​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Председатель ФНПР считает недопустимым отдавать регионам полномочия по контролю за сферой труда

Председатель ФНПР считает недопустимым отдавать регионам полномочия по контролю за сферой труда

24.08.2012

Председатель ФНПР Михаил Шмаков направил письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву о недопустимости передачи полномочий по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства с федерального на региональный уровень. Приводим текст письма полностью:

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

13 июля 2012 года у Вас на совещании  был рассмотрен вопрос «О передаче отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и заслушан доклад Министра регионального развития Российской Федерации О.М. Говоруна по данному вопросу.

С учётом состоявшегося обсуждения было, в частности, дано поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти подготовить проект федерального закона, предусматривающий передачу федерального полномочия в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением федеральных законов (а основополагающими нормативными правовыми актами трудового законодательства являются федеральные законы – Трудовой кодекс Российской Федерации, «О минимальном размере оплаты труда», «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», и целый ряд других),  Конституцией Российской Федерации (пункт «а» статья 71) прямо и однозначно отнесено к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Законодательство о труде включает в себя такие институты трудового права, надзор за соблюдением которых возможен только централизованной федеральной структурой.

К числу важнейших из них относятся:

  • нормы об оплате труда работников;
  • требования охраны труда (включая требования по проведению аттестации рабочих мест) и др.

Это обусловлено следующим. В настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность свыше 10 тысяч учреждений федерального подчинения, а также более 400 тысяч хозяйствующих субъектов, непосредственно подчиненных или подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным структурам. По данным Росстата, на 1 января 2011 года в Российской Федераци насчитывается свыше 14,6 млн.человек, работающих в бюджетном секторе экономики. Численность работников федеральных государственных учреждений составляет 4,5 млн.человек, учреждений субъектов Российской Федерации – 3,2 млн.человек и муниципальных учреждений – 6,9 млн.человек.

В отношении данных учреждений эффективно осуществлять надзор и контроль органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не способны в силу неустранимого реального конфликта интересов.

Проводимые федеральной инспекцией труда проверки показывают, что зачастую региональные и местные органы власти и их должностные лица либо сами непосредственно виновны в выявляемых в таких организациях нарушениях федерального законодательства (в частности, по вопросам оплаты труда и охраны труда), либо всячески покрывают такие нарушения и правонарушителей.

Так, задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по состоянию на 1 июля 2012 г. составила 24 млн.рублей, в том числе задолженность из федерального бюджета составила 14 млн.рублей (увеличение на 1 млн.рублей, или на 10,1%), бюджетов субъектов Российской Федерации – 0,2 млн.рублей (снижение на 0,2 млн.рублей, или на 48,5%), местных бюджетов   - 10 млн.рублей (снижение на 5 млн.рублей, или на 35,0%).

В случае соподчиненности инспекций труда и других органов исполнительной власти возникает реальная угроза возникновения конфликта интересов, недолжного влияния на инспекторов с целью освобождения от ответственности руководителей региональных и муниципальных учреждений и предприятий, что в свою очередь, может крайне негативно повлиять на социальную, экономическую и политическую ситуацию в регионе и способствовать возникновению региональных очагов социальной напряженности.

Аналогичные риски могут возникнуть также при осуществлении надзора за соблюдением порядка расследования несчастных случаев на производстве.

Осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде в отношении множества организаций федерального уровня подчинения (свыше 10 тысяч организаций в целом по Российской Федерации), а также организаций, осуществляющих экстерриториальный принцип деятельности (организации железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного транспорта и т.п.) возможно только централизованной федеральной структурой.

Кроме этого, Федеральная служба по труду и занятости, которая является членом Международной ассоциации инспекций труда – неправительственной организации, признанной Международной организацией труда. С упразднением Роструда Российская Федерация теряет и членство в этой организации, и руководство этой международной организацией.

Федерация Независимых Профсоюзов России считает недопустимым передачу  федерального полномочия в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ и считает необходимым подчинить Роструд и его территориальные органы напрямую Правительству Российской Федерации, переименовав его в Федеральную службу по надзору в сфере труда (по аналогии с Ростехнадзором и Роспотребнадзором), передав все функции по занятости, миграции, альтернативной службе, «чернобыльцам» и пр., как несвойственные надзору, в ведение Минтруда.