​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Депутаты приняли во втором чтении поправки к 326-ФЗ

19.11.2020

Депутаты Госдумы РФ поддержали проект поправок к 326-ФЗ «Об ОМС», который предполагает сокращение расходов на ведение дел страховыми медорганизациями (СМО) до 0,8-1,1% от общего объема финансирования по подушевым нормативам, а также обособленное финансирование федеральных медучреждений. Во втором чтении учтена поправка Правительства РФ, которое выступило против исключения из ФЗ пункта о невозможности отказа в медпомощи. Третье чтение проекта закона намечено на 24 ноября.

Всего было принято 35 различных, в основном технических, поправок: уточнен механизм финансирования федеральных медорганизаций, «состав мероприятий медико-экономического контроля» и введен трехсторонний договор между СМО, медорганизацией и территориальным фондом. Подробнее о том, какие поправки были предложены Комитетом по охране здоровья ко второму чтению законопроекта, – в разборе Vademecum.

«У нас на сегодняшний день вводятся изменения, которые позволят нам финансировать медицинскую помощь соседних субъектов РФ», – подчеркнул глава комитета Дмитрий Морозов на заседании, не уточнив, о какой конкретно поправке идет речь. Вероятно, он имел в виду изменения, позволяющие застрахованным выбрать медицинскую организацию из числа тех, которые участвуют в реализации территориальных программ (в предыдущей редакции законопроекта говорилось только о территориальной программе того региона, где человек застрахован).

Норматив расходов на ведение дел (РВД) СМО поправками закреплен в пределах 0,8-1,1% от суммы, поступившей в организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Кроме того, в закон вводится новая статья о государственной информационной системе ОМС.

Депутат Госдумы Алексей Куринный заявил, что необходимо сократить финансирование страховщиков и снизить планку РВД до первоначальных 0,5-1%. Он привел в пример ФФОМС, который должен выполнять функции страховщика для федеральных учреждений. РВД фонда будет установлен в пределах 0,38%, куда войдут экспертиза, анализ счетов, медико-экономическое обоснование без услуг оповещения граждан.

С оповещением граждан, уверен Куринный, может справиться информсистема, на что не потребуется «больших затрат». Депутаты отклонили его предложение и проголосовали за диапазон 0,8-1,1%. В целом ни одна из поправок, отклоненных ко второму чтению Комитетом Госдумы по охране здоровья, на пленарном заседании принята не была.

Законопроект об изменениях в 326-ФЗ «Об ОМС» был внесен Правительством РФ в Госдуму 30 сентября и принят в первом чтении 21 октября. В первую очередь им предлагается выделить в бюджете ФФОМС отдельный сегмент на прямое финансирование федеральных медучреждений, на что, по предварительным данным, в 2021 году потребуется 119,4 млрд рублей – соответствующая сумма заложена в проекте бюджета ФФОМС и не будет покрываться средствами федбюджета.

Ранее против изменений в 326-ФЗ выступили Центральный банк РФ, Счетная палата, Минфин, а также Всероссийский союз страховщиков и Всероссийский союз пациентов. Позже, сообщила председатель ФФОМС Елена Чернякова, ЦБ все же поддержал законопроект в части уменьшения диапазона РВД.

Параллельно ФФОМС подготовил еще один пакет поправок, который в правительстве и фонде пытаются реализовать через другой законопроект, формально направленный на «повышение роли страховых медицинских организаций в защите прав застрахованных». Предлагается, в частности, закрепить оказание медпомощи застрахованным в другом регионе в территориальной программе ОМС и распределять объемы такой медпомощи решением комиссии по разработке терпрограммы.

Предполагается также, что в реестр ОМС медорганизации, планирующие участие в реализации территориальной программы ОМС, будут включаться в заявительном порядке, а структура тарифа ОМС перестанет жестко ограничивать медорганизации в тратах полученных по ОМС средств на уставные цели.

Эти поправки, по информации Vademecum, находятся на согласовании и рассмотрении в Комитете Госдумы по финансовому рынку.