навыков и снижению уровня компетентности представителей отдельно взятых профессий.

Тейлоризация рабочих процедур приводит к конфликту сфер полномочий отдельных профессий и снижению качества услуг, оказываемых стационарным пациентам и лицам, нуждающимся в амбулаторном лечении в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Себестоимость труда снижается за счет перераспределения частей рабочих процедур в пользу менее квалифицированных и высокооплачиваемых работников. Это снижает престиж квалифицированного труда и приводит к росту недовольства среди квалифицированных специалистов, а в ряде случаев и к перегрузке работников, не обладающих достаточными навыками. Спрос на высококвалифицированные навыки падает, а на менее квалифицированные — растет. Отсутствие четких границ между профессиональными обязанностями отдельных должностей приводит к конкуренции между ними. Новые должности зачастую создаются внутри организаций ситуативно, и органы государственной власти не контролируют их и не устанавливают для них образовательных требований.

Многие государства ЕС разделяют мнение о том, что услуги здравоохранения следует оказывать на местном уровне с целью приближения их к пациенту. Однако такая организация может повысить стоимость медицинских услуг для пациентов. Сегодня многие государства ЕС признают наличие проблемы старения рабочей силы в сегменте здравоохранения и необходимости привлечения молодых кадров в отрасль. Кроме того, работодатели все глубже сознают необходимость использования достижений научно- технического прогресса и стимулирования инновационных проектов.

Одним из немаловажных пунктом повестки дня стало обсуждение проектов резолюций «Здравоохранение и социальные слуги», «Социальные услуги» и собственных резолюций членских организаций ЕФПОО в преддверии Конгресса ЕФПОО «Наша Европа: социальная справедливость, общественные услуги, работа для всех!» в мае 2014 г.

В целях определения последующих мероприятий ЕФПОО по законодательным инициативам/изменениям действующего местного законодательства, члены постоянного комитета были информированы об итогах работы ЕФПОО по пересмотру Директив ЕС «О признании профессиональной квалификации», «О рабочем времени», «О государственных закупках» и «О присуждении концессионных контрактов» и высказали свои рекомендации по дальнейшим действиям ЕФПОО в лоббировании интересов ее членских организаций в уполномоченных органах ЕС.

Участники заседания приняли участие в акции против сокращения расходов в секторе общественного обслуживания, которая проводится Европейской Федерацией профсоюзов общественного обслуживания.