​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Болезни модернизации

Болезни модернизации

04.06.2012

- Особенность текущего периода связана с переходом медицинских организаций на новые типы учреждений и со снятием ответственности государства за деятельность подавляющего их большинства, - сообщил в своем докладе председатель профсоюза Михаил Кузьменко. - В этих условиях перед организациями профсоюза стоят задачи: минимум - не допустить снижения уровня имеющихся прав у медицинских работников, максимум - добиться большего, используя новые экономические рычаги и самостоятельность учреждений.

Как следовало из выступлений на пленум е, опасаться и впрямь есть чего. По данным профсоюзного мониторинга, создание бюджетных учреждений нового типа (БУНТов) в ряде регионов сопровождалось задержкой выплат заработной платы, снижением финансирования, сокращением фонд а оплаты труда по сравнению с фонд ом предыдущего года. Иногда руководство не давало профсоюзу возможности полноценно участвовать в процессе реорганизации учреждений.

Чтобы этому успешно противодействовать, по мнению Кузьменко, первички прежде всего должны повышать свою осведомленность о реформе: многие председатели профкомов даже не знают, что могут входить в наблюдательные советы реорганизуемых медучреждений. Большее участие требуется и при определении нормативов затрат на медицинскую помощь в рамках госзадания, и закон не препятствует в этом профсоюзу.

Проблемы были и остаются в связи с переходом на одноканальное финансирование обязательной медицинской помощи за счет средств ОМС:

- В подавляющем большинстве субъектов РФ программы ОМС на 2012 год сформированы с финансовым дефицитом, а в отдельных регионах индексация тарифов на медицинскую помощь на этот год не предусмотрена, - безрадостно констатировал председатель профсоюза работников здравоохранения.

Иллюстрацией этих слов может служить недавний пример в Ханты-Мансийском автономном округе, о чем на пленум е также вспомнили. Медики поликлиники поселка Солнечный решили, не дождавшись зарплаты за апрель и май, приостановить работу. Причиной невыплат стало то, что территориальный фонд ОМС рассчитал тарифы на медпомощь (в которые с начала года включены зарплата и еще несколько статей расходов), по размеру недостаточные, чтобы покрыть все расходы поликлиники. Чтобы решать подобные проблемы, постановил пленум , надо активней участвовать в комиссиях по разработке территориальных программ медицинской помощи и рабочих комиссиях при территориальных фонд ах ОМС, которые и устанавливают тарифы.

Одной из главных на пленум е была тема повышения оплаты труда медиков. Как прозвучало в установочном докладе, ситуация “продолжает оставаться критической”. И это - несмотря на дополнительные выплаты, предусмотренные региональными программами модернизации здравоохранения, и двойную индексацию на 6,5%, которая была предусмотрена на 2011 год.

В прошлом году средняя зарплата в отрасли сложилась на уровне 18 545 рублей, с разбросом в регионах от 16 500 до 42 000 для врачей и от 9280 до 23 000 для среднего медперсонала. При этом сохраняется отставание уровня оплаты труда в системе здравоохранения от среднего по экономике. В 2011 году медики получали лишь 78% от среднего межотраслевого уровня, в 2010-м - 73%, в 2009-м - 77%.

Но в профсоюзе рассчитывают на преодоление этого разрыва, полагаясь на изданный в начале мая указ нового президента России “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”. По указу, средняя зарплата врачей, преподавателей медицинских вузов, научных сотрудников и вообще всех работников медицины с высшим образованием должна к 2018 году вдвое превысить средний уровень по экономике, а для социальных работников, младшего и среднего персонала - достичь среднего уровня по экономике. Михаил Кузьменко в реалистичности этих обещаний не сомневается. В своем недавнем интервью “Солидарности” (№ 18, 2012) он сказал, что уже к концу 2012 года средняя зарплата в здравоохранении должна вырасти на 30%.

Впрочем, даже в 2011 году индексация в полном объеме была проведена не везде. Как сообщила председатель Камчатской краевой организации профсоюза Лариса Покрищук, в ее регионе зарплата выросла не на 13,4%, а лишь на 6,5%.

В регионах вызывает беспокойство и структура оплаты труда: сейчас на тарифную часть приходится 15 - 30%, остальное - стимулирующая часть, распределение которой, по словам Нины Ковальчук, председателя Челябинской областной организации профсоюза, во многом зависит от персональных предпочтений главврача. Идею о том, что структуру оплаты труда необходимо менять (тарифная часть должна составлять 60 - 70% от общей заработной платы), поддержал Михаил Кузьменко.

Но и тот уровень оплаты труда, который достигнут в отрасли, достается медикам ценой неимоверных усилий:

- Не секрет, что многие медицинские работники для сохранения приемлемого уровня материального благосостояния своих семей вынуждены работать в полтора-два раза больше, - отметил Михаил Кузьменко.

Помимо низких зарплат, причина переработок, по мнению Елены Чугуевой, председателя Красноярской краевой организации профсоюза, - нехватка кадров. Как следует из материалов основного доклада, нехватка врачей по стране оценивается в 30%, среднего медперсонала - почти в 50%. И связано это опять же с низкими доходами и непрестижностью профессии. Единственный выход - стимулировать приток молодежи, обеспечивая ее жильем и достойным соцпакетом. Ведь “задыхающиеся от работы врачи” не могут лечить качественно, говорит Чугуева.

Наконец, в ходе реформы медучреждения переходят в подчинение региональных властей, и это ставит перед профсоюзом важные задачи в части собственного реформирования. Мониторинг показал, что таким образом уже в 33 регионах социальные партнеры профсоюза переместились с местного на региональный уровень. И профсоюзу придется перераспределить груз работы на уровень обкомов, сократив численность районных организаций.

Решение о начале этой внутренней реформы пленум закрепил в итоговом постановлении. Кроме того, было решено: через Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений добиваться реализации обнародованных изменений в системе оплаты труда, установления базовых окладов на уровне не ниже МРОТ и пересмотра кадровой политики в отрасли.

 

 

А. Гусев